«К портрету Жуковского»
Александр Пушкин
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость.
Май 1818 г.
Примечания
К ПОРТРЕТУ ЖУКОВСКОГО. Напечатано в «Благонамеренном», 1818 г., №7
Анализ стихотворения Пушкина «К портрету Жуковского»
Произведение, появившееся в 1818 г., является поэтическим откликом на работу Кипренского, написанную за два года до пушкинского текста. Живописец изобразил молодого Жуковского в задумчивой позе, передающей романтически мечтательный характер литератора. Одухотворенному возвышенному настроению вторит фон: море, силуэты деревьев, фрагменты старинной крепости.
Герой Пушкина моделирует будущее: наследию адресата предстоит долгая жизнь, которая сможет преодолеть «завистливую даль» времени. Какие чувства вызовут произведения Жуковского в душах потомков? Они «утешат» грустных и подтолкнут к раздумьям счастливых, дадут повод помечтать о славе молодым честолюбцам.
Хотя источником вдохновения стало художественное полотно, содержание стихотворения посвящено не личности Жуковского, а «портрету» его лирики. Автор насыщает стихотворный текст лексикой и образами, характерными для поэтики адресата. Центральная категория стихотворения – «сладость». Эта лексема, часто применяемая Жуковским, демонстрирует стилевые черты и особенности мировоззрения романтического поэта. «Сладостью» обозначаются положительные жизненные впечатления и предметы, образы которых способны вызвать любовь и умиление, счастье и умиротворение. Ключевая лексема получает оригинальный эпитет «пленительная»: подобный выбор подчеркивает состояние чарующей гармонии, возникающее у настоящего и прогнозируемого читателя.
Текст миниатюры богат тропами. В первом двустишии встречаются сходные по композиции метафоры, структура которых включает инверсную конструкцию с родительным падежом: «стихов сладость» и «веков даль». Каждый из метафорических компонентов наделен эпитетом. Второй пример осложняется олицетворением: литературное наследие адресата способно «проходить» сквозь столетия. Прием предваряет череду однотипных олицетворений, предметом которых становятся элегические категории младости, «безмолвной» печали и «резвой» радости. Параллельное содержание четвертой и пятой строк подчеркнуто их сходным синтаксисом. Показательно, что антитеза «печаль» – «радость» призвана не выявить противоречия, а подчеркнуть подобие.
Пушкинская миниатюра заслужила высокую оценку, и первые восторженные отзывы принадлежат современникам: критики отмечают ясный и логичный стиль, сочетающий открытость культурному опыту с неповторимостью авторской поэтической системы.
Портрет Василия Жуковского Ермолая Эстеррейха
Краткий анализ стихотворения «К портрету Жуковского» Пушкина
Девятнадцатилетний Александр Сергеевич Пушкин создает стихотворный памятник своему учителю и другу Василию Андреевичу Жуковскому. Короткое стихотворение «К портрету Жуковского» — отклик на живописный портрет кисти Ореста Адамовича Кипренского.
Посвящение написано в 1818 году. Его автору исполнилось 19 лет, он уже год, как окончил учение в Царскосельском лицее, выйдя оттуда в чине коллежского секретаря. Он охотно участвует в заседаниях литературного общества «Арзамас», ведет рассеянную светскую жизнь. А также приступил к работе над поэмой «Руслан и Людмила». Дружба двух поэтов зародилась осенью 1815 года. Поводом для стихотворения послужил портрет В. Жуковского, писанный О. Кипренским в 1816 году. Это было изображение в романтическом духе, с руинами замка и условным пейзажем на заднем фоне, с задумчивым поэтом, смотрящим вдаль, облокотившись на руку.
Надо сказать, что спустя 2 года Василий Жуковский подарил юному собрату по перу другой свой литографический портрет кисти Ермолая Эстеррейха. На нем красовалась надпись «Победителю-ученику от побежденного учителя», а поводом к ней послужило чтение последней главы поэмы «Руслан и Людмила». Александр Пушкин дорожил подарком всю жизнь, портрет был с ним и в его последней квартире в Петербурге. Василий Жуковский стал душеприказчиком после смерти Александра Пушкина, заботился о его семье и хлопотал о сохранении и издании рукописей.
По жанру — лирическое посвящение, дифирамб. По размеру — пятистопный ямб со сложной рифмой, квинтет. Лирический герой — собирательный образ будущих ценителей поэзии. Все рифмы закрытые, что создает отчетливый, но вместе с тем и плавный ритм стихотворения. В нем нет восклицаний и напыщенности, автор старается соблюсти простоту и ясность лирики самого Василия Жуковского.
Произведение метафорично и полно аллегориями. «Пройдет веков даль» могло бы звучать гиперболой, если бы не знать, что в прошедшие 200 лет наследие В. Жуковского и переиздается, и изучается в учебных заведениях. Олицетворение: пленительная сладость стихов, вздохнет младость, утешится печаль, задумается радость. Эпитеты: завистливую, безмолвная, резвая. Совершенство поэзии В. Жуковского пробудит в поэтах будущих времен желание подражать ему, пить из источника его вдохновения. Произведение глагольно, динамично, эмоционально: пройдет, внемля, вздохнет.
Произведение «К портрету Жуковского» — дань восхищения Александром Пушкиным поэтом старшего поколения, наставником. Их дружба — еще один своеобразный памятник, который пережил «веков завистливую даль».