Иван Бунин ~ Молодость

Бунин Иван Алексеевич (1870-1953)
Знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе (1933). Академик Санкт-Петербургской Академии наук.
Бунин Иван Алексеевич (1870-1953)

Молодость
Иван Бунин

В сухом лесу стреляет длинный кнут,
В кустарнике трещат коровы,
И синие подснежники цветут,
И под ногами лист шуршит дубовый.

И ходят дождевые облака,
И свежим ветром в сером поле дует,
И сердце в тайной радости тоскует,
Что жизнь, как степь, пуста и велика.

 7 апреля 1916 

подснежники

Анализ стихотворения Бунина «Молодость»

Произведение, написанное весной 1916 г., начинается с бытовой сценки из деревенской жизни: пастух выгоняет стадо, которое случайно забрело на опушку леса. Ключевым приемом, определяющим особенности художественного пространства, становится аллитерация. Свист кнута и треск кустов, шуршание листьев — с помощью этих звуков создается пейзажная зарисовка. В ней выделяется единственный цветовой акцент — яркая синева подснежников. Синий в поэтике Бунина — знаковый оттенок, он связан с открытым небом, высшим началом, гармонией и надеждой.

Крупный план, сфокусированный на первоцветах или дубовом листе, во второй строфе сменяется широкой панорамой. Облака, несущие дождь, «свежий ветер» и «серое поле» — внимание переключается на бескрайние просторы русской степи.

Финальные строки посвящены переживаниям лирического героя. Осознавая необъятность жизненных перспектив, он ощущает «тайную радость» и светлую печаль. Состояние души, изображенное в «Молодости», перекликается с другой авторской формулой — «радость одиноких дум». Она была заявлена в раннем стихотворении «Седое небо надо мной». Существенна и разница: лирический герой сумел освободиться от угнетающего чувства одиночества.

Автор сравнивает жизнь со степью, опираясь на два ключевых признака — «пуста и велика». В этом случае определения лишены отрицательных коннотаций. Пустота степи — это не скудость, а свобода: в творчестве Бунина сквозной образ безбрежного пространства символизирует жизненные пути, наследство истории, диалог западного и восточного менталитетов. Юного героя ошеломляет и немного тревожит безмерность и неизведанность будущего.

Поэт намеренно подбирает образы, типичные для разных времен года. С одной стороны, весенние цветы и свежий ветер, с другой — осенний сухой лес и опавшая листва. Смешивается и стилистика: сниженно-бытовые образы коров, подгоняемых пастушеским хлыстом, соседствуют с романтическими цветами, облаками и ветром.

Ещё по теме:  Иван Бунин ~ Святогор (+Анализ стихотворения)

Все детали пейзажа возникают в памяти лирического героя, размышляющего о далеких годах. Подтверждается это и на синтаксическом уровне: многочисленные повторы союза «и» в начале стихотворной строки нанизывают разрозненные воспоминания, как бусины на нитку. Из разнородных картинок — реалистичных и возвышенно-обобщенных — слагается законченный образ молодости, наполненной предчувствиями волнующих перемен.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа