Константин Бальмонт ~ Благовещенье в Москве (+ Анализ)

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942)
Величайший русский поэт, символист, тонкий лирический певец, классик литературы Серебряного века. Автор множества поэтических сборников, статей и очерков.
Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942)

Благовещение Пресвятой Богородицы

«Благовещенье в Москве»
Константин Бальмонт

Благовещенье и свет,
‎‎ Вербы забелели.
Или точно горя нет,
‎‎ Право, в самом деле?

Благовестие и смех,
‎‎ Закраснелись почки.
И на улицах, у всех
‎‎ Синие цветочки.

Сколько синеньких цветков,
‎ Отнятых у снега.
Снова мир и свеж и нов,
‎‎ И повсюду нега.

Вижу старую Москву
‎‎ В молодом уборе.
Я смеюсь и я живу,
‎‎ Солнце в каждом взоре.

От старинного Кремля
‎‎ Звон плывёт волною.
А во рвах живёт земля
‎ Молодой травою.

В чуть пробившейся траве
‎‎ Сон весны и лета.
Благовещенье в Москве,
‎ Это праздник света!

Сборник «Только любовь» (1903). Раздел «Очертания снов».

Благовещение Пресвятой Богородицы

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Благовещенье в Москве»

Название стихотворения говорит само за себя: автор при всем свободном образе жизни не может удержаться и не передать свои впечатления от празднования Благовещенья – одного из крупнейших православных праздников. Он знаменует получение Девой Марией благой вести о предстоящем рождении ею Спасителя мира – Иисуса Христа.

Стихотворение описывает духовный подъем народа и содержит такие средства художественной выразительности:

риторический вопрос – «Или точно горя нет …?» – отражает надежду лирического героя на утешение, нравственное очищение;
инверсию – «закраснелись почки», «живет земля», создающую акцент на природных явлениях;
слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «цветочки», «синенькие» – приметы умиления лирического героя;
многосоюзие – «и свеж, и нов, и … нега»;
контекстуальные антонимы – «старая – молодой» – придают речи образность;
лексику высокого стиля – «взор», «нега (в контексте речи – чистое блаженство)» – обусловленную тематикой стихотворения;
лексический повтор – «я смеюсь и я живу» – подчеркивает личностное, авторское восприятие мира;
сравнение – «плывет волною»;
метафоры – «праздник света», «солнце во взоре», «живет травою (то есть трава является признаком весны, пробуждения природы к жизни)»;
олицетворения – «почки закраснелись» – как будто люди от радостного ожидания, «звон плывет», «молодая трава», «сон весны и лета», «Москва в уборе»;
эпитет – «старинный Кремль»;
контекстуальные синонимы – «Благовещенье, Благовестие»;
риторическое восклицание – «…это праздник света!» – отражающее высоту эмоционального подъема;
парцелляцию (членение предложений) – «… плывет волною. А во рвах…».

В стихотворении всего семь глаголов и много назывных предложений, потому что автор описывает не действия, а свое состояние. Оборот «вербы забелели» отражает тот факт, что почки на вербах распустились и приобрели вид пушистых белых комочков. Синие цветы – это пролески, которые появляются весной одними из первых, порой на проталинах в окружении сугробов. Поэтому автор пишет, что они отняты «от снега». Акцент на синем цвете неслучаен – это символ Богородицы, цвет ее хитона, и в праздник Благовещенья священники надевают одежду голубого цвета.

Ещё по теме:  Константин Бальмонт ~ Август (Как ясен Август, нежный и спокойный…) + Анализ

Слово «мир» можно толковать двояко – и как сообщество людей, и как земную жизнь в целом: обновлению подвергается все. Слово «свет» открывает и закрывает текст – произведение словно наполнено искрящейся радостью и солнцем.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Поделитесь с друзьями
На волнах позитива