- Иван Крылов ~ Пловец и Море (Басня) 🌊⛵ - 13.04.2025
- Иван Крылов ~ Волки и Овцы (Басня) 🐺🐏 - 13.04.2025
- Иван Крылов ~ Дуб и Трость (Басня) (+ Анализ) 🌳🌿 - 13.04.2025
Басня «Крестьянин в беде»
Иван Крылов
✿☼✿☼✿✿☼✿☼✿✿☼✿☼✿
К Крестьянину на двор
Залез осенней ночью вор;
Забрался в клеть[1] и, на просторе,
Обшаря стены все, и пол, и потолок,
Покрал бессовестно, что мог:
И то сказать, какая совесть в воре!
Ну так, что наш мужик, бедняк,
Богатым лег, а с голью встал такою,
Хоть по-миру поди с сумою;
Не дай Бог никому проснуться худо так!
Крестьянин тужит и горюет,
Родню сзывает и друзей,
Соседей всех и кумовей[2].
«Нельзя ли», говорит: «помочь беде моей?»
Тут всякий с мужиком толкует,
И умный свой дает совет.
Кум Карпыч говорит: «Эх, свет!
Не надобно было тебе по миру славить,
Что столько ты богат».
Сват Климыч говорит: «Вперед, мой милый сват,
Старайся клеть к избе гораздо ближе ставить».–
«Эх, братцы, это всё не так»,
Сосед толкует Фока:
«не то беда, что клеть далека,
Да надо на дворе лихих держать собак;
Возьми-ка у меня щенка любого
От жучки: я бы рад соседа дорогого
От сердца наделить,
Чем их топить».
И словом, от родни и от друзей любезных
Советов тысячу надавано полезных,
Кто сколько мог,
А делом ни один бедняжке не помог.
——————————
На свете таково ж: коль в нужду попадешься,
Отведай сунуться к друзьям:
Начнут советовать и вкось тебе, и впрямь:
А чуть о помощи на деле заикнешься,
То лучший друг
И нем и глух.[3]
Дата написания: не позднее 1811 год
Примечания
[1] Клеть – холодная часть избы, через сени; чулан, амбар, кладовая.
[2] Кум – крестный отец по отношению к крестной матери и к родителям крестника; отец ребенка по отношению к крестному отцу и крестной матери.
[3] Сюжет несколько напоминает басню И. И. Хемницера «Друзья».
«И. А. Крылов. Полное собрание сочинений. Т. 3.» Раздел «Басни. Книга третья».
Скульптура под таким же названием как и произведение Крылова находится в Третьяковской галерее в Москве. Возможна она связана с басней.
Но на сайте галереи опубликована другая история:
Самое значительное свое произведение Матвей Чижов исполнил в Риме 1873 года по заказу известного московского купца, промышленника и мецената К.Т. Солдатенкова. «Крестьянин в беде» — это первое изваяние в русской скульптуре на крестьянскую передвижническую тему, выполненное в мраморе в крупных формах станковой скульптуры, и одно из наиболее заметных произведений второй половины ХIХ века, знаменующее собой отход от академического искусства как в отношении композиционного решения, так и в выборе темы.
Пожары — бич русской деревни. Подобное драматическое происшествие пережил в детстве и сам Чижов, и воспоминания о нем он сохранил на всю жизнь. Скульптура изображает крестьянина-погорельца. Все, что у него осталось после пожара ‒ «сын и своя рубашка». Погрузившись в тяжелую безрадостную думу, он сидит на пепелище своего дома, а меж его колен примостился сынишка, трогательным касанием руки, пытающийся вывести отца из оцепенения.
Свободно и оригинально расположение обеих фигур, четкие скульптурные формы содержательны во всех ракурсах. Произведение хорошо выстроено, интересно для кругового обзора. Образ крестьянина исполнен монументальности. Молодой скульптор демонстрирует прекрасное профессиональное владение средствами своего искусства.
С появлением этой работы в русской скульптуре окончательно утверждается новая крестьянская тема. На Всемирных выставках 1873 года в Вене и 1878 года в Париже работа была награждена золотыми медалями.