«Край ты мой, родимый край…»
Алексей Толстой
* * *
Край ты мой, родимый край,
Kонский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
Год написания: 1856 г.
Анализ стихотворения «Край мой, родимый край» Толстого
Алексей Толстой поражал умением лаконично, но емко говорить о великом. Доказательством этой грани его таланта является стихотворение «Край ты мой, родимый край», в котором тонко и ёмко передан образ России. В школе его изучают в 5 классе.
Краткий анализ
История создания – стихотворение было создано в 1856 году, когда поэт только развивал свой литературный талант.
Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к Родине.
Композиция – Анализируемое произведение – целостный монолог обращение лирического героя к родному краю. Он состоит из двух катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – трёхстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «конский бег на воле», «в небе крик орлиных стай».
Эпитеты – «край родимый», «бор дремучий», «свист полночный соловья».
История создания
Об истории создания анализируемого стихотворения известно мало. А. Толстой написал его в 1856 г., в период стремительного продвижения по карьерной лестнице и развития отношений с Софьей Миллер. До этого поэт успел побывать в разных городах России. Все это, видимо, и вдохновило на написание миниатюры «Край ты мой, родимый край».
Тема
В анализируемом произведении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В контексте неё развивается и идея, что родные просторы всегда восхищают человека своей неповторимостью, самобытностью. В центре произведения образы лирического героя и его родного края. Герой обращается к приволью, выражая восхищение свободными необъятными просторами. В ответе природы он не нуждается, ведь уверен, что Родина любит своих сыновей, хотя и не говорит об этом.
Лирический герой наслаждается родными пейзажами и, кажется, утопает в них. Заметно, что он умеет не только слушать природу, но и понимает её язык. Пейзажные зарисовки напоминают огромный пазл, сложенный из ярких частей. Герой не говорит о широких нивах и высоких горах – традиционных для русской литературы символах Родины. Бескрайние просторы он описывает при помощи образов зверей и птиц. В произведении воспроизводится конский бег, «крик орлиных стай» и волчий вой. При помощи такого приёма поэт наполняет строки не только визуальными образами, но и звуками.
Вторая строфа тоже начинается обращением к Родине. За ним следует восклицание, адресованное дремучему бору – неотъемлемому атрибуту русских пейзажей. Алексей Толстой не подает детального описания бора, ведь уверен, что воображение читателя воспроизведёт эту картину и без его помощи. В этом четверостишии тоже находится место звукам. Лирический герой наслаждается свистом соловья и мерным шелестом ветра в степях. В последнем стихе сливаются воздух, небо и земля. Такой эффект достигается простым перечислением элементов природы: «ветер, степь да тучи!».
Лирический герой почти не говорит о любви к родному краю, но она ощущается в каждой строчке стихотворения.
Композиция
Композиция произведения очень проста. Оно представляет целостный монолог-обращение лирического героя к родному краю. Стихи постепенно образуют панорамную картину русской природы. «Край ты мой, родимый край» состоит из двух катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.
Стихотворный размер – трёхстопный хорей. Алексей Толстой использовал перекрёстную рифмовку АВАВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.
Жанр
Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как в нём главное – эмоциональная составляющая. В стихотворении ярко выражен созерцательный характер, картины природы даются сквозь призму восприятия лирического героя.
Средства выразительности
Особенность анализируемого стихотворения – отсутствие глаголов. Этот приём позволяет создать величавые пейзажи, замедлить движение в окружающем лирического героя мире, чтобы читатель мог вдоволь насладится природой. Несмотря на такую особенность, пейзажные зарисовки не лишены динамизма. Читатель легко представляет, как по широкой степи мчат кони, а в небе пролетает стая орлов. Отсутствие глаголов не мешает автору использовать художественные средства. Они достаточно простые, так как состоят из двух-трёх слов.
В первую строфу поэт вплетает метафоры: «конский бег на воле», «в небе крик орлиных стай». Эпитеты дополняют пейзажные зарисовки и передают эмоции лирического героя: «край родимый», «бор дремучий», «свист полночный соловья».
Важную роль в стихотворении Алексея Толстого играет интонация. Все предложения в тексте восклицательные. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. Создается впечатление, что герой дал волю своим чувствам и эмоциям и, стоя посреди степей, выкрикивает свои приветствия родному краю. В некоторых строках настроение лирического героя подчёркивается аллитерацией. Например, его восторг передается при помощи согласного «р»: «Гой ты, бор дремучий!».
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ стихотворения Толстого «Край ты мой, родимый край…»
В 1850-х годах Алексей Толстой создает большую часть своего стихотворного наследия. К этому периоду относится и известная миниатюра «Край ты мой, родимый край…». Удивительно, как при помощи всего восьми строк поэту удалось создать очень тонкий и емкий образ России. Причем взгляд Алексея Константиновича направлен будто в глубь истории. Прошлое родной страны вызывало неподдельный интерес графа. Перу Толстого принадлежит значительное количество исторических произведений: многочисленные баллады и стихотворения, роман «Князь Серебряный», драматическая трилогия, посвященная Смутному времени, пьеса «Посадник». В этом контексте примечательна пародийная «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», в которой даны основные события от крещения до 1868 года.
В произведении «Край ты мой…» отсутствуют прямые отсылки к конкретным датам. Зато в нем есть дух истории. В пейзаж, созданный Толстым, идеально вписались бы былинные богатыри, представители Золотой Орды, древнерусские князья. Важную роль в данном случае играет лексика, выбранная Алексеем Константиновичем. Второе четверостишие открывается древнерусским словом «гой». Как правило, оно употребляется в составе приветственно-величальной формулы «гой еси», обозначающей «будь здоров» или «будь жив». Чаще всего встретить это выражение можно в былинах.
Образы, использованные поэтом в первом четверостишии, позволяют понять его отношение к прошлому родной страны. Лошадь – символ гармоничного движения, мощи, грациозности, красоты. Бег конского стада на воле завораживает и восхищает. Орел олицетворяет скорость, полуденное солнце, духовное начало в человеке, ассоциируется с величием, отвагой, имперской властью. Волк имеет двойственную символику. Если трактовать его образ в положительном ключе, то животное воспринимается как олицетворение победы и храбрости, эмблема воинов. Существует версия, что Толстой упоминает коня, волка и орла в качестве трех ипостасей родины.
Для лирики Алексея Константиновича характерно наличие черт народно-поэтического стиля. Именно поэтому стихотворения графа зачастую близки к песне, что не осталось без внимания многих русских композиторов. На музыку положено и произведение «Край ты мой, родимый край…». В разное время к нему обращались Цезарь Кюи, Александр Гречанинов, Владимир Ребиков и Николай Стрельников.