Игорь Северянин ~ Поэза странностей жизни (+ Анализ)

Северянин Игорь (1887-1941)
Игорь Северянин (дореф. Игорь Сѣверянинъ); настоящее имя — Игорь Васильевич Лотарёв, русский поэт «Серебряного века».
Северянин Игорь (1887-1941)

Игорь Северянин поэт

«Поэза странностей жизни»
Игорь Северянин

Авг. Дм. Барановой

Встречаются, чтобы разлучаться…
Влюбляются, чтобы разлюбить…
Мне хочется расхохотаться
И разрыдаться – и не жить!

Клянутся, чтоб нарушить клятвы…
Мечтают, чтоб клянуть мечты…
О, скорбь тому, кому понятны
Все наслаждения Тщеты!..

В деревне хочется столицы…
В столице хочется глуши…
И всюду человечьи лица
Без человеческой души…

Как часто красота уродна,
И есть в уродстве красота…
Как часто низость благородна,
И злы невинные уста.

Так как же не расхохотаться,
Не разрыдаться, как же жить,
Когда возможно расставаться,
Когда возможно разлюбить?!.

Год написания: Февраль 1916 г., Москва.

Море, дерево на камне

Анализ стихотворения И. В. Северянина «Поэза странностей жизни»

Поэза – это устаревшее название стихотворения в литературно-художественной среде начала прошлого века. Стихотворение «Поэза странностей жизни» написано в 1916 году. Оно отражает мрачное прочтение действительности И. В. Северяниным, опирающееся на негативную оценку и собственно человека, и общественных настроений.

Стремительно набирающий популярность поэт, утверждая собственное «я», как будто упустил из виду окружающих. Между тем российское общество предвоенного периода погружалось в глубокий экономический, политический и мировоззренческий кризис, ярко обозначая не лучшие человеческие качества многих представителей интеллигенции.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • антонимы «встречаются – разлучаются», «влюбиться – разлюбить», «расхохотаться – разрыдаться», «столица – деревня», «красота – уродство», в том числе контекстуальные – «лицо – душа» – описывающие полярные стороны существования;
  • эллипсис«…разрыдаться – и (больше) не жить»;
  • многочисленные умолчания«клянутся…», «мечтают…», «хочется…», «лица без души…» – приглашают читателя осмыслить сказанное, найти ему объяснение;
  • риторические восклицания«…разрыдаться – и не жить!», «наслаждения тщетны!» – отражают накал авторских эмоций;
  • риторический вопрос«…как не расхохотаться…?!»;
  • синонимы «деревня, глушь»;
  • лексический повтор«человечьи лица без человеческой души»;
  • авторский неологизм«уродна», то есть уродлива;
  • инверсию«есть красота», «злы уста»;
  • синекдоху – замену понятия по принципу «часть целое» – «уста злы» – автор выделяет рот (губы) человека как средство словесного общения, которое может приобретать любое качество;
  • ряды однородных членов предложения «встречаются, влюбляются», «(не) расхохотаться, (не) разрыдаться, не жить»;
  • лексику высокого стиля «тщетны», «о, скорбь…», «уста»;
  • многосоюзие«и разрыдаться – и не жить» – выделяет каждый член ряда;
  • аллитерацию«как же жить» – она создает звуковой акцент, ощущение тревоги;
  • парцелляцию«… хочется глуши… И всюду… лица…», которая подчеркивает обособленный фрагмент, стоящий после союза;
  • оксюморон«красота уродна», «низость благородна» – используется, чтобы проиллюстрировать всю сложность, .
Ещё по теме:  Игорь Северянин ~ Поющие глаза (Над калиткой арка из рябины...)

Частотность безличных глаголов и неопределенно-личных конструкций, не предполагающих субъекта действия, придают изложению безысходность. Автор не может обвинить никого конкретно, но от этого степень его отчаяния лишь нарастает.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа