Николай Гумилёв ~ Детство (+ Анализ стихотворения)

Гумилёв Николай Степанович (1886-1921)
Поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик. Он был арестован и расстрелян по обвинению в антисоветской деятельности.
Гумилёв Николай Степанович (1886-1921)

«Детство»
Николай Гумилев

Я ребенком любил большие,
Медом пахнущие луга,
Перелески, травы сухие
И меж трав бычачьи рога.

Каждый пыльный куст придорожный
Мне кричал: «Я шучу с тобой,
Обойди меня осторожно
И узнаешь, кто я такой!»

Только дикий ветер осенний,
Прошумев, прекращал игру,-
Сердце билось еще блаженней,
И я верил, что я умру

Не один,- с моими друзьями
С мать-и-мачехой, с лопухом,
И за дальними небесами
Догадаюсь вдруг обо всем.

Я за то и люблю затеи
Грозовых военных забав,
Что людская кровь не святее
Изумрудного сока трав.

 Март 1916 

луг

Анализ стихотворения Гумилева «Детство»

Автобиографический образ лирического героя-ребенка не относится к числу частотных, типичных для поэтики Гумилева. В позднем произведении «Память» возникает фигура «некрасивого» и «тонкого» мальчика, чувствительной душе которого близки и понятны явления природы. Обостренное восприятие живого мира позволяет автору наделить образ ребенка определением «колдовской». Юный герой сторонится сверстников, избрав своими друзьями «дерево» и «рыжую собаку».

Основные мотивы, пунктирно намеченные в «Памяти», получили развернутую характеристику в стихотворении «Детство», появившемся весной 1916 г. Оно начинается с декларации детской любви к неброской картине окружающей природы: обширным «медом пахнущим» лугам, редкому лесу, сухотравью, в котором встречается пасущийся скот.

Во втором и третьем катренах на лидирующую позицию выходит мотив игры, которая послужила одной из причин привязанности маленького героя к родному пейзажу. Начиная с этого эпизода поэт активно применяет олицетворения: «пыльный» куст наделяется прямой речью и способностью шутить, а «дикий» ветер — играть с мальчиком. Образы лопуха и мать-и-мачехи возводятся в ранг «друзей» юного героя. В словах куста содержится намек на сокровенный смысл, который кроется за каждой из привычных реалий природы. Эта тайна кажется чувствительному ребенку особенно захватывающей.

Ещё по теме:  Николай Гумилёв ~ Вероятно, в жизни предыдущей…

С приходом осени забавы прекращались, и к юному лирическому субъекту приходило волнительное недетское ощущение конечности бытия. Последнее связано с загадкой вечного небесного начала, понимаемой мальчиком как продолжение интересной игры.

Финальный катрен демонстрирует позицию героя-взрослого, для которого изображенные воспоминания отделены прожитыми годами. Лирический субъект трактует «военные забавы» как продолжение увлекательной игры, связанной с поисками скрытых сущностей. Герой не останавливается в своих парадоксальных формулировках: в завершающем двустишии он уравнивает ценность человеческой крови, пролитой в сражениях, и «изумрудного сока» растений.

Столь же высокая оценка образам живой природы дается в стихотворении «Деревья». Растения в отличие от людей располагают «величьем совершенной жизни», которое даровано им высшими силами. В финале произведения озвучивается неожиданная мечта лирического героя: он желает воплотиться в образ дерева — безмолвный, мудрый, близкий божественному началу.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа