Константин Батюшков ~ Надежда (Элегия) (+ Анализ)

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855)
Стихи Батюшкова олицетворяют собой совершенство рифмы и чистоту слога, каждое слово поэт мучительно обдумывал и огранял. Он нашел «клад» прелести русского языка.
Батюшков Константин Николаевич (1787-1855)

Константин Батюшков

НАДЕЖДА

Мой дух! доверенность к Творцу!
Мужайся; будь в терпеньи камень.
Не Он ли к лучшему концу
Меня провёл сквозь бранный пламень?

На поле смерти чья рука
Меня таинственно спасала
И жадный крови меч врага
И град свинцовый отражала?

Кто, кто мне силу дал сносить
Труды и глад, и непогоду, —
И силу — в бедстве сохранить
Души возвышенной свободу?

Кто вёл меня от юных дней
К добру стезёю потаенной
И в буре пламенных страстей
Мой был вожатый неизменной?

Он! Он! Его всё дар благой!
Он есть источник чувств высоких
Любви к изящному прямой
И мыслей чистых и глубоких!

Всё дар Его, и краше всех
Даров — надежда лучшей жизни!
Когда ж узрю спокойный брег,
Страну желанную отчизны?

Когда струёй небесных благ
Я утолю любви желанье,
Земную ризу брошу в прах
И обновлю существованье?

Дата написания: 1815 год

Примечания

Надежда. Впервые — «Опыты», стр. 9—10. Печ. по ним с учетом правки ст. 18, сделанной Батюшковым при подготовке нового издания книги. Некоторые выражения и образы элегии взяты из стихотворения Жуковского «Певец во стане русских воинов». Мистическое осмысление темы надежды было очень распространено в поэзии первого двадцатилетия XIX в. См. стихотворение в прозе Жуковского «К надежде» («Утренняя заря», кн. 1. М., 1800, стр. 18—21) и стихотворение с тем же названием Н. И. Тургенева («Дневники и письма Н. И. Тургенева», т. 1. СПб., 1911, стр. 22—23).

Анализ стихотворения К. Н. Батюшкова «Надежда» (1 вариант)

Стихотворение написано человеком, прошедшим через горнило Отечественной войны, испытавшего страх смерти и потерявшего боевых товарищей. Пережитое побуждает его пересмотреть жизненные ценности, заставляет задуматься о вечном, констатировать присутствие в своей жизни высших сил, признать их заступничество, покровительство.

Ещё по теме:  Константин Батюшков ~ Я клялся боле не любить…

Стихотворение переполнено художественными выразительными средствами, это:

  • риторические восклицания – «… дух! доверенность (доверие)!..», «Он! Он!», «Он есть источник…!», «…краше … – надежда! …» – отражают полноту религиозного чувства автора;
  • риторические вопросы – «Не он ли … провел …?», «… чья рука … ?», «. ..кто вел?..», «Когда узрю (увижу)?..», «Когда утолю … желанье?» – призваны сделать акцент на личности Создателя, подчеркнуть его значение;
  • многочисленные лексические повторы – «кто, кто … дал», «Он! Он! … Он есть…», «кто … силу дал сносить… и силу сохранить» – используются с той же целью;
  • лексика высокого стиля – «пламень (пламя)» – придающая изложению патетический характер;
  • старославянизмы – «глад», «стезя (путь)», «брег», «прах»;
  • инверсия – «души возвышенной», «его все дар», «дар его», «любви прямой», «страну желанную», «град свинцовый», «силу дал» – позволяет выделить стоящие в конце каждой фразы яркие определения;
  • олицетворения – «свобода души», «дух, … мужайся», «жадный (до) крови меч»;
  • эпитеты – «благой дар», «высокие чувства», «небесные блага», «земная риза», «желанная страна», «бранный (военный) пламень», «свинцовый град», «возвышенная душа», «потаенная стезя», «пламенные страсти» – помогающие создать впечатляющие образы;
  • перифразы – «земная риза» – телесная сущность человека, «свинцовый град» – пули;
  • метафоры – «буря страстей», «источник чувств», «струя благ»;
  • сравнение – «…в терпеньи (как) камень»;
  • многосоюзие – «и меч, и град» – подчеркивает значение каждого слова;
  • синекдоха – «вел к добру»;
  • ряды однородных членов предложения – «труды, глад, непогода», «источник чувств, любви, мыслей», «утолю, брошу, обновлю» – создают всеобъемлющую картину действительности;
  • метонимия – «поле смерти».

Поэт размышляет о божественной предопределенности каждой человеческой жизни и свой посмертной участи. Для большого поэта желанным является возвращение в небесное отечество, под покровительство Создателя.

Анализ стихотворения «Надежда» Батюшкова (2 вариант)

Творчество Константина Николаевича Батюшкова можно условно разделить на несколько этапов. Стихотворение «Надежда» — плод зрелой лирики еще молодого поэта.

Стихотворение написано в 1815 году, его автору исполнилось 28 лет, он участвовал в нескольких военных кампаниях против армии Наполеона, и в этот период он переживает болезненный кризис, приведший вскоре к полной переоценке ценностей. Война, смерть друга, затянувшийся разлад с отцом, промедление с переводом его в гвардию, согласие на брак от любимой девушки, полученное не по любви, а по воле ее опекунов. К. Батюшков словно становится другим человеком, отошли суета, погоня за удовольствиями и стремление делать карьеру.

Ещё по теме:  Константин Батюшков ~ Беседка муз

По жанру — религиозная лирика, элегия, по размеру — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Лирический герой — сам автор. Интонация исповедальная. Надежда как христианская добродетель — вот тема этого произведения. «Доверенность Творцу!» — доверие Богу. Раньше поэт был в иллюзии, что он сам творец своей судьбы, что все будет так, как он захочет, что он в силах достичь желаемого. Стихотворение полно восклицаниями и риторическими вопросами: мой дух! Его все дар благой! Страну желанную отчизны? Поэт гонит прочь отчаянье: мужайся; будь в терпеньи камень. Он перечисляет множество опасностей, через которые прошел в своей жизни невредимым: чья рука меня спасала, град свинцовый отражала?

Надежда неразрывно связана с верой и любовью. Он больше не думает об устройстве своей жизни на земле, не требует любви от людей, он ждет возвращения в небесное Отечество. Смерть не страшит его: он знает, что для христианина это только переход в иную жизнь, для которой, собственно, и предназначен человек.

В первой строфе поэт фиксирует внимание на военных походах, в которых он был задействован, во второй — на творчестве, вдохновении. Повторы усиливают горячую благодарность поэта: кто, кто мне силу дал? Кто вел к добру? Он! Он! Эпитеты: чувств высоких, мыслей чистых и глубоких, пламенных страстей, спокойный брег, бранный пламень. Олицетворения: жадный меч. Метафора: поле смерти, земная риза. Лишь несколько слов требуют пояснений: стезя (путь), бранный (военный), глад (голод), риза (одежда), узрю (увижу).

Лирика Константина Батюшкова готовила почву для появления в русской поэзии феномена Александра Пушкина. Сборник «Опыты в стихах и прозе» включает в себя произведение «Надежда».

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа