- Иван Крылов ~ Две Бочки (Басня) (+ Анализ) - 12.04.2025
- Иван Крылов ~ Петух и Жемчужное зерно (Басня) (+ Анализ) 🐓 - 12.04.2025
- Иван Крылов ~ Напраслина (Басня) - 12.04.2025
Басня «Волк и лисица»
Иван Андреевич Крылов
Лиса забралась в курятник, наелась кур и с собой немного взяла и припрятала. Решила она вздремнуть под стогом. Тут подошел к ней изголодавшийся Волк. Охота у него не задалась, и он еле ноги волочил. Рассказал об этом куме. Лисица же про свой припас ему ни слова не сказала, а предложила угоститься сеном.
Охотно мы дарим,
Что́ нам не надобно самим.
Мы это басней поясним,
Затем, что истина сноснее вполоткрыта.
Лиса, курятинки накушавшись до-сыта,
И добрый ворошок[1] припрятавши в запас,
Под стогом прилегла вздремнуть в вечерний час.
Глядит, а в гости к ней голодный Волк тащится.
«Что, кумушка[2], беды!» он говорит:
«Ни косточкой не мог нигде я поживиться;
Меня так голод и морит;
Собаки злы, пастух не спит,
Пришло хоть удавиться!» –
«Неужли?» – «Право так». – «Бедняжка-куманек[3]!
Да не изволишь ли сенца? Вот целый стог:
Я куму услужить готова».
А куму не сенца, хотелось бы мяснова –
Да про запас Лиса ни слова.
И серый рыцарь мой,
Обласкан по́-уши кумой,
Пошел без ужина домой.[4]
Время написания: не позднее февраля 1816 г.
(Илл. Ирины Петелиной)
Примечание
[1] Ворошо́к – уменьшительное от «ворох» – куча, груда чего-нибудь, сваленного в беспорядке.[2] Кума́ – крестная мать по отношению к родителям крестника и к крестному отцу; мать ребенка по отношению к крестному отцу и крестной матери.
[3] Кум – крестный отец по отношению к крестной матери и к родителям крестника; отец ребенка по отношению к крестному отцу и крестной матери.
[4] В основе басни – мотивы русских народных сказок о волке и лисе.
Первая публикация: «Новые басни», ч. IV, 1816 г.
Крылатое выражение: Охотно мы дарим, что нам не надобно самим. Употребляется в прямом смысле.
Мораль басни «Волк и Лисица»
Некоторые люди с радостью делятся тем, что им самим не нужно, но при этом не хотят делиться чем-то дорогим и ценным, даже когда это может помочь близкому (то есть предлагают «сено» вместо «припрятанного мяса»). В этой басне Крылов осуждает такие качества, как жадность, лживость, лицемерие, безразличие, эгоизм. 🦊🐺