Сергей Есенин ~ Да! Теперь решено. Без возврата… (+ Анализ)

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Выдающийся русский поэт XX века. Знаток народного языка и народной души. В своих стихах Сергей Есенин предстает тонким лириком, мастером пейзажа и человеком, глубоко понимающим и любящим свою страну - Русь. Сергей Есенин - уникальная фигура XX века. Его стихи читают и любят уже на протяжении двух столетий.
Есенин Сергей Александрович (1895-1925)

Есенин в кабаке

«Да! Теперь решено. Без возврата…»
Сергей Есенин
* * *
Да! Теперь — решено. Без возврата
Я покинул родные края.
Уж не будут листвою крылатой
Надо мною звенеть тополя.

Низкий дом без меня ссутулится,
Старый пёс мой давно издох.
На московских изогнутых улицах
Умереть, знать, сулил мне Бог.

Я люблю этот город вязевый,
Пусть обрюзг он и пусть одрях.
Золотая дремотная Азия
Опочила на куполах.

А когда ночью светит месяц,
Когда светит… чёрт знает как!
Я иду, головою свесясь,
Переулком в знакомый кабак.

Шум и гам в этом логове жутком,
Но всю ночь напролёт, до зари,
Я читаю стихи проституткам
И с бандитами жарю спирт.

Сердце бьётся всё чаще и чаще,
И уж я говорю невпопад:
— Я такой же, как вы, пропащий,
Мне теперь не уйти назад.

Низкий дом без меня ссутулится,
Старый пёс мой давно издох.
На московских изогнутых улицах
Умереть, знать, сулил мне Бог.

Год написания: 1922 г.

Сборник «Стихи скандалиста» (1923).
Сборник «Москва кабацкая» (1924). Раздел «Москва кабацкая».

Сергей Есенин

Анализ стихотворения Есенина «Да! Теперь решено. Без возврата…»  
1 вариант

В начале 20-х годов прошлого века отношение к творчеству Сергея Есенина было весьма противоречивым. Несмотря на то, что его называли поэтом села, некоторые стихи автора вызывали явное недовольство партийных лидеров, которые считали недопустимым слишком откровенные и нелицеприятные высказывания Есенина о советской власти. Кроме этого, ему не могли простить постоянных драк и пьяных дебошей, беспорядочной личной жизни и беспринципности с точки зрения нового строя, так как поэт никогда не принимал участия в агитационных мероприятиях и не призывал к трудовым подвигам.

Ещё по теме:  Сергей Есенин ~ Руки милой – пара лебедей… (+ Анализ)

Между тем, Есенин отчетливо видел, как меняется мир вокруг него, и понимал, что ему в нем нет места. Устав от столичной суеты и кабацкой вакханалии, поэт несколько раз порывался вернуться на родину, в село Константиново. Однако после того, как ему все же удалось побывать в гостях у матери, Есенин написал цикл весьма противоречивых и наполненных горечью стихотворений, в которых фактически отрекся от знакомых с детства мест. Причинная была все та же – известный поэт у себя на родине не был никому нужен, кроме близких. В российской глубинке, где жители были заняты построением колхозов и коллективизацией, о творчестве Есенина никто не слыхал. В итоге он понял, что, уехав в Москву, утратил что-то для себя очень важное и дорогое, вернуть которое уже не в состоянии.

В 1922 году Сергей Есенин написал стихотворение «Да! Теперь решено. Без возврата…», которое поставило жирную точку в «сельском» этапе его творчества. Безусловно, автор впоследствии неоднократно обращался к пейзажной лирике, однако больше не восхищался так искренне красотами родного края, так как эти светлые ощущения и впечатления были омрачены суровой действительностью. В селах того времени царили разруха, голод и нищета. Поэтому Есенин, познавший вкус столичной жизни, больше не хотел прозябать в покосившейся деревянной хате и, уж тем более, работать за трудодни в колхозе.

В своем стихотворении автор отмечает, что навечно покидает «родные поля», подразумевая под этим, что ему уже никогда не стать тем босоногим крестьянским мальчишкой, который мог часами слушать шелест тополиных листьев. При этом Есенин с горечью отмечает, что «на московских извилистых улицах умереть, знай, судил мне Бог». И в этой фразе нет ни грамма бахвальства или же показного самобичевания. Поэт прекрасно осознает, что его жизнь зашла в тупик, из которого единственным разумным выходом является смерть. Во всяком случае, для Есенина она гораздо боле привлекательна, чем многочисленные столичные кабаки, в которых он проводит сутки напролет, читает «стихи проституткам и с бандитами жарю спирт».

Московская столичная жизнь стала для Есенина настоящим омутом, которые затягивал поэта с каждым месяцем все глубже и глубже. Если раньше он грезил родным селом, мечтая вернуться домой хоть ненадолго, то теперь лишился и этого утешения. Поэтому поэт сравнивается себя с кабацкими завсегдатаями, отмечая: «Я такой же, как вы, пропащий, мне теперь не уйти назад». И дело не в том, что у него нет силы воли, чтобы порвать с распутным образом жизни. Есенин не видит цели, ради которой стоило бы это делать. И не видит смысла в собственной жизни, которая ему представляется иллюзорной и совершенно глупой. У нее нет будущего, которое могло бы стать для поэта своеобразной путеводной звездой, целью, к которой стоит стремиться вопреки всему. По сути, именно в этот период Есенин осознает, что лишился своей родины, которая теперь живет по другим законам и не нуждается в том, чтобы кто-то воспевал ее красоты вместо того, чтобы строить социалистическое общество.

Ещё по теме:  Сергей Есенин ~ Какая ночь. Я не могу. (+ Анализ)

Сергей Есенин

Анализ стихотворения Есенина «Да! Теперь решено. Без возврата…»
2 вариант

Стихотворение написано в 1922-ом году. В это время в России подходит к концу Гражданская война. Повсеместно идёт коллективизация. Голод и разруха повсюду кроме Москвы и Петрограда.

Поэт села находится в столице. Ведёт разгульный образ жизни и пишет достаточно противоречивые стихотворения. Среди них: «Всё живое особой метой»«Не ругайтесь. Такое дело!»,  «Я обманывать себя не стану»«Снова пьют здесь, дерутся и плачут»«Сыпь, гармоника. Скука… Скука.»«Пой же, пой. На проклятой гитаре».

Все они имеют мрачное, подавленное настроение человека, который потерялся в жизни. Есенин отчетливо видит, как меняется мир вокруг него, и понимает, что ему в нем нет места. Он всё время порывается уехать на Родину, в село Константиново. Однако после посещения родной деревушки, автор понимает, что никому кроме родных он там и не нужен. Крестьяне заняты коллективизацией и им нет дела до московского поэта.

Важно отметить, несмотря на то, что Есенин являлся «самым яростным попутчиком», советская власть была недовольна пьяными дебошами поэта, а также его неоднозначными выступлениями на сценах в кабаках, в которых поэт позволял себе критику режима, в связи с чем, он не раз попадал в застенки НКВД.

Этим стихотворением поэт заканчивает тему своего крестьянского происхождения и больше к ней не обращается.

Да! Теперь — решено. Без возврата
Я покинул родные края.
Уж не будут листвою крылатой
Надо мною звенеть тополя.

Низкий дом без меня ссутулится,
Старый пёс мой давно издох.
На московских изогнутых улицах
Умереть, знать, сулил мне Бог.

В первых строфах он заявляет о своём решении покинуть родную деревню и осесть в Москве навсегда. В деревне ему больше нет места. Он не хочет прозябать в покосившейся хате, жить среди разорённого народа, который он так любит и горбатиться на поле не для себя, а за трудодни, это претит его свободолюбивой натуре.

Я люблю этот город вязевый,
Пусть обрюзг он и пусть одрях.
Золотая дремотная Азия
Опочила на куполах.

Речь здесь идёт о Москве. Несмотря на то, что город «обрюзг и одрях», он дорог Есенину, хотя он скучает по временам своей юности, когда Москва была совсем другой. «Дремотная Азия», «опочила» — метафоры сна. Олицетворение московской натуры. Азиатский менталитет застыл в куполах церквей, звон которых уж не слышен по всей Москве, как когда-то. Есенин описывает «азиатскую» Москву с ее традиционным набором: ленью, неспешностью, радушием.

Ещё по теме:  Автобиография Сергея Есенина

А когда ночью светит месяц,
Когда светит… чёрт знает как!
Я иду, головою свесясь,
Переулком в знакомый кабак.

В данном четверостишии месяц это аллегория поэта на самого себя. Месяц светит, но светит не пойми куда, не так как должен бы. Есенин идёт по переулками в знакомый кабак, короткой дорогой, и только его собрат Месяц сопровождает его.

Шум и гам в этом логове жутком,
Но всю ночь напролёт, до зари,
Я читаю стихи проституткам
И с бандитами жарю спирт.

Сердце бьётся всё чаще и чаще,
И уж я говорю невпопад:
— Я такой же, как вы, пропащий,
Мне теперь не уйти назад.

В дымном, душном кабаке столпотворение, Есенин как всегда в центре внимания, все хотят быть причастными к знаменитости. Он читает стихи проституткам, единственным женщинам, кто может быть в таком месте и «жарит» спирт с местными завсегдатаями и своими извечными спутниками, бандитами. Он чувствует своё единение с людьми у которых нет будущего, с теми кому «не уйти назад». По сути, именно в этот период поэт осознает, что лишился своей Родины, которая теперь живет по другим законам и не нуждается в том, чтобы кто-то воспевал ее красоту вместо того, чтобы строить социалистическое общество.

Низкий дом без меня ссутулится,
Старый пёс мой давно издох.
На московских изогнутых улицах
Умереть, знать, сулил мне Бог.

Литературный повтор возвращает нас к началу стихотворения, к его теме, к теме ухода из своего родного дома. Последние строки стихотворения показывают упадническое настроение поэта в трудный период его жизни и оказываются пророческими. Такие мистицизм и фатализм привычны для творчества Есенина после посещения Константиново. Через три года поэт покончит с собой в Москве, так и не вернувшись в родной дом.

Бунтарь Сергей Есенин в кабаке

Поделитесь с друзьями
На волнах позитива