Константин Бальмонт ~ Ветер (+ Анализ)

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942)
Величайший русский поэт, символист, тонкий лирический певец, классик литературы Серебряного века. Автор множества поэтических сборников, статей и очерков.
Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942)

Поэт Константин Бальмонт

«Ветер (Ветер, Ветер, Ветер, Ветер…)»
Константин Бальмонт

   Я жить не могу настоящим,
Я люблю беспокойные сны,
  Под солнечным блеском палящим,
И под влажным мерцаньем Луны.
   Я жить не хочу настоящим,
Я внимаю намекам струны,
  Цветам и деревьям шумящим,
И легендам приморской волны.

   Желаньем томясь несказанным,
Я в неясном грядущем живу,
   Вздыхаю в рассвете туманном,
И с вечернею тучкой плыву.
   И часто в восторге нежданном
Поцелуем тревожу листву.
   Я в бегстве живу неустанном,
В ненасытной тревоге живу.

1895 г.

Сборник «Будем как Солнце» (1903). Раздел «Четверогласие стихий».

море, ветер, картина

Анализ стихотворения Бальмонта «Ветер»

Одним из приемов символизма является одушевление неживых предметов, а также проведение параллели между ними и человеком. К нему прибег поэт Константин Бальмонт в своем стихотворении «Ветер», которое было написано в 1903 году, когда автор находился в изгнании. Поводом для запрета на въезд в Москву и Санкт-Петербург сроком на три года послужило участие Бальмонта в акциях протеста. Власти не отправили поэта в тюрьму и ссылку лишь потому, что к этому моменту его имя было на слуху у многих представителей русской интеллигенции, а книги со стихами раскупались с завидной скоростью.

Тем не менее, Константин Бальмонт в полной мере смог ощутить, что значит быть персоной нон-грата. Проведя несколько месяцев в загородном имении под Курском, поэт перебрался в Париж, где продолжал писать стихи, переправляя их в Россию и публикуя в различных изданиях. В 1903 году он напечатал стихотворение «Ветер», в котором между строк можно прочесть тайне желания и надежды автора. Действительно, Бальмонту хотелось как можно скорее вернуться на родину, где массовые народные волнения набирали обороты, чтобы участвовать в смене власти и быть причастным к свержению самодержавия. Бальмонт еще не осознавал той простой истины, что любая революция имеет обратную сторону медали в виде жертв. Поэтому автор искренне завидует ветру, который не сидит без дела: «Вечно – прямо, снова – в путь».

В отличие от поэта, герой его произведения волен в собственных желаниях. Именно поэтому, обращаясь к нему, автор отмечает: «Чуть уснул и, пробужденный, ты готов опять вспорхнуть». При этом ветру покоряются и луговая трава, и камыши, и озера, где он оставляет свой неуловимый след. Но поймать ветер невозможно, так как еще недавно он носил тучи, а в следующий момент уже ушел в тишь. Это свойство ветра особенно импонирует Бальмонту, который хотел бы хоть на мгновение стать таким же невидимкой, чтобы внести смуту в умы и сердца людей, а после незаметно исчезнуть, не привлекая к себе внимания. Однако автор понимает, что это невозможно, поэтому, обращаясь к ветру, восклицает: «Что ты душу мне томишь?».

Ещё по теме:  Константин Бальмонт ~ В синем храме

Тем не менее, именно ветер Бальмонт считает своим учителем, покровителем и соратником. Он просит его: «Дай стремленья твоего!». И в этой мольбе столько силы и искренности, что появляется уверенность – автор действительно возлагает на своего необычного друга надежды на скорое возвращение домой, где его ждут новые испытания.

шторм, волны, черное море

Краткий анализ стихотворения «Ветер» Бальмонта

Свой «Ветер» Константин Бальмонт включил в сборник «В безбрежности», привлекший внимание публики и критики.

Стихотворение опубликовано в 1895 году, посвящено другу и поэту Георгу Бахману. Познакомились они через тогда еще начинающего поэта Валерия Брюсова. За плечами Бальмонта период отчаяния, провал с первым сборником стихов, попытка свести счеты с жизнью, потеря взаимопонимания с женой, скандальный развод, встреча с новой любовью. По жанру – пейзажная лирика, и вместе с тем – манифест, кредо, правила жизни. Состоит из двух строф с перекрестной рифмовкой. Настроение стиха восторженное. Лирический герой – неугомонный ветер. Он одушевлен, очеловечен, наделен разумом и чувствами. Лексика возвышенная. Стихотворение музыкально, с нарочитой звукописью (аллитерацией), схоже с шепотом, шорохом, вздохом.

Бросается в глаза обилие местоимения «я», что типично для автора. Настойчив упрямый рефрен «я жить не могу (и не хочу!) настоящим». Град отрицаний, в том числе в приставках слов (беспокойные, несказанным, неустанном, ненасытной). Герой живет в сказке прошлого, мечтах «грядущего» (будущего). Изменчивый, как хамелеон, он един с природой и ее тайнами. Люди, их цивилизация, история в стихе не упомянуты. Для героя вечна природа, он с ней в гармонии. Звук, цвет, свет – его стихия.

Автор берет пример со своего героя. Их объединяет неуспокоенность, свежесть чувств, очарованность, готовность к приключению. Автор создает ощущение движения, полета, «бегства» ветра. Среди выразительных средств стиха есть эпитеты (влажным мерцаньем, восторге нежданном), олицетворения (ветер вздыхает, плывет, целует, бежит). Уменьшительно-ласкательный суффикс в слове «тучка» подчеркивает благодушие, удовольствие героя.

В произведении «Ветер» Бальмонт открывает читателям легкую «душу» ветра, его вечный поиск, любовь к миру.

море, ветер с моря

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа