Агнивцев Николай Яковлевич ~ краткая биография, интересные факты

Агнивцев Николай Яковлевич (1888-1932)

Николай Агнивцев

Николай Яковлевич Агнивцев (8 (20) апреля 1888, Москва — 29 октября 1932, там же) — русский поэт Серебряного века и драматург.

Николай Яковлевич Агнивцев автор большого количества коротких сатирических и шутливых стихов. Эпиграммы поэта ходили в устном исполнении и пользовались небывалым успехом.

В дальнейшем получил известность как автор песен для эстрады, среди исполнителей песен на его стихи: Александр Вертинский. Стихи Агнивцева созданы как будто специально для устного исполнения: они легко запоминаются, простые и изящные по форме, в них часто применяются повторы, а строфы напоминают куплеты и припевы песен.

Основным же направлением его творчества стали стихи для детей. В большинстве своем это увлекательные рассказы о производстве, технике, обществе и политике. Короткие и легко запоминающиеся, они с неизменным интересом привлекают внимание детей уже почти 100 лет. 

Биография Николая Яковлевича Агнивцева

Дата рождения  8 (20) апреля 1888
Место рождения   Москва
Дата смерти  29 октября 1932 (44 года)
Место смерти   Москва
Гражданство (подданство)  Российская империя
Род деятельности  писатель, поэт, драматург
Язык произведений  русский

Агнивцев Николай Яковлевич (1888-1932) — русский поэт, драматург. Родился 20 (8) апреля 1888 года в Москве в дворянской семье. Мать Агнивцев потерял в младенческом возрасте. Отец Николая Яковлевича Агнивцева (1888-1932) был дворянин, юрист по образованию, председатель судебной палаты.

 В связи с частыми переездами отца — юриста, окончившего в 1886 году Московский университет — учился в гимназиях — в Умани, Владивостоке, Москве. Окончив гимназию в Благовещенске, в 1906 году поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, который не окончил.

ВДАЛИ ОТ ТЕБЯ, ПЕТЕРБУРГ

Разбросано много
Дорога в дорогу
По миру стран всяких вокруг…
Но все эти страны
Так чужды и странны
Вдали от тебя, Петербург!

Пусть звезды там краше!
Пусть Солнце там пляшет
И пусть золотится бамбук,
Черны, как погосты.
Все солнца и звезды
Вдали от тебя, Петербург!

И хоть вечно тут он
Туманом закутан,
Но в Солнце нездешнем – ах, вдруг —
Так сердцу желанны
Волокна тумана
Вдали от тебя, Петербург!

И в Ниццкой аллее
Мне дождь твой милее!
И хочется питерских вьюг!
И нету покоя
Плененным тобою
Вдали от тебя, Петербург!

Печатался в «Петербургской газете», «Биржевых ведомостях», «Голосе земли», журнале «Пятак», «Солнце России», «Сатириконе» и «Новом Сатириконе», «Столице и усадьбе». Выступал в театрах-кабаре и литературно-артистическом ресторане «Вена».

Ещё по теме:  Африканская идиллия ~ Николай Агнивцев

Февральская революция 1917 года подтолкнула поэта на создание стихов с политической окраской. Темы и сюжеты для них в основном брались из эпохи французской революции и из русской истории. Впоследствии эти стихи получили широкую известность и также были положены на музыку.

В 1917 году вместе с режиссёром К. А. Марджановым и актёром Ф. Н. Курихиным создал в Петрограде театр-кабаре «Би-ба-бо», впоследствии «Кривой Джимми»

ДАМА ИЗ ЭРМИТАЖА

Ах, я устала так, что даже
Ушла, покинув царский бал!
Сам император в Эрмитаже
Со мной сегодня танцевал!

И мне до сей поры все мнится
Блеск императорских погон,
И комплимент императрицы,
И цесаревича поклон.

Ах, как мелькали там мундиры!
(Знай, только головы кружи!)
Кавалергарды, кирасиры,
Конногвардейцы и пажи.

Но больше, чем все кавалеры
Меня волнует до сих пор
Неведомого офицера
Мне по плечам скользнувший взор!

И я ответила ему бы,
Но тут вот, в довершенье зол,
К нему, сжав дрогнувшие губы,
Мой муж сейчас же подошел!

Pardon! Вы, кажется, спросили,
Кто муж мой?.. Как бы вам сказать…
В числе блистательных фамилий
Его, увы, нельзя назвать!..

Но он в руках моих игрушка!
О нем слыхали вы иль нет?
Александр Сергеич Пушкин,
Камер-юнкер и поэт!..

Находился в эмиграции в 1921—1923 годах.

В эмиграции появились новые интонации в его произведениях: появились большие зрелые стихи, обращенные к Петербургу, многие из которых наполнены тоской по оставленной Родине. Ни до, ни после этого Агнивцев больше не писал таких пронзительных стихов: простых и лаконичных.

Тоска по Родине не давала спокойно жить и поэт вернулся. Вернувшись в Советскую Россию, Агнивцев пытался приспособиться к новой жизни. Сотрудничал с журналом «Крокодил», сочинял для эстрады и цирка короткие шутливые вирши, сочинял детские книжки. Писал обо всем на свете: о Москве и беспризорниках, о декабристах, о кирпичах, трамваях и примусах.

СНОВА В ПЕТЕРБУРГЕ

Прощайте, немцы, греки, турки,
И здравствуй, русская земля!
В своем я снова Петербурге,
Я снова русский! Снова – «я»!

Еще вчера я был не русским!
И, запахнувшись в черный дым,
Гранитный воздух Петербургский
Еще вчера был не .моим!

Сегодня ж, странный и бессонный,
«Брожу по Невской мостовой
И с Александровской Колонной
Взлетевшей чокаюсь мечтой!

И в небо Питера, бледнея,
Уходит беженский угар…
И вновь я рифмою своею –
Целую Невский тротуар!…

Пытаясь приспособиться к новой жизни, Николай Агнивцев писал сатирические стихи, сотрудничал с журналом «Крокодил», сочинял для эстрады и цирка и до своей смерти в 1932 году успел издать свыше двух десятков книжек для детей, в том числе: «Как примус захотел Фордом сделаться» (1924), «Октябренок-постреленок» (1925), «Кит и снеток» (1927), «Рикша из Шанхая» (1927). В двадцатые годы несколько его стихотворений были положены на музыку композитором Исааком Дунаевским. Последний сборник Агнивцева «От пудры до грузовика», в который вошли стихотворения 1916-1926 гг. был издан самим автором в 1926 году.

Ещё по теме:  Гранитный призрак ~ Николай Агнивцев

ТРИ НОВОГОДНИХ ТОСТА

Куранты пробили…и вот
под бранный дым и гром
Сатурн венчает Новый год
железом и огнем.
Встаем мы вновь среди друзей,
бокалами звеня,
И есть.для Родины моей
три тоста у меня.
Мой первый тост — за тех, чей взор
как прежде бодр и прям,
На чьей груди нам всем в укор
Алеет грозный шрам,
За тех, кто там, плечо с плечом
сплотившись в ряд, звенят
Но не бокалом, а мечом!..
Тост первый за солдат!
Второй мой тост — бокалов звон —
за жатву наших дней,
За наше будущее он,
за наших.сыновей.
Чтоб, помянув на тризне нас,
на мелкие куски
Они разбили в тот же час
отцовские очки!
И, сбросив в прах былой кумир,
казавшийся святым,
Смогли б увидеть новый мир
под солнцем золотым!
Второй мой тост — бокалов звон —
за жатву наших дней,
За наше будущее он.
Второй тост — за детей!
Звени, звени, мой третий тост,
звени же вновь п вновь
О вечно лгущей сказке звезд!
Тост третий — за любовь!
Когда-то где-то в дни свои
жил некий человек,
Который не вкусил любви
за весь свой долгий век.
И потому и оттого
узнал весь край о нем,
И называли все его
великим мудрецом.
И вот явился, наконец,
сам царь проверить слух,
И оказалось, что мудрец
был просто слеп и глух!..
Звени, звени, мои третий тост,
звени же вновь и вновь
О вечно лгущей сказке звезд!
Тост третий — за любовь!

Умер Агнивцев в больнице 19 октября 1932 г. от туберкулеза горла в возрасте сорока четырех лет.

СТРАННЫЙ ГОРОД

Санкт-Петербург – гранитный город,
Взнесенный оловом над Невой,
Где небосвод давно распорот
Адмиралтейскою иглой!

Как явь, вплелись в твои туманы
Виденья двухсотлетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех российских городов!

Недаром Пушкин и Растрелли,
Сверкнувши молнией в веках,
Так титанически воспели
Тебя в граните и в стихах.

И майской ночью в белом дыме,
И в завываньи зимних пург
Ты всех прекрасней, несравнимый
Блистательный Санкт-Петербург!

К тому времени он уже был глубоко одиноким и забытым всеми человеком. В качестве некролога журнал «Крокодил» (N 31, 1932) опубликовал одно из последних сатирических стихотворений поэта:

Ещё по теме:  Белый лебедь ~ Николай Агнивцев

Мы – тараканы,
Такой народ,
Мы страсть ударны
Наоборот.

Мы усиками шевелим
И все дрожим, дрожим, дрожим.
Лбы у нас покрыты потом,
Как не вышло бы чего там…

Похоронили Н. Я. Агнивцева на Новодевичьем кладбище в Москве

Литературная деятельность

Дебютировал в печати стихотворением «Родной край» в 1908 году («Весна», № 9).

В литературной деятельности можно выделить три периода: дореволюционный, эмигрантский и период после возвращения в СССР (1923).

В первый период основные мотивы поэзии — экзотика, эротика и описание несколько идеализированного аристократического мира.

В эмиграции с грустью воспевал дореволюционный мир, выпустил сборник «Блистательный Санкт-Петербург» (Берлин, 1923 год) — свою лучшую книгу элегических стихов о дореволюционном аристократическом и артистическом городе, столице Империи. Эту книгу он посвятил актрисе Александре Перегонец, игравшей в театре «Кривой Джимми»[1].

Последний период пронизан бытовыми мотивами. По возвращении в Советскую Россию сотрудничал в сатирических журналах, писал куплеты для эстрады и цирка, издал более двадцати книг для детей, выпустил книгу стихов 1916—1926 годов «От пудры до грузовика» (1926).

Интересные факты

  • Николай Агнивцев так и не окончил Петербургский университет;
  • Николай Агнивцев своеобразно читал свои стихи, подпрыгивая на стуле, словно всадник в седле;
  • Произведения Николая Агнивцева в музыкальном оформлении исполнял А. Вертинский;
  • Николай Агнивцев был практически единоличным автором репертуара театра «Би-Ба-Бо»;
  • Стихотворение Николая Агнивцева «Коробка спичек» называли гимном русской эмиграции.

Творчество

Агнивцев Н. «Под звон мечей», типография Т-ва «Екатерингофское Печатное Дело» — Петроград, 1915.
Агнивцев Н. «Мои песенки», книгоиздательство «Литература», Берлин, 1921.
Агнивцев Н. Блистательный Санкт-Петербург, стихи. Изд. И. П. Ладыжникова. Берлин. 1923.
Агнивцев Н. От пудры до грузовика, стихи 1916—1926. Изд. автора. — М. — Л., 1926.
Агнивцев Н. Как примус захотел Фордом сделаться, «Радуга». — Л. 1924.
Агнивцев Н. Октябрёнок-постреленок, изд-во «Октябрёнок».- М. 1925.
Агнивцев Н. Твои наркомы у тебя дома, изд. «Октябренок».- М. 1926, 10 000 экз.
Агнивцев Н. Кит и снеток, «Радуга». — Л. 1927.
Агнивцев Н. Рикша из Шанхая. «Молод. гвардия». 1927.
Агнивцев Н. Спор между домами. — Рязань. 1925 и 1928.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа