«Весна (Любовь земли и прелесть года…)»
Фёдор Тютчев
Посвящается друзьям
Любовь земли и прелесть года,
Весна благоухает нам!..
Творенью пир дает природа,
Свиданья пир дает сынам!..
Дух жизни, силы и свободы
Возносит, обвевает нас!..
И радость в душу пролилась,
Как отзыв торжества природы,
Как Бога животворный глас!..
Где вы, Гармонии сыны?..
Сюда!.. и смелыми перстами
Коснитесь дремлющей струны,
Нагретой яркими лучами
Любви, восторга и весны!..
Как в полном, пламенном расцвете,
При первом утра юном свете,
Блистают розы и горят;
Как зефир в радостном полете
Их разливает аромат:
Так, разливайся, жизни сладость,
Певцы!.. за вами по следам!..
Так порхай наша, други, младость
По светлым счастия цветам!..
Вам, вам сей бедный дар признательной любви,
Цветок простой, не благовонный;
Но вы, наставники мои,
Вы примете его с улыбкой благосклонной.
Так слабое дитя, любви своей в залог,
Приносит матери на лоно
В лугу им сорванный цветок!..
Год написания: 1821
Анализ стихотворения Тютчева «Весна (Любовь земли и прелесть года…)»
1 вариант
По верному замечанию русского философа С. Л. Франка (1877-1950), описания весны в творчестве Тютчева «принадлежат к самым прекрасным страницам мировой лирики». Мыслитель отмечает, что это время года в произведениях Федора Ивановича несет с собой идею света и радости. Посредством его воспевания поэт познавал божественное начало. Наибольшее количество стихотворений, посвященных весне, написано Тютчевым в первый период творчества, то есть в 1820-30-е годы. По мнению теоретика искусства Т. Н. Райнова (1888-1958), юный Федор Иванович – «светлая, огнистая, <…> собою полная душа». При этом весна для поэта на протяжении всего творческого пути оставалась живительной силой, способной даровать человеческой душе исцеление и облегчение. Самые радостные и самые жизнеутверждающие мотивы тютчевской лирики навеяны именно весной.
В 1820-х годах создавалось стихотворение «Любовь земли и прелесть года…». Основное место в нем занимает весна. Лирический герой восторженно приветствует ее приход, поэтому произведение отличается возвышенным, приподнятым настроением. Едва ли не ключевым средством художественной выразительности становятся риторические восклицания. Весна в рассматриваемом тексте именуется любовью земли и прелестью года. Вместе с ней на земле появляется «дух жизни, силы и свободы». С ее приходом в людские души льется радость, словно «бога животворный глас». Она неразрывно связана с любовью – это слово в относительно небольшом стихотворении Тютчев повторяет четыре раза. В весенней лирике Федора Ивановича часто упоминаются цветы, причем порой их названия не конкретизируются. Они олицетворяют собой все лучшее, с чем традиционно ассоциируется весна, — молодость, красоту, любовь. В анализируемом тексте говорится о розах. Кроме того, в последней строфе стихотворение «Любовь земли и прелесть года…» называется бедным даром признательной любви и сравнивается с цветком «простым, не благовонным».
Интересно, что в рассматриваемом произведении не нашлось места описанию пейзажа. Тютчев не прибегает к изображению конкретных примет наступления весны, например, к таянию снегов, распускающимся цветам, зеленеющим деревьям. Зато в подзаголовке стихотворения присутствует уточнение – «Посвящение друзьям». Возникает ощущение, что юный Федор Иванович готов оставить на откуп другим поэтам воспевание весны через описание основных ее признаков.
Анализ стихотворения Тютчева «Весна (Любовь земли и прелесть года…)»
2 вариант
Стихотворение «Весна (Любовь земли и прелесть года…)» относится к раннему периоду творчества Ф.И. Тютчева. Оно было написано в 1821 г. Тогда молодой поэт только окончил университет. Жизнь для него играла яркими красками, а весна была особым временем года. Весенние мотивы видим во многих произведениях поэта, но в анализируемых стихах они подаются сквозь призму юного взгляда. Стоит отметить, что автор вносил правки в окончание произведения, поэтом сегодня известно два его варианта.
Тема стихотворения – красота и благоухание весны; молодость как пора счастья. Автор показывает, что весне нужно радоваться, жить в эту пору на полную, наслаждаться каждым мгновением. Кроме того, Ф.И. Тютчев учит находить любовь и вдохновение в природе.
В центре произведения образ весны и лирического «мы», под которым подразумевается молодежь, юные творческие люди. В первых строках лирический герой восторженно заявляет, что весенняя природа благоухает для всех, что всем людям она дает пир. Людей автор называет сыновьями природы.
Весна у Тютчева – символ жизненной энергии, силы, свободы. Именно в таком ключе она показана в анализируемом произведении. Весна проливает в человеческие души радость. Автор сравнивает её с голосом Бога. Лирический герой обращается к «сыновьям Гармонии», призывая их «коснуться дремлющей струны». В древнегреческой мифологии Гармония – богиня согласия и счастливого брака. В анализируемом стихотворении ее скорее нужно толковать как покровительницу мастеров пера. Ведь поэты могут коснуться дремлющих душ читателей.
Весна ассоциируется у Ф.И. Тютчева с блеском и ароматом роз. Автор описывает, как их разливает зефир, и читатель может отчетливо услышать благоухание. В предпоследней строфе лирический герой обращается к сладости жизни, прося её разливаться по следам певцов. Под певцами подразумеваются поэты. В конце стихотворения лирический герой преподносит дар своим наставникам – простой цветок без запаха. Его дар такой же искренний, как дар слабого ребенка своей матери.
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Весна» по смыслу условно делится на несколько частей: описание весенней природы; призыв к «певцам», рассказ о даре наставникам. Формально произведение состоит из двух четверостиший, трех пятистиший и одного семистишия. В начале «Весны» есть посвящение «посвящается друзьям». Оно помогает понять образы лирического «мы», певцов и сыновей Гармонии.
Анализируемое произведение пестреет художественными средствами. Они позволяют передать оригинальное восприятие Ф.И. Тютчевым весны.
В тексте есть метафоры («любовь земли и прелесть года», «пир дает природа», «дух жизни, силы и свободы возносит, обвевает нас», лучи «любви, восторга и весны»), эпитеты («смелые персты», «животворный глас», «яркие лучи»),
сравнения («пролилась, как отзыв торжества природы»).
Торжественности стихам придают устаревшие слова, старославянизмы: «возносит», «глас», «персты», «младость», «дар».