Константин Батюшков ~ К Дашкову (Мой друг! я видел море зла…) (+ Анализ)

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855)
Стихи Батюшкова олицетворяют собой совершенство рифмы и чистоту слога, каждое слово поэт мучительно обдумывал и огранял. Он нашел «клад» прелести русского языка.
Батюшков Константин Николаевич (1787-1855)

Константин Батюшков

«К Дашкову»
Константин Батюшков

Мой друг! я видел море зла
И неба мстительного кары:
Врагов неистовых дела
Войну и гибельны пожары.
Я видел сонмы богачей,
Бегущих в рубищах издранных,
Я видел бледных матерей,
Из милой родины изгнанных!
Я на распутьи видел их,
Как, к персям чад прижав грудных,
Они в отчаяньи рыдали
И с новым трепетом взирали
На небо рдяное кругом.
Трикраты с ужасом потом
Бродил в Москве опустошенной,
Среди развалин и могил;
Трикраты прах ее священной
Слезами скорби омочил.
И там,- где зданья величавы
И башни древние царей,
Свидетели протекшей славы
И новой славы наших дней;
И там,- где с миром почивали
Останки иноков святых,
И мимо веки протекали,
Святыни не касаясь их;
И там,- где роскоши рукою,
Дней мира и трудов плоды,
Пред златоглавою Москвою
Воздвиглись храмы и сады,-
Лишь угли, прах и камней горы,
Лишь груды тел кругом реки,
Лишь нищих бледные полки
Везде мои встречали взоры!..
А ты мой друг, товарищ мой
Велишь мне петь любовь и радость
Беспечность, счастье и покой
И шумную за чашей младость!
Среди военных непогод,
При страшном зареве столицы,
На голос мирный цевницы
Сзывать пастушек в хоровод!
Мне петь коварные забавы
Армид и ветреных цирцей
Среди могил моих друзей,
Утраченных на поле славы!..
Нет, нет! талант погибни мой
И лира, дружбе драгоценна,
Когда ты будешь мной забвенна,
Москва, отчизны край златой!
Нет, нет! пока на поле чести
За древний град моих отцов
Не понесу я в жертву мести
И жизнь, и к родине любовь;
Пока с израненным героем,
Кому известен к славе путь,
Три раза не поставлю грудь
Перед врагов сомкнутым строем —
Мой друг, дотоле будут мне
Все чужды Музы и Хариты,
Венки, рукой любови свиты,
И радость шумная в вине!

Ещё по теме:  Константин Батюшков ~ Бог

Дата создания: март 1813 г.

Анализ стихотворения Батюшкова «К Дашкову» (1 вариант)

Многие знаменитые русские поэты, к примеру, Н. М. Шатров, Ф. Н. Глинка, П. А. Вяземский, отреагировали на московский пожар 1812 года стихотворениями, полными горечи или гнева. Среди них был и Константин Николаевич Батюшков. Трагедия этого гордого города потрясла поэта, что выразилось в строках проникновенного стихотворения «К Дашкову».

Произведение так озаглавлено в связи с тем, что отчасти оно является ответом приятелю Константина Николаевича, Дмитрию Васильевичу Дашкову. Оно начинается с обращения к этому человеку: «Мой друг! я видел море зла…»

Затем на протяжении 34 строк поэт рисует жуткие картины разрушенного разорённого города. Автор показывает портреты людей, покалеченных войной. Образ за образом он демонстрирует человеческое горе:

Я видел сонмы богачей,
Бегущих в рубищах издранных;
Я видел бледных матерей…

Константин Николаевич за 1812-1813 годы несколько раз посещал Москву, что позволило ему детально воссоздать образ растерзанного города:

Трикраты с ужасом потом
Бродил в Москве опустошенной…
(Пояснение: «трикраты» – трёхкратно, трижды.)

Поэт несколько раз использует приём анафора. Благодаря этому образы словно последовательно нанизываются на нить повествования, усиливая его напряжённость:

Лишь угли, прах и камней горы,
Лишь груды тел кругом реки,
Лишь нищих бледные полки…

В стихотворении использованы эпитеты, отражающие чувства автора по отношению к городу. Он называет здания величавыми, башни – древними, а саму Москву – священной, «отчизны край златой». «Рдяное небо» (рдяный – оттенок красного) – сильный образ, указывающий не только на настоящий пожар, но и на горящее от сострадания сердце поэта.

В 35-й строке поэт снова обращается к собеседнику. Очевидно, прежде между ними происходил разговор, в котором Дашков убеждал Батюшкова обратить внимание на более лёгкие и радостные темы, изображать в своих произведениях позитивные события. Но поэту это кажется, по меньшей мере, несвоевременным. В своём пламенном отказе воспевать развлечения и восторги молодости поэт противопоставляет эти позитивные явления прошлого мрачному настоящему:

Ещё по теме:  Константин Батюшков ~ Тень друга (Элегия) (+ Анализ)

При страшном зареве столицы,
На голос мирныя цевницы
Сзывать пастушек в хоровод!

Некоторые слова и выражения современному читателю могут показаться неясными. Например, сейчас почти не используется слово «цевница», но в старину так называли –разновидность свирели, на которой часто играли пастухи. Многим незнакомы имена Цирцея (героиня древнегреческой мифологии), Армида (персонаж поэмы «Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо). Всё это – отсылки к молодости поэта, который увлекался произведениями античных авторов.

Для автора Родина, олицетворением которой является Москва, является более достойной прославления, нежели мелочные «коварные забавы» молодёжи. При этом поэт не упрекает друга в чёрствости, но в то же время показывает себя истинным патриотом, преданным своей стране и народу.

Анализ стихотворения «К Дашкову» Батюшкова (2 вариант)

Молодой поэт, участник нескольких военных кампаний, Константин Николаевич Батюшков весной 1813 года пережил кризис мировоззрения. Итогом потрясения от увиденного в Москве после оставления города армией Наполеона стало стихотворение «К Дашкову».

Стихотворение написано в марте 1813 года. Его адресатом является Дмитрий Васильевич Дашков, приятель поэта по литературному кружку «Арзамас». К. Батюшкову в эту пору 26 лет, Д. Дашкову — 24 года. Первый добровольцем, вопреки воле отца, отправился участвовать в военных походах того времени, второй избрал иную долю: способный и даровитый, Д. Дашков быстро поднимался по карьерной лестнице в министерстве юстиции. К. Батюшков воевал и в Отечественную войну 1812 года, видел разоренную Москву после нашествия французов и великого пожара. Получив дружеское легкомысленное письмо, поэт пылко отвечает, что сердце его ранено окружающими бедствиями, ему не до веселья и любви.

Утонченный, любивший все европейское, ценивший французскую доблесть и философию, поэт испытывает страшное разочарование. Чужбина больше не кажется ему просвещенной. Он любит свое Отечество и разделяет с русским народом тяготы войны.

По жанру — гражданская, патриотическая лирика, по размеру — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Лирический герой — сам автор. По композиции условно делится на 2 части: в первой — описание своих впечатлений от народных бедствий в сожженной Москве, во второй — полемика с другом о темах для творчества, уместных в это тяжелое время.

Ещё по теме:  Константин Батюшков ~ Есть наслаждение и в дикости лесов… (+ Анализ)

Лексика возвышенная, местами церковнославянская (перси, чада, на первый взгляд, неправильное ударение в рифмах «издранных-изгнанных»). Стихотворение изобилует восклицаниями и обращениями.

Много повторов: я видел, и там, лишь, нет. Трижды поэт проезжал в тот период через Москву (отсюда выражение «трикраты»). В заключительных строках тоже трижды он готов встать в первые ряды сражающихся храбрецов. Античная тема здесь подается с досадой: поэт отрекается от «харит и муз» (божеств увеселений и искусств), девушек, привычно называемых Армидами (героиня книги) и цирцеями (хоть это и имя злой волшебницы, но К. Батюшков нарочно пишет его со строчной буквы), не в силах воспевать он «среди могил друзей». «Москва, отчизны край златой», «пред златоглавою Москвой» — в этих эпитетах он подчеркивает былую славу и мощь города.

Описывая другу ужасы, постигшие Москву в 1812 году, поэт-воин К. Батюшков, живописует перед современниками и будущими поколениями картину, представшую перед его глазами. Стихотворение «К Дашкову» — плод не отвлеченного вдохновения, а рассказ свидетеля, до сих пор трогающий сердца читателей.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа