Константин Батюшков поэт
Батюшков Константин Николаевич: биография, творчество, личная жизнь, дружба с Пушкиным 📚
На волнах ПоЗиТиВа
Константин Батюшков
Константин Батюшков ~ «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы…»
На волнах ПоЗиТиВа
Константин Батюшков ~ Беседка муз
На волнах ПоЗиТиВа
Константин Батюшков поэт
Константин Батюшков ~ Бог
На волнах ПоЗиТиВа
Константин Батюшков ~ Вакханка (+ Анализ)
На волнах ПоЗиТиВа
воспоминания
Константин Батюшков ~ Воспоминание (Я чувствую, мой дар…) + Анализ
На волнах ПоЗиТиВа
Лес
Константин Батюшков ~ Есть наслаждение и в дикости лесов… (+ Анализ)
На волнах ПоЗиТиВа
Константин Николаевич Батюшков
Константин Батюшков ~ Из письма к Пушкину В.Л. от первой половины марта 1817г
На волнах ПоЗиТиВа
Константин Батюшков
Константин Батюшков ~ К Дашкову (Мой друг! я видел море зла…) (+ Анализ)
На волнах ПоЗиТиВа
Константин Батюшков
Константин Батюшков ~ Мечта (Подруга нежных муз, посланница небес…) (Элегия) (+ Анализ)
На волнах ПоЗиТиВа
Константин Батюшков
Константин Батюшков ~ Мои Пенаты (+ Анализ)
На волнах ПоЗиТиВа
Мой гений
Константин Батюшков ~ Мой Гений (+ Анализ)
На волнах ПоЗиТиВа
Развалины в Швеции
Константин Батюшков ~ На развалинах замка в Швеции…(+ Анализ)
На волнах ПоЗиТиВа
Константин Батюшков
Константин Батюшков ~ Надежда (Элегия) (+ Анализ)
На волнах ПоЗиТиВа
Константин Николаевич Батюшков
Константин Батюшков ~ Переход через Рейн…
На волнах ПоЗиТиВа
Константин Батюшков ~ Пробуждение (Элегия) (+ Анализ)
На волнах ПоЗиТиВа
Страница 1 из 2
1 2

Константин Николаевич Батюшков (18 [29] мая 1787, Вологда — 7 [19] июля 1855, Вологда) — русский поэт и прозаик. Константин Николаевич Батюшков прожил длинную жизнь, к сожалению, омраченную душевной болезнью. Именно он придал русской поэзии свойственные ей напевность, поэтичность и гибкость. Стихи Батюшкова олицетворяют собой совершенство рифмы и чистоту слога, каждое слово поэт мучительно обдумывал и огранял. Он нашел «клад» прелести русского языка. Поэт, творческие находки которого довел до совершенства Александр Сергеевич Пушкин, был пионером в становлении певучести русского языка. Он первым заметил в нем, «несколько суровом и упрямом», замечательную «силу и выразительность». Современники признавали, что без его стихов не было бы Пушкина. Сам Батюшков писал, что стихи – это не рифма, а чувства, не слова, а образы. Творческие наработки Батюшкова признаны классическими еще при его жизни всем современным ему русским поэтическим миром, а в первую очередь Карамзиным и Жуковским.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ БИОГРАФИЮ БАТЮШКОВА КОНСТАНТИНА НИКОЛАЕВИЧА

Константин Николаевич Батюшков: краткая биография, творчество,
личная жизнь, трагическая судьба…

Константин БатюшковКонстантин Батюшков в молодости

Судьба Батюшкова полна трагизма. Пережив Пушкина чуть ли не на два десятилетия, он тем не менее остался для современников и потомков его молодым предшественником, не успевшим проявить своего исключительного дарования.

Пушкин призывал критиков Батюшкова «уважать в нем несчастие и несозревшие надежды». На протяжении всей своей жизни он пристально изучал и высоко ценил то, что Батюшков успел сделать в русской поэзии. Мелодичность, благозвучие, интонационная свобода, необычайная гармония всех элементов батюшковского стиха, пластичность лирики, нетрадиционный образ автора — мудреца и эпикурейца — все это делало Батюшкова прямым учителем молодого Пушкина. Можно даже сказать, что он был «Пушкиным до Пушкина». Оба поэта осознавали эту глубокую родственность дарований. Оттого так восторгался Батюшков первыми песнями «Руслана и Людмилы»: «Талант чудесный, редкий! вкус, остроумие, изобретение, веселость. Ариост в девятнадцать лет не мог бы писать лучше…» (1818 год, письмо к Д. Н. Блудову). И через два года, по поводу пушкинского стихотворения «Юрьеву»: «О! как стал писать этот злодей».

Пушкин и Батюшков

В лицейские годы Пушкин посвятил Батюшкову два послания. Во многих стихотворениях того времени он подражает «российскому Парни» (« Городок», «Тень Фонвизина», «Воспоминания в Царском Селе»). В разговорах и набросках критических статей 1824—1828 годов Пушкин постоянно возвращается к оценке творчества и исторического значения Батюшкова.

Константин БатюшковПортрет Константина Батюшкова в юности

Константин Батюшков родился в Вологде в мае 1787 года, в дворянской семье, принадлежавшей к старинному роду, но сильно обедневшей, поэт рано познал горе утраты. Его мать скончалась, когда маленькому Косте едва исполнилось восемь. Душевная болезнь, связанная с психическим расстройством матери, стала причиной её смерти. Воспитывал поэта в раннем возрасте его дед, предводитель дворянства, но особое влияние оказал на развитие и формирование мировоззрения поэта его двоюродный дядя М.Н. Муравьёв — поэт и просветитель.

Получив хорошее образование в частных пансионах Петербурга, Батюшков особенно преуспел в изучении иностранных языков. Знание французского и итальянского языков очень пригодилось поэту, он стал талантливым переводчиком и страстно полюбил поэзию. Любовь к чтению ставит его в ряд самых образованных людей того времени. Проводя дни за чтением, он стал поклонником творчества Ломоносова и Вольтера; наслаждался литературой французского Просвещения, итальянского Возрождения, античной литературой, поэзией и драматургией. Дядя во всём поддерживал юного Батюшкова, который в течение пяти лет жил в его доме и служил в Министерстве народного просвещения чиновником. Денег служба не приносила, он постоянно жаловался на хроническую бедность. Однако здесь он знакомится и сходится с Н.И. Гнедичем, А.Н. Радищевым и другими писателями, входившими в «Вольное общество словесности, наук и художеств». Туда же вступает и Батюшков, увлечённый передовыми идеями времени. Стихотворной сатирой «Видение на берегах Леты» (1809), получившей широкое распространение в списках, Батюшков принял активное участие в полемике с «Беседой любителей русского слова». Батюшковым впервые было употреблено получившее позднее широкое употребление слово «славянофил». Батюшков вступил в противостоявший «Беседе» литературный кружок «Арзамас», куда входили представители новых литературных течений — от В. А. Жуковского и Д. В. Давыдова до юного Пушкина, могучее дарование которого Батюшков сразу высоко оценил.

Есть наслаждение и в дикости лесов,
Есть радость на приморском бреге,
И есть гармония в сем говоре валов,
Дробящихся в пустынном беге.
Я ближнего люблю, но ты, природа-мать,
Для сердца ты всего дороже!
С тобой, владычица, привык я забывать
И то, чем был, как был моложе,
И то, чем ныне стал под холодом годов.
Тобою в чувствах оживаю:
Их выразить душа не знает стройных слов,
И как молчать об них — не знаю.

Батюшков стал главой «легкой поэзии», восходящей к традиции анакреонтики XVIII века, наиболее выдающимися представителями которой были Державин и Капнист («образец в слоге», как назвал его Батюшков). Воспевание радостей земной жизни — дружбы, любви — сочеталось в интимных дружеских посланиях Батюшкова с утверждением внутренней свободы поэта, независимости его от «рабства и цепей» феодально-абсолютистского общественного строя, чьим пасынком он остро себя ощущал. Программным произведением этого рода явилось послание «Мои Пенаты» (1811—12); по словам Пушкина, оно «…дышит каким-то упоеньем роскоши, юности и наслаждения — слог так и трепещет, так и льется — гармония очаровательна».

Мои пенаты. Послание Жуковскому и Вяземскому

Отечески пенаты,
О пестуны мои!
Вы златом не богаты,
Но любите свои
Норы и темны кельи,
Где вас на новосельи
Смиренно здесь и там
Расставил по углам;
Где странник я бездомный,
Всегда в желаньях скромный,
Сыскал себе приют.
О боги! будьте тут
Доступны, благосклонны!
Не вина благовонны,
Не тучный фимиам
Поэт приносит вам,
Но слезы умиленья,
Но сердца тихий жар
И сладки песнопенья,
Богинь пермесских дар!…

В 1807 Константин Батюшков записывается в народное ополчение и в качестве сотенного начальника милиционного батальона отправляется в Прусский поход. В сражении под Гейльсбергом был тяжело ранен, однако остался в армии и в 1808 — 09 участвовал в войне со Швецией. Выйдя в отставку, целиком посвящает себя литературному творчеству.

Во время войны 1812 года Батюшков, из-за болезни не ушедший в действующую армию, испытал на себе «все ужасы войны», «нищету, пожары, голод». В декабре Батюшков смог выбраться в Москву и лично лицезреть все разорение, учиненное французами. Поэт не успел принять участие в Бородинской битве (здесь сражался его друг Иван Петин), и поэтому вид разоренной Москвы вызвал у него жажду мщения.

Нет, нет! Пока на поле чести
За древний град моих отцов
Не понесу я в жертву мести
И жизнь, и к родине любовь;
Пока с израненным героем,
Кому известен к славе путь,
Три раза не поставлю грудь
Перед врагов сомкнутым строем, —
Мой друг, дотоле будут мне
Все чужды Музы и Хариты,
Венки, рукой любови свиты,
И радость шумная в вине!

В 1813 — 14 участвовал в заграничном походе русской армии против Наполеона. Впечатления войны составили содержание многих стихов: «Пленный», «Судьба Одиссея», «Переход через Рейн». Патриотическое воодушевление, охватившее Батюшкова в связи с Отечественной войной 1812, выводит его за пределы “камерной лирики”. Под влиянием тягот войны, разрушения Москвы и личных потрясений поэт переживает духовный кризис, разочаровавшись в просветительских идеях.

Улыбка страстная и взор красноречивый,
В которых вся душа, как в зеркале, видна,
Сокровища мои… Она
Жестоким Аргусом со мной разлучена!
Но очи страсти прозорливы:
Ревнивец злой, страшись любви очей!
Любовь мне таинство быть счастливым открыла,
Любовь мне скажет путь к красавице моей,
Любовь тебя читать в сердцах не научила.

В сентябре 1818 Батюшков приехал в Москву. Он готовится к поездке в Италию. Эта служба ему крайне необходима, он мечтает хоть как-то отвлечься от мрачных мыслей, укрепить в теплых краях расшатанное за годы службы и сражений свое отнюдь не железное здоровье. «Но первое условие – жить, а здесь холодно, и я умираю ежедневно. Вот почему желал Италию и желаю. Умереть на батарее – прекрасно; но в тридцать лет умереть в постели – ужасно и, право, мне что-то не хочется». (Из письма А.И. Тургеневу 10 сентября 1818 года из Москвы.)

Историю моих страстей,
Ума и сердца заблужденья,
Заботы, суеты, печали прежних дней
И легкокрилы наслажденья:
Как в жизни падал, как вставал,
Как вовсе умирал для света,
Как снова мой челнок фортуне поверял…

В январе 1819 Константин Батюшков приехал в Рим и месяц любовался достопримечательностями знаменитого древнего города. Затем его путь лежал в Неаполь, к месту службы при русском посланнике графе Штакельберге. В Неаполе Батюшков поселился в доме на набережной, по которой в свободные часы поэт очень любил гулять, любуясь великолепной картиной Неаполитанского залива. Но служба не приносила удовлетворения, отношения с его начальником, графом Штакельбергом, возложившего на Батюшкова всю текущую переписку, не сложились. Постоянные придирки графа порой переходили в грубые замечания, что очень задевало талантливого поэта и боевого офицера. Все это не способствовало излечению от недугов, а наоборот провоцировало дальнейшее прогрессирование душевной болезни – его стало все раздражать, появилось излишняя подозрительность…

В конце 1820 года Батюшков смог перевестись в Рим и служить у князя Италинского – русского посланника при папском дворе. Но прогрессирование болезни уже не позволяло добросовестно нести службу, надо было всерьез приниматься за лечение. В апреле 1821 года Батюшков получил отпуск и отправился на курорт в Теплиц, расположенный в Южной Германии.

В феврале 1822 года Константин Батюшков получил бессрочный отпуск и отправился для лечения сначала в Петербург, а затем – в Симферополь. Его психическое здоровье продолжает ухудшаться и в итоге у него появляется мания преследования.

С 1833 года Константин Батюшков проживал в Вологде в доме своего племянника Г.А. Гревенса (здание Педагогического училища). Практически все время проживания у родственников Батюшков находился в болезненном состоянии и неадекватно воспринимал действительность. Батюшкова периодически посещают приезжающие в Вологду его старые знакомые, но больной поэт никого не узнает. Именно в этот период жизни Н.В.Бергу удалось сделать рисунок Батюшкова, стоящего у окна.

В последний год жизни в состоянии Батюшкова наступили изменения к лучшему: его болезнь отступила, поэт вновь стал интересоваться жизнью, беседовать с людьми, читать книги и газеты. Он совершал прогулки по улицам Вологды, по набережной, выезжал в деревню. Но вернуться к полноценной творческой жизни ему так и не удалось.

Изнемогает жизнь в груди моей остылой;
Конец борению; увы! всему конец.
Киприда и Эрот, мучители сердец!
Услышьте голос мой последний и унылый.
Я вяну и ещё мучения терплю:
Полмертвый, но сгараю.
Я вяну, но ещё так пламенно люблю
И без надежды умираю!
Так, жертву обхватив кругом,
На алтаре огонь бледнеет, умирает
И, вспыхнув ярче пред концом,
На пепле погасает.

Летом 1855 года поэт заболел и после продолжительной лихорадки умер 7 июля 1855 году, похоронен он был на кладбище Спасо-Прилуцкого монастыря.

29 мая 1987 года в Вологде состоялся грандиозный народный праздник в связи с 200-летним юбилеем со дня рождения Константина Николаевича Батюшкова. На холме Кремлевской площади Вологды рядом с Софийским собором был установлен памятник Батюшкову (автор памятника – известный скульптор В. Клыков), выполненный из бронзы, представлявший собой скульптуру поэта, держащего за повод своего боевого коня. Одновременно с этим прошли торжественные встречи в Устюжне, Даниловском и поселке Мяксе Череповецкого района (вблизи которой ранее располагалась усадьба Хантоново).

Памятник Константину Батюшкову в центре ВологдыПамятник Константину Батюшкову в центре Вологды