- Фёдор Тютчев ~ Неохотно и несмело… (+ Анализ) ☀⛈ - 18.04.2025
- Фёдор Тютчев ~ Как над горячею золой… (+ Анализ) - 16.04.2025
- Фёдор Тютчев ~ Полдень (+ Анализ) ☀🌳🌻 - 03.04.2025
«Неохотно и несмело…»
Фёдор Тютчев
* * *
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой.
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля –
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
6 июня 1849 г.
Тематические подборки: стихи о грозе.
Полный анализ и разбор стихотворения «Неохотно и несмело» Ф. И. Тютчева
Пейзажи Ф. И. Тютчева полны динамики и насыщены звуками, цветами и эмоциями. Ярким свидетельством этому служит стихотворение «Неохотно и несмело», где поэт динамизирует образ природы во время грозы, создавая впечатляющую картину торжественного противостояния стихий.
Краткий анализ
История создания – Произведение было написано в 1849 году и впервые опубликовано в журнале «Киевлянин» в 1850 году.
Тема стихотворения – Безмятежная красота природы, охваченной раскатами грома и сиянием молний.
Композиция – Пейзажная зарисовка делится на смысловые части: приближение грома, описание дождя с молнией и завершение грозы. Формально стихотворение состоит из пяти катренов.
Жанр – Лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – Четырёхстопный хорей с перекрёстной рифмовкой АВАВ.
Метафоры – «Прорвалась из-за тучи синяя молния струя», «Пламень окаймил её края», «В сиянье потонула вся смятённая земля».
Олицетворения – «Солнце смотрит на поля», «Принахмурилась земля», «Раскаты громовые всё сердитей и смелей».
Эпитеты – «Тёплый ветер», «Дальний гром», «Зеленеющие нивы», «Синяя молния», «Смятённая земля».
История создания
В июне 1848 года Ф. И. Тютчев направлялся из Петербурга в село Овстуг к друзьям, когда его застала гроза, оказавшая заметное влияние на его творчество и вдохновившая на написание рассматриваемого стихотворения. Впервые оно появилось в журнале «Киевлянин» под заголовком «Гроза дорогою».
Тема
В данном произведении раскрывается тема завораживающей природы, охваченной мощными раскатами грома и сверкающими молниями. Система образов включает в себя стихии: солнце, молнии, дождь и грозу. Лирический герой, наблюдающий за этими природными явлениями, становится своего рода созерцателем, внимательно вникающим в изменения окружающего мира. В начале стихотворения он описывает, как небо начинает затягиваться тучами — сначала солнце, небесное светило, с неохотой и некоторой робостью встречает это изменение, обращая свой взор на поля.
Лирический герой, вместе с зеленеющими нивами, ощущает дуновение тёплого ветра и с восхищением прислушивается к доносящимся издали раскатам грома. Кажется, нивы предвкушают дождь и, словно окутанные таинственным ожиданием, становятся ещё ярче и насыщеннее.
В третьем катрене поэт посвящает внимание молнии, которая сокрушительным пламенем разрывает тучи, окаймляя их края. С каждым мгновением усиливается и дождь с грозой; раскатам, словно преисполненным гнева, становится всё труднее сдерживать свою силу.
Завершает стихотворение картина обновлённой земли. Солнце, словно с лёгким недовольством, смотрит на поля. После бурной грозы земля, умытая дождём, утопает в сиянии ярчайших солнечных лучей. Ф. И. Тютчев насыщает пейзажную зарисовку не только визуальными образами, но и звуковыми, а также тактильными ощущениями, создавая яркий и живописный портрет природы. Это стихотворение можно отнести к пейзажной лирике, в то время как едва ощутимые философские мотивы подчеркивают мощь стихии и уязвимость человека, являющегося лишь маленьким существом перед лицом природы.
Композиция
Композиция стихотворения разбивается на смысловые части: от приближения грома до завершения грозы, что сплетено в пять катренов.
Пейзажная зарисовка стихотворения делится на осмысленные части, каждая из которых раскрывает отдельный аспект природного явления: от надвигающегося грома к описанию дождя с его раскатами и молниями, и, наконец, к завершению грозы. Формально произведение состоит из пяти катренов, а каждое четверостишье посвящено определенному образу природы. Так, динамика композиции позволяет оригинально передать плавное приближение звуков и видимых знаков грозы: в первом катрене она лишь отдалённо слышится, во втором — проявляется сила и мощь, а в финальной части стихотворения мы уже наблюдаем картину обновлённой земли, омытой дождём.
Стихотворный размер представлен четырёхстопным хореем с перекрёстной рифмовкой, что придаёт тексту особую музыкальность и ритмическую гармонию.
Жанр
Данное произведение принадлежит жанру лирического стихотворения. Лирический герой, выступая в роли созерцателя, передаёт своё восприятие величественной картины природы, а также свои мысли и чувства, навеянные внезапной бурей.
Средства выразительности
Основным инструментом для создания яркого пейзажа служат выразительные средства. Благодаря им автор демонстрирует, что каждое природное явление, подобно человеку, наделено своим характером и душой. Здесь особую роль играют олицетворения: «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «раскаты громовые всё сердитей и смелей». Эти выражения очеловечивают образы солнца, земли и грома.
Кроме того, метафоры, такие как «в сиянье потонула вся смятённая земля» и «пламень окаймил её края», создают живую картину природы, наполняя её чувственными образами. Эпитеты, такие как «тёплый ветер», «дальний гром», «зеленеющие нивы», «синяя молния» и «смятённая земля», придают пейзажу яркость, добавляя ему звуковые и цветовые нюансы.
Для передачи звукового ритма грозы служит также аллитерация: в некоторых строках находит отражение звуковое разнообразие, например, согласный «р» в фразе «и раскаты громовые всё сердитей и сильней». Хотя содержание некоторых строк требует восклицательной интонации, Тютчев отказывается от восклицаний, что, вероятно, подчеркивает спокойный и умиротворённый тон, являющийся отражением смятения земли, замеревшей в ожидании свежести и влаги.
Расширенный анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Фёдора Тютчева
Творчество Ф.И. Тютчево самобытно, потому что оно развивалось автономно, поодаль от литературной жизни середины 19 века, когда споры в литературных кругах не утихали в отношении пушкинской поэтики. Через своих современников Тютчев будто протянул руку Державину, продолжая в своем творчестве традиции европейского искусства античности и классицизма.
Своеобразие пейзажной лирики Ф.И.Тютчева
Особенностью отображения природы в поэзии Тютчева является то, что каждый поэтический пейзаж представляет собой не отдельно взятую ситуацию, а обобщённый образ. Не субъективное отображение действительности, но синтетический, цельный пейзаж виден и в стихотворении «Неохотно и несмело»: кажется, что такая гроза может проходить в любую эпоху, и изображение её будет таким, каким запечатлел его взгляд художника.
Ещё одной особенностью пейзажной лирики Тютчева является её космизм. Образ грозы, струя молнии, громовые раскаты, сияние «смятенной» земли – это части огромного механизма мироздания, вечного двигателя природы, естественного хода жизни. Так пейзаж превращается из частного случая в вечное космическое явление. Благодаря соединению этих тем Тютчев приобрёл репутацию поэта-философа.
Тема стихотворения
Основная тема этого произведения – предвкушение грозы, которая символизирует духовное обновление внутренней жизни человека параллельно с внешним очищением природы.
Изобразительно-выразительные средства
Поэт использует приём звукописи, позволяющий полностью передать картину природы во время грозы. Аллитерации звука «р» («Ветра теплого порывы,/дальный гром и дождь порой») и «л» («Пламень белый и летучий») формируют ощущение раскатов грома. Повторение звука «с» в первой и четвёртой строфах стихотворения («Неохотно и несмело/ солнце смотрит на поля») позволяет автору изобразить мощный поток света, излучаемого солнцем.
Динамичность стихотворению придаёт обилие глаголов (смотрит, прогремело, принахмурилось, пробилась). Природа не только оживает в сознании автора, она находится в беспрестанном, непрерывном движении, в ней все части связаны друг с другом и неотделимы друг от друга.
Композиция
По словам литературоведа М.Л.Гаспарова, «Пейзаж Тютчева – вертикальный, стоящая за ним тема – отношение неба и земли». В стихотворении «Неохотно и несмело» природа действительно изображена будто сверху вниз, от неба к земле. Мы словно находимся наравне с солнцем, видим свысока клубы пыли с полей, потонувшую в «сиянье» землю. Это ещё раз подтверждает тезис о том, что пейзаж Тютчева — космичен и обобщён.
Также, стихотворение построено на основе кольцевой композиции («Солнце смотрит на поля»; «Солнце раз еще взглянуло /исподлобья на поля»), что становится выражением идеи о бесконечности, цикличности мира и процессов, происходящих в нём. Как на смену грозе обязательно придёт солнце, окутавшее всю землю сиянием, так и на смену жизненных невзгод обязательно придёт этап духовного обновления и изменений к лучшему.
Таким образом, тонкий лирик Ф.И.Тютчев изобразил в стихотворении «Неохотно и несмело» гармонический образ природы, перекликающийся с душевным состоянием человека и с философской мыслью о цикличности мира.
Краткий анализ стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело…»
Пейзажная лирика Федора Тютчева весьма богата и разнообразна. Являясь сторонником романтизма, поэт считает, что чувства и ощущения имеют гораздо более важное значение, чем их материальные проявления. Иными словами, намного лучше самому любить, чем быть любимым. И, бесспорно, куда как более важно уметь замечать изящество окружающего мира, который безупречен в своем совершенстве.
Не секрет, что одним из излюбленных явлений природы Федора Тютчева является гроза, которая в его творчестве символизирует молодость и беззаботность, а с философской точки зрения приносит духовное очищение. Предвкушение грозы – тот краткий миг, когда человек, умеющий остро чувствовать прекрасное, испытывает подлинный восторг. Вместе с ожиданием очищения приходит понимание того, что все происходящее является неизбежным. И в этой фатальности есть свое очарование, противостоять которому так же бессмысленно, как и пытаться повернуть время вспять.
Стихотворение «Неохотно и несмело», написанное Федором Тютчевым в 1849 году, с присущей поэту скрупулезностью и образностью передает миг перед грозой, когда природа затихает и преображается. Солнце выглядывает из-за туч, земля «принахмурилась», а «ветра теплого порывы» мягко поглаживают «зеленеющие нивы».
Используя богатство и многообразие русского языка, поэту удается с особым колоритом передать надвигающуюся грозу. В простой по построению фразе «чу, за тучей прогремело», слышится вся гамма звуков, которые сопровождают раскаты грома. Однако звучат они не угрожающе, и природа словно бы понимает, что ничего страшного не произойдет. Даже молодая пшеница становится гораздо «зеленее под грозой», будто бы показывает всем своим видом, что предстоящий дождь является для нее настоящим праздником неги и плодородия.
С особым мастерством Федор Тютчев изобразил молнию, которая синим огненным лучом разрывает небо напополам. Эта фантастическая картина на фоне общего спокойствия и безмятежности окружающего мира словно бы переносит читателя в мир мифов и суеверий, заставляя напомнить о том, что когда-то люди поклонялись молнии, как божеству, наделяя ее способностью выбирать себе жертву среди людей, какая их за грехи. Однако поэт в стихотворении представил небесную властительницу благосклонной и милостивой. Она выступает не в роли судьи, а в качестве предвестницы грозы, неся с собой бесценный дар в виде теплого летнего дождя, которому предстоит умыть землю и напоить ее волшебным эликсиром жизни.
Его капли становятся все тяжелее, падая чаще и чаще. Они как будто бы наводят порядок на уставшей и обожженной солнцем земле, и благодаря этой небесной «уборке» видно, как «вихрем пыль летит с полей». При этом раскаты грома становятся более гулкими и сердитыми, словно подгоняют небесную царицу, заставляя ее как можно быстрее закончить свою нехитрую работу. Однако гроза не торопится, и природа, застывшая в ее ожидании, превращается в заколдованное царство, оживить которое в состоянии лишь проливной дождь.
Поэту не чужды метафоры, поэтому он наделяет солнце человеческими качествами. На время уступив бразды правления грозе, оно «исподлобья» выглядывает, прячась за темными тучами, наблюдая за тем, как хозяйничает одна из его служанок. И этот последний солнечный луч, коснувшийся «смятенной земли», является напоминанием о том, что пройдет совсем немного времени, и небесное светило вновь займет свое почетное место на облачном троне, благосклонно и слегка насмешливо взирая на обновленный мир, наполненный свежестью и чистотой после прошедшей грозы.