Константин Батюшков ~ Разлука (Гусар, на саблю опираясь…) (+ Анализ)

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855)
Стихи Батюшкова олицетворяют собой совершенство рифмы и чистоту слога, каждое слово поэт мучительно обдумывал и огранял. Он нашел «клад» прелести русского языка.
Батюшков Константин Николаевич (1787-1855)

Константин Батюшков

«Разлука (Гусар, на саблю опираясь…)»
Константин Батюшков

Гусар, на саблю опираясь,
В глубокой горести стоял;
Надолго с милой разлучаясь,
Вздыхая, он сказал:

«Не плачь, красавица! Слезами
Кручине злой не пособить!
Клянуся честью и усами
Любви не изменить!

Любви непобедима сила!
Она мой верный щит в войне;
Булат в руке, а в сердце Лила,-
Чего страшиться мне?

Не плачь, красавица! Слезами
Кручине злой не пособить!
А если изменю… усами
Клянусь, наказан быть!

Тогда мой верный конь споткнися,
Летя во вражий стан стрелой,
Уздечка браная порвися
И стремя под ногой!

Пускай булат в руке с размаха
Изломится, как прут гнилой,
И я, бледнея весь от страха,
Явлюсь перед тобой!»

Но верный конь не спотыкался
Под нашим всадником лихим;
Булат в боях не изломался,-
И честь гусара с ним!

А он забыл любовь и слезы
Своей пастушки дорогой
И рвал в чужбине счастья розы
С красавицей другой.

Но что же сделала пастушка?
Другому сердце отдала.
Любовь красавицам — игрушка,
А клятвы их — слова!

Всё здесь, друзья! изменой дышит,
Теперь нет верности нигде!
Амур, смеясь, все клятвы пишет
Стрелою на воде.

Дата создания: сентябрь 1812 – январь 1813 г.

Анализ стихотворения «Разлука» Батюшкова

Первые строфы произведения Константина Николаевича Батюшкова «Разлука» стали песней, ушедшей в народ.

Стихотворение создано не позднее начала 1813 года. Поэт в эту пору молод, а уже позади участие в военных операциях, отставка из полка, устройство на службу в Публичную библиотеку, где в тот период уже трудился и небезызвестный И. Крылов. Однако размеренность жизни была кратковременной: поэт влюблен (впрочем, история эта болезненно отозвалась в его сердце), более того, вернулся на военную службу, чтобы воевать с Наполеоном. По жанру – сатирическая любовная лирика, ямбические стихи с перекрестной рифмовкой, 10 строф. Композиция сюжетна. Строй стихотворения фольклорный, песенный. Навеяно оно поэзией гусара Дениса Давыдова. Лирический герой, как и положено, бравый гусар, влюбленный, разумеется, в красавицу-пастушку. Интонация и пасторальная, и анекдотическая. Лексика возвышенная с комическим эффектом. «Глубокая горесть» героя тому подтверждение. Своей милой он дает клятву быть верным и после военной кампании ее разыскать. Клянется самым дорогим: честью и усами. Множество слов и оборотов, роднящих стихотворение с устным народным творчеством: пособить, вражий стан, кручине злой, булат в руке, уздечка бранная. Усеченные формы: споткнися, порвися. Инверсии также родом из фольклора. Сравнение: как прут гнилой. В запале он даже обещает в случае измены перенестись по воздуху к обманутой возлюбленной, чтобы быть осыпанным заслуженными упреками. Заклятие, впрочем, не сработало. Воинская честь осталась при гусаре, а вот слово, данное девушке, он, конечно же, не сдержал. «Рвал счастья розы»: метафора новых увлечений легкомысленного героя. Поэт выступает как судья, сетующий мудрец, наблюдающий за злоключениями страстей человеческих. С насмешкой, но без негодования, он констатирует в финале: нет верности нигде! Ведь и героиня оказалась не на высоте своего чувства, не прошла испытание временем, скоро утешилась. Трагедия превратилась в водевиль. Град вопросов и восклицаний, лексические повторы. Лила – имя, которым называл своих героинь позднее и А. Пушкин. Обращение к читателям (парентеза): друзья! Амур – божество любви. «Клятвы на воде»: сходное значение у фразеологизма «писано вилами на воде».

Ещё по теме:  Константин Батюшков ~ Надежда (Элегия) (+ Анализ)

Прилежным читателем, а порой и критиком, лирики Константин Батюшкова был и Александр Пушкин. В юности он даже сочинил подражание «Разлуке» своего предшественника.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа