Константин Бальмонт ~ Белый пожар (Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя…) (+ Анализ)

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942)
Величайший русский поэт, символист, тонкий лирический певец, классик литературы Серебряного века. Автор множества поэтических сборников, статей и очерков.
Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942)

Море, пена, шторм

•✧✧✧• «Белый пожар» •✧✧✧•
Константин Бальмонт

Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя,
И волна, проблистав белизной в вышине,
Точно конь, распаленный от бега и боя,
В напряженье предсмертном домчалась ко мне.

И за нею другие, как белые кони,
Разметав свои гривы, несутся, бегут,
Замирают от ужаса дикой погони,
И себя торопливостью жадною жгут.

Опрокинулись, вспыхнули, вправо и влево,-
И, пред смертью вздохнув и блеснувши полней,
На песке умирают в дрожании гнева
Языки обессиленных белых огней.

Море волнуется, волны, шторм

Анализ стихотворения Бальмонта «Белый пожар» 1 вариант

В конце 1902 года московское издательство «Скорпион» выпустило четвертую книгу Бальмонта «Будем как солнце». В течение шести месяцев было продано почти две тысячи экземпляров, что по тем временам означало большой успех. Сборник закрепил за Константином Дмитриевичем репутацию лидера русского символизма. По замечанию Стаховой, поэт предпринял попытку создать космогоническую картину мира. В центре ее находится солнце, представляющее собой вечный источник всего живого. В книге преобладают пантеистические мотивы поклонения стихийным силам. Особое место в образном ряде отведено огню. Он фигурирует во многих стихотворениях. В частности, в «Гимне огню» Бальмонт перечисляет множество его ликов – от пламени свечи в церкви до света горящих домов.

«Белый пожар» датируется 1900 годом. Произведение входит в раздел «Четверогласие стихий» сборника «Будем как солнце». В качестве эпиграфа Константин Дмитриевич использует строки из «Веселой науки» (1882) немецкого философа Фридриха Ницше: «Я здесь стою в пожаре прибоя…». Кстати, далее в оригинале написано следующее: «…чье белое пламя лижет мои ноги…». Многие идеи Ницше были близки Бальмонту. Не раз обращался Константин Дмитриевич к теме «стихийного гения», которому придавались черты сверхчеловека. В трудах великого немецкого мыслителя нередко говорится о сильной личности, способной противостоять толпе. Бальмонт, в свою очередь, любил подчеркивать исключительность поэта. Справедливости ради стоит отметить, что творчество Ницше привлекало не только Константина Дмитриевича, но и других ярких авторов Серебряного века – Гиппиус, Брюсова, Мережковского.

Ещё по теме:  Константин Бальмонт ~ Август (Как ясен Август, нежный и спокойный…) + Анализ

Стихотворение «Белый пожар» отличает сложная образность. Волны, которые наблюдает лирический герой, сравниваются одновременно с огнем и лошадьми. Метафоры сменяют друг друга, порой переплетаясь. В первой строфе упоминается предсмертное напряжение, с которым вода добирается до берега и, соответственно, до героя-наблюдателя. Во втором четверостишии бег волн олицетворен с дикой погоней. В ней вынуждены участвовать белые кони, «жгущие себя с торопливостью жадной». В финальной строфе волны-огни «на песке умирают в дрожании гнева». «Белый пожар» можно отнести к философско-пейзажной лирике. В нем описание природного явление помогает раскрыть тему неизбежной физической смерти всего живого на земле.

Анализ стихотворения Бальмонта «Белый пожар» 2 вариант

Константин Бальмонт явился ярким представителем «старшего символизма» в России начала 20 века. Он навсегда стал заложником декадентского мироощущения с его особенным психологическим типажом – рубежным человеком, бездомным, пессимистично настроенным, не принадлежащим ко времени эпохи.

Стихотворение «Белый пожар», пожалуй, не самое известное произведение Константина Бальмонта, но в то же время оно является яркой декларацией философии модернизма. Трагически обречённое осмысление миропорядка, жизни и судьбы отдельно взятой личности (подобно А.Шопенгауэру и Ф.Ницше) формировало замкнутую поэтическую систему с устойчивым комплексом образов-символов: белые кони, языки огня. Нам представлены два полюса этой системы – мир, движимый без конца и цели слепой волей, и человек, в творческой фантазии которого возможно совершенствование жизни.

В стихотворении тесным образом столкнулись все четыре стихии: огонь, воздух, земля и вода. Столь несоединимые, разрушительные и неуправляемые образы символизируют хаос дореволюционного времени. Однако К.Бальмонт, стремясь предать своему стиху более абстрактное и философское звучание, осознанно уходит от связи с конкретной социально-исторической ситуацией.

Схема поэтического пространства задаётся поэтом уже в первой строфе. «Я стою на прибрежье» — значит внизу, на земле; «в пожаре прибоя» — значит вверху, в небесном пространстве. Вот она – характерная вертикаль, соединяющая два противоположных полюса (низ – верх, земля — небо). Обозначая пространственные характеристики мира, К.Бальмонт соединяет полярности, признаёт равнозначность противоположностей, лишь вместе образующих целостность космоса. А в строфе «Опрокинулись, вспыхнули, вправо и влево» продемонстрировано пересечение ещё двух линий (горизонталь — вертикаль).

Ещё по теме:  Константин Бальмонт ~ В синем храме

Стихотворение состоит из 3 строф и 12 строк. Оно написано четырёхстопным анапестом с перекрёстной рифмовкой женских и мужских констант:

̮ ̮ _ /̮ ̮ _ /̮ ̮ _ /̮ ̮ _ /̮ a

̮ ̮ _ /̮ ̮ _ /̮ ̮ _ /̮ ̮ _ / b

̮ ̮ _ /̮ ̮ _ /̮ ̮ _ /̮ ̮ _ /̮ a

̮ ̮ _ /̮ ̮ _ /̮ ̮ _ /̮ ̮ _ / b

Анапест писатель выбрал неслучайно, т.к. этот метр как нельзя лучше передаёт стремление, порывистость, движение и напряжённость нечеловеческих страстей.

Стоит отметить, что наряду с мистическими образами и символами, в творчестве поэта возникают и нотки импрессионизма. Вслед за П.Верленом, К.Бальмонт отдал дань мелодике и лиричности в произведении. Музыкальность и пантеизм стихотворения вторят творчеству Фета. Многие современники нередко критиковали К.Бальмонта за его чрезмерную увлечённость фонетической стороной лирики, иногда жертвуя смыслом.

Действительно, языковые средства, использованные поэтом в этом произведении, крайне разнообразны. Такой троп гибридной природы, как аксюморон, встречается уже в самом названии «Белый пожар» (чистое, невинное, светлое противопоставляется огненному, предсмертному, страшному и пугающему). Само стихотворение нанизано яркими художественными эпитетами: предсмертное напряжение, распалённый белый конь, дикая погоня, жадная торопливость, обессиленные белые огни. Немаловажную роль в закручивании сюжета играют сравнение (точно конь), метафоры (блистает волна, другие волны разметали гривы, несутся, бегут, замирают, жгут торопливостью, опрокинулись, вспыхнули, вздохнули, умирают), полисиндетон (И за нею другие, как белые кони…/ И себя торопливостью жадною жгут…) и инверсия (в напряженье предсмертном). Смысловая нагруженность создаётся за счёт отглагольных существительных и глагольных рифм, градации, а также за счёт звуковых образов, возникнутых при помощи ассонанса («Языки обессиленных белых огней») и звуковой анафоры («… вспыхнули, вправо и влево»).

Трёхступенчатая композиция стихотворения (рождение, становление и смерть) и образ волны, настигающая лирического героя, помогают глубже понять идею произведения. Тематика жизни представлена в виде необузданной стихии, которая, в конце концов, поглотит человека. Он обречён, пассивен и бездействен. Писатель в то же время провозглашает и стихийность творчества, где нет места канонам и правилам. Таким образом, поэты-символисты, наряду с К.Бальмонтом, представляют новое искусство, центральным элементом которого станет сам символ.

Ещё по теме:  Константин Бальмонт ~ Отпадения

Море волнуется, волны, шторм

Море волнуется, волны, шторм

Море пенное, пена

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа