- Константин Бальмонт ~ Звезда пустыни 🙏 - 19.10.2024
- Константин Бальмонт ~ Я буду ждать тебя мучительно… (+ Анализ) ✍💖 - 19.10.2024
- Константин Бальмонт ~ Осенняя радость 🍂🌞🍁 - 19.10.2024
«Благовещенье в Москве»
Константин Бальмонт
Благовещенье и свет,
Вербы забелели.
Или точно горя нет,
Право, в самом деле?
Благовестие и смех,
Закраснелись почки.
И на улицах, у всех
Синие цветочки.
Сколько синеньких цветков,
Отнятых у снега.
Снова мир и свеж и нов,
И повсюду нега.
Вижу старую Москву
В молодом уборе.
Я смеюсь и я живу,
Солнце в каждом взоре.
От старинного Кремля
Звон плывёт волною.
А во рвах живёт земля
Молодой травою.
В чуть пробившейся траве
Сон весны и лета.
Благовещенье в Москве,
Это праздник света!
Сборник «Только любовь» (1903). Раздел «Очертания снов».
Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Благовещенье в Москве»
Название стихотворения говорит само за себя: автор при всем свободном образе жизни не может удержаться и не передать свои впечатления от празднования Благовещенья – одного из крупнейших православных праздников. Он знаменует получение Девой Марией благой вести о предстоящем рождении ею Спасителя мира – Иисуса Христа.
Стихотворение описывает духовный подъем народа и содержит такие средства художественной выразительности:
риторический вопрос – «Или точно горя нет …?» – отражает надежду лирического героя на утешение, нравственное очищение;
инверсию – «закраснелись почки», «живет земля», создающую акцент на природных явлениях;
слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «цветочки», «синенькие» – приметы умиления лирического героя;
многосоюзие – «и свеж, и нов, и … нега»;
контекстуальные антонимы – «старая – молодой» – придают речи образность;
лексику высокого стиля – «взор», «нега (в контексте речи – чистое блаженство)» – обусловленную тематикой стихотворения;
лексический повтор – «я смеюсь и я живу» – подчеркивает личностное, авторское восприятие мира;
сравнение – «плывет волною»;
метафоры – «праздник света», «солнце во взоре», «живет травою (то есть трава является признаком весны, пробуждения природы к жизни)»;
олицетворения – «почки закраснелись» – как будто люди от радостного ожидания, «звон плывет», «молодая трава», «сон весны и лета», «Москва в уборе»;
эпитет – «старинный Кремль»;
контекстуальные синонимы – «Благовещенье, Благовестие»;
риторическое восклицание – «…это праздник света!» – отражающее высоту эмоционального подъема;
парцелляцию (членение предложений) – «… плывет волною. А во рвах…».
В стихотворении всего семь глаголов и много назывных предложений, потому что автор описывает не действия, а свое состояние. Оборот «вербы забелели» отражает тот факт, что почки на вербах распустились и приобрели вид пушистых белых комочков. Синие цветы – это пролески, которые появляются весной одними из первых, порой на проталинах в окружении сугробов. Поэтому автор пишет, что они отняты «от снега». Акцент на синем цвете неслучаен – это символ Богородицы, цвет ее хитона, и в праздник Благовещенья священники надевают одежду голубого цвета.
Слово «мир» можно толковать двояко – и как сообщество людей, и как земную жизнь в целом: обновлению подвергается все. Слово «свет» открывает и закрывает текст – произведение словно наполнено искрящейся радостью и солнцем.