- Константин Бальмонт ~ Человечки - 01.04.2025
- Константин Бальмонт ~ Жар-птица (+ Анализ) 🦚 - 01.04.2025
- Константин Бальмонт ~ Я ненавижу человечество… (+ Анализ) - 01.04.2025
«Я ненавижу человечество…»
Константин Бальмонт
* * *
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша.
Мое единое отечество –
Моя пустынная душа.
С людьми скучаю до чрезмерности,
Одно и то же вижу в них,
Желаю случая, неверности,
Влюблен в движение и в стих.
О, как люблю, люблю случайности,
Внезапно взятый поцелуй,
И весь восторг – до сладкой крайности,
И стих, в котором пенье струй.
1903 г.
Сборник «Только любовь» (1903). Раздел «Проклятия».
В сборнике «Только любовь», который увидел свет в 1903 году, есть раздел, названный «Проклятия». Эпиграфом этому циклу служит фраза из поэмы Перси Биши Шелли «Освобожденный Прометей»: «Любовь, которая превращается в ненависть». Эта цитата как нельзя лучше передает настроение стихотворений раздела. Кульминацией их является «Я ненавижу человечество…», произведение, в котором автор словами лирического героя сознается в мизантропии.
Это гневное признание – не первое стихотворение, где в уста героя автор вкладывает крамольные речи. В самом деле, может ли поэт ненавидеть людей? Тех, кто жадно ждет его строк и ищет встречи, как было с многочисленными поклонниками творчества Константина Дмитриевича. Однако иногда даже они вызывают у поэта отвращение.
Известно, что в начале XX века К. Д. Бальмонт был вынужден отправиться в путешествие. По сути, это была ссылки из-за антиправительственных выступлений поэта, предпринятых им накануне. Так, в своем отечестве он был отвергнут. На чувство горечи и унижения наложилось и разочарование от черствости и глупости толпы, которую поэт встретил в эмиграции.
Мое единое отечество –
Моя пустынная душа.
Так теперь Константин Дмитриевич характеризует свои связи с родиной.
По всей видимости, именно поэтому героем этого цикла является Прометей. Однако образ бальмонтовского героя сильно отличается от персонажа древнегреческих мифов. У Бальмонта он – разочарованный своим творением создатель, отвернувшийся от него. Людское общество представляется герою предсказуемым, унылым:
С людьми скучаю до безмерности,
Одно и то же вижу в них.
Что же притягивает и радует героя, а заодно и автора стихотворения? Ответ простой – поэт влюблен в поэзию, и теперь не имеет значения, для кого она предназначена. Случайности, неожиданность, внезапное движение души – вот, что теперь важно.
Нужно сказать, что этот мотив самодовольного отречения от всего человеческого уже не впервые звучит в творчестве К. Д. Бальмонта. В таких произведениях из книги «Только любовь», как «Жар-птица», «Довольно», «Отчего мне так душно? Отчего мне так скучно?» и др., уже провозглашал свое отличие и превосходство над обычными людьми. Так почему же они входят в сборник с таким плохо сочетающимся с эгоистическими настроениями названием? Представляется, что, по мнению поэта, даже такие жестокие слова и мысли являются важным инструментом и способны пробудить в читателях добрые качества.
Произведение с вызывающим названием «Я ненавижу человечество» Константина Дмитриевича Бальмонта было включено поэтом в сборник «Только любовь».
Стихотворение написано в 1903 году. Его автору исполнилось 36 лет, он находится на пике популярности. Она особенно возросла после участия поэта в митингах политически активных студентов, недовольных тем, что из их среды выхватывают лидеров и отправляют на солдатскую службу. Ему запретили на несколько лет проживание в городах с университетами. Поэт выехал в Европу. Еще не истек срок запрета, как он вернулся в Москву, где и написал данное стихотворение.
По жанру – манифест индивидуалиста, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой. Кроме одной, все рифмы открытые. Лирический герой – сам автор. Название декларативно, содержание является автохарактеристикой поэта в тот период. «Я» и «мое» — главные местоимения произведения. Интонация экзальтированная, однако поэт обошелся без восклицаний, вопросов и даже многоточий. Побег из мира людей в мир фантазии – основная тема стихотворения. В сущности, ненависть поэта выражена только скукой. Его тяготит размеренность, стабильность, предсказуемость. Между тем, нельзя не заметить, что герой – своеобразный сверхчеловек. Вообще, влияние идей Ф. Ницше на символизм несомненно. «Отечеством» для такого человека становится собственная душа. Парадоксально она «пустынна», но это лишь из-за наполняющих ее бездн и пропастей. «Влюблен в движение и стих»: действительно, в те годы поэт много путешествовал. Он также был известен как неутомимый прожигатель жизни, порою путавший день с ночью. Междометие «о» подчеркивает восторг поэта перед игрой случая. Впрочем, в это понятие он вкладывает довольно безобидные вещи: внезапно взятый поцелуй (почти по-пушкински и по форме, и по настроению), сладкие, а не роковые, крайности, и даже стих – не как, к примеру, бич, а «пенье струй».
Стихи построены на противопоставлении «ненавижу и люблю». Для пущей эффектности автор начинает с отрицания. Сам контраст понятий – еще одна стрела в человечество с его нейтральной повседневной речью, осторожностью в оценках, недоверию к безоглядности мнений и чувств. В финале – лексические повторы: люблю. Эпитеты: до чрезмерности, сладкой, пустынная. Заключительная строка – признание в любви, по сути, к собственному творчеству. Он ведь был признанным мастером напевного, музыкального стиха.
Поэзия Константина Бальмонта – одна из вершин в литературном символизме Серебряного века.