- Сергей Есенин ~ Ну, целуй меня, целуй… (+ Анализ) 💋 - 26.09.2025
- Сергей Есенин ~ Ты плакала в вечерней тишине… (+ Анализ) - 26.09.2025
- Сергей Есенин ~ Под венком лесной ромашки… (+ Анализ) - 26.09.2025
«ТЫ ПЛАКАЛА В ВЕЧЕРНЕЙ ТИШИНЕ…»
Сергей Есенин
* * *
Ты плакала в вечерней тишине,
И слезы горькие на землю упадали,
И было тяжело и так печально мне,
И все же мы друг друга не поняли.
Умчалась ты в далекие края,
И все мечты увянули без цвета,
И вновь опять один остался я
Страдать душой без ласки и привета.
И часто я вечернею порой
Хожу к местам заветного свиданья,
И вижу я в мечтах мне милый образ твой,
И слышу в тишине тоскливые рыданья.
1913 г.
Мария Бальзамова
Педагог, друг юности Сергея Есенина Бальзамова Мария Парменовна
Считается, что это одно из самых первых его творений на любовную тематику. А посвятил он его сельской учительнице Марии Бальзамовой, своей подруге.
8 июля 1912 г. во время празднования явления Иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани (Казанская Божья Матерь) Мария Бальзамова гостила в Константинове у местного священника.
С Сергеем Есениным Марию познакомила Анна Сардановская. Своему другу Грише Панфилову Сергей Есенин писал: «Она познакомила меня со своей подругой (Марией Бальзамовой). Встреча эта на меня также подействовала, потому что после трех дней она уехала и в последний вечер в саду просила меня быть её другом. Я согласился. Эта девушка тургеневская Лиза («Дворянское гнездо») по своей душе. И по всем качествам, за исключением религиозных воззрений. Я простился с ней, знаю, что навсегда, но она не изгладится из моей памяти при встрече с другой такой же женщиной».
Летом 1912—1913 гг. Мария вместе с Анной неоднократно бывали в поселке Солотча, где старшая сестра Анны Серафима работала учительницей. Неоднократно к ним в гости приезжали также брат сестер Сардановских Николай, а также Сергей Есенин и Сергей Брежнев. Иногда они привозили с собой гармошку, и тогда в поселке долго звучали их песни и частушки.
Встречи Сергея Есенина и Марии Бальзамовой стали предметом обсуждения в кругу их общих знакомых. Есенин отреагировал на это болезненно, попытался отравиться уксусной эссенцией. Об этом он рассказал Марии Бальзамовой в одном из писем. Между Сергеем Есениным и Марией Бальзаминовой завязалась длительная переписка. Из большого количества писем, некоторые есениноведы называют до ста, сохранилось 17 писем Сергея Есенина, найденные у родственников Бальзамовой краеведом Д. А. Коноваловым.
Судя по письмам, Мария Бальзамова дорожила дружбой с Есениным и питала к нему нежные чувства, которые со стороны Сергея были более сдержанными.
Письмо к Марии Бальзамовой заканчивается словами: «Обнимаю тебя, моя дорогая! Милая, почему ты не со мной и не возле меня. Сережа».
Сам Есенин хорошо знает, за что он любит Марию (Маню) — чистая душой и помыслами деревенская учительница, она не похожа на тех городских барышень, которые сами бросаются на шею.
Его глубоко разочаровывает признание Марии, что она любит танцевать. Он любил в ней сельскую учительницу, которая сеет в народе «разумное, доброе, вечное», а она, оказывается, хочет переехать в город, поступить там на курсы.
«На курсы я тебе советую поступить, — иронизирует Есенин, — здесь ты узнаешь, какие нужно носить чулки, чтоб нравится мужчинам, и как строить глазки и кокетливо подводить их под орбиты. Потом можешь скоро на танцевальных вечерах (в ногах твоя душа) сойтись с любым студентом и составишь себе прекрасную партию, и будешь жить ты припеваючи. Пойдут дети, вырастите какого-нибудь подлеца и будете радоваться, какие получает он большие деньги, которые стоят жизни бедняков».
Анализ стихотворения Есенина «Ты плакала в вечерней тишине…»
Одно из первых есенинских творений, затрагивающих любовную тематику, датируют 1912–13 гг. Произведение посвящено сельской учительнице Марии Бальзамовой, подруге юного поэта. Поначалу молодые люди активно переписывались: сохранились послания, где Есенин-подросток делится с деликатным и отзывчивым адресатом личными переживаниями и результатами жизненных наблюдений.
«Ты плакала…» знаменует собой этап ученичества, своеобразную отправную точку, от которой развивалась обширная лирическая тема. Изображая любовные переживания, начинающий автор предпочитает придерживаться канонов, разработанных популярным жанром городского романса. Узнаваемые признаки стиля проявляются в зачине: в центре лирической ситуации – интимные отношения пары, их сокровенные эмоции. Читатель застает кульминационный момент картины прощального свидания, когда слова уступили места бурному проявлению чувств. Горькие рыдания героини отзываются печалью в душе субъекта речи, однако общее настроение не приводит влюбленных к взаимопониманию. Милая покидает героя, при этом причины ее спешного отъезда не конкретизируются.
Дальнейшее развитие лирического сюжета продиктовано мотивом разлуки и душевных мучений, связанных с ней. Покинутый влюбленный подавлен и одинок. Он склонен опоэтизировать прошлое: герой часто возвращается на место «заветного свидания», вызывает в памяти облик милой и тяжелую, но дорогую сердцу сцену. Воспоминания, пусть приправленные горечью отрицательных эмоций, кажутся страдальцу прекрасными.
Не лишены шероховатостей стилистические особенности стихотворения. Молодой автор обращается к лексическим штампам, допускает смещение ударения в глагольной рифме, конструирует фразы, компоненты которых имеют одинаковый смысл.
Сентиментальные интонации нередко возникают в ранних есенинских опытах. Лирический субъект «Моей жизни» убежден, что его незавидный удел – страдания, горе и тоска, крушение сладких надежд. Никто не может помочь душе, изнывающей от груза негативных эмоций. Близки по структуре мотивные комплексы анализируемого текста и произведения «Что прошло – не вернуть». В последнем из них традиционный мотив разлуки осложняется трагической подробностью – смертью героини. Безвозвратно минула пора весенних свиданий, ее сменило осеннее уныние: покинула земной мир возлюбленная, замолкли звуки соловьиной песни, охладела душа, лишившись былого счастья.