Икона Сергия Радонежского. Значение образа святого, житие и тексты молитв

Сергий Радонежский (в миру – Варфоломей) один из самых почитаемых в русском православии святых. Его глубоко чтили и при жизни, а через несколько десятилетий после смерти благочестивый игумен был причислен к лику святых. Сергий Радонежский – это пример невероятной скромности, искренней веры и подвижничества во имя Бога. Именно благодаря ему православие еще больше укрепило позиции на Руси. А жизнеописание святого свидетельствует о невероятных чудесах, которые он творил во имя Господа.

3 мая по церковному календарю (то есть 16 мая по новому стилю) мы празднуем день рождения преподобного Сергия. С этого дня прошло более 700 лет. Коротко скажем, что день рождения святого Сергия высчитан условно. В Житии святого Сергия, написанном его учеником Епифанием Премудрым, сказано: «На сороковой день после рождения ребенка родители принесли его в церковь Божию. Священник, огласив младенца и прочтя над ним многие молитвы, с духовной радостью и со тщанием крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа и нарек во Святом Крещении Варфоломеем». По традиции того времени, имя давалось ребенку в честь святого, в день которого совершалось Крещение.

Сергия Радонежского чествуют дважды в год: 8 октября (дата преставления) и 18 июля (день чудесного обретения его мощей). Ни одна из его икон, к сожалению, не получила персонального праздника.

Первая икона Сергия Радонежского появилась вскоре после его кончины. За долгие столетия было создано множество изводов его святого образа, которые занимают почетные места как в православных храмах, так и в домашних иконостасах прихожан.

Житие Преподобного Сергия Радонежского

Доподлинно неизвестно, когда святой Сергий появился на свет – источники приводят различные даты. Но принято считать, что произошло это событие в интервале с 1313 по 1319 год.

Будущий святой носил в миру имя Варфоломей. Происходил он из боярского рода, но с младенчества не проявлял интереса к мирским забавам: он всей душой стремился к Богу.

Считается, что Варфоломей заявил о себе еще до рождения. Когда его мать, Мария, во время беременности была в церкви, вдруг раздался крик младенца, который услышали и окружающие.

Варфоломей рос необычным ребенком. Еще в младенчестве он отказывался от молока матери по постным дням, а если она ела мясо, то и в другое время. Пришлось Марии поневоле стать вегетарианкой.

Родители Варфоломея отличались примерным благочестием: к концу жизни они даже приняли монашеский постриг. Они радовались, видя стремление сына к Богу, но долго не отпускали его от себя – боялись остаться без поддержки.

Тем не менее, стремление к подвижничеству увело Варфоломея из дому еще в юные годы. Причем ушел он не в монастырь, а в лесную глушь, где долгое время жил в уединенном скиту. То есть, он вел образ жизни схимника, даже не приняв пострига!

Сергий Радонежский

Однажды на скит Варфоломея случайно (или направляемый Божьей рукой?) набрел игумен близлежащего монастыря Митрофан. Он и постриг юного отшельника в монахи.

Сергий и дальше желал вести уединенный образ жизни, все дни посвящая молитвам и трудам праведным, но весть об удивительном монахе разлетелась по окрестностям. К нему устремились паломники, страждущие спасения, исцеления и благословения, а со временем – собралась и монашеская братия. Сергия рукоположили в священники и уговорили стать настоятелем монастыря, который вырос вокруг его лесного скита. Так и возникла пустынь, которую мы ныне знаем под именем Троице-Сергиевой лавры.

Сергий был очень скромным и благочестивым человеком. Он не чурался простого крестьянского труда, никогда не отказывал в благословении. Когда благодаря игумену из земли забил источник, его стали называть Сергиевским. Но подвижнику это не понравилось: он считал, что чудо сотворил не он, а Господь!

Благодаря усердию Сергия и его учеников было открыто около четырех десятков православных обителей. К нему приезжали за благословением не только крестьяне, но и вельможи. Именно Сергий благословил Дмитрия Донского (тоже впоследствии канонизированного) перед эпохальной Куликовской битвой.

Сергий Радонежский прожил долгую (по тем временам) и славную жизнь. Скончался он в 1392 году, окруженный скорбящими учениками и многочисленными сподвижниками. Считается, что он за полгода предчувствовал кончину и передал руководство обителью любимому ученику, Никону.

А канонизация Сергия произошла несколько десятилетий спустя, вместе с чудесным обретением его мощей. Тогда же появилось первое изображение преподобного (роскошный вышитый покров для гроба святого), а чуть позднее – и классические иконы, написанные на деревянных досках.

Образ Сергия Радонежского запечатлен не только на иконах, но и на многочисленных мирских картинах. Особый интерес представляет цикл полотен живописца М. Н. Нестерова «Труды преподобного Сергия». На них святой подвижник предстает нам как обычный человек, во время тяжелого повседневного труда.

Считается, что святой Сергий продолжает творить чудеса и после смерти, чему имеется немало свидетельств из различных источников. До революции его почитали исключительно в России, однако благодаря потоку эмигрантов, устремившихся в Европу после падения самодержавия, его культ распространился по всему миру.

Значение и описание иконы

Иконография Сергия Радонежского очень разнообразна. Первыми появились ростовые иконы преподобного, позже к ним добавились поясные и оплечные образа, а также различные житийные сюжеты.

Наиболее часто встречаются поясные изображения преподобного (их обычно выбирают для домашних иконостасов). На них Сергий Радонежский выглядит как убеленный сединами старец в монашеском одеянии, типичном для того времени.

Сергий Радонежский ростовая икона

При жизни Сергий носил очень скромные одеяния: его мантия, подрясник и куколь были пошиты из грубого полотна. В такой простой одежде, без всяких украшений и золотых крестов, он изображается на большинстве икон и поныне.

Обращает на себя внимание взгляд преподобного, пронзающий до глубин души – вопросительный и, в то же время, снисходительный, всепрощающий. Он понимает, что человек, по сути своей, грешен, но это не закрывает для него путь к Господу.

Одной рукой святой благословляет молящихся, а в другой – сжимает свиток. Встречаются изводы, где правая рука Сергия прижата к сердцу, в знак искренней молитвы, идущей от сердца. Иногда обе руки святого образуют жест проповедника – преподобный был известен как великий оратор: его проповеди проникали в самую душу, а литургии ему помогали совершать сами ангелы (об этом сохранились свидетельства очевидцев).

Ещё по теме:  Икона Божией Матери «Всеблаженная»

Сергий Радонежский в руке свиток

Сергий Радонежский служит олицетворением духовности русского народа. Он вдохновляет нас на подвиги во имя истинной веры и победы, прежде всего, над собственными греховными слабостями. Его образ не оставляет равнодушными даже людей, далеких от православной религии. И это истинное чудо!

Скромность Сергия Радонежского выражалась абсолютно во всем. В житии преподобного описывается эпизод воскрешения усопшего отрока. Безутешный отец доставил тяжелобольного сына к игумену с просьбой исцелить его. К сожалению, юноша умер, но после молитвы воскрес. Сергий сказал отцу, что его сын просто спал.

Другие иконы с Сергием Радонежским

Самые древние иконы обычно изображали преподобного в полный рост, без какого-либо окружения, с отсылкой на изображение на уже упоминавшейся надгробной пелене. Кстати, на многих из них фигура игумена явно вытянута вверх, что принято трактовать как стремление к Царствию Небесному.

Исключением является икона, датируемая XV столетием, где преподобный Сергий выступает как второстепенная фигура. В центре композиции – Богородица в образе Царицы Небесной (восседающая на троне), в левом верхнем углу – изображение архангела Гавриила.

Икона Богородицы с Сергие Радонежским и архангелом Михаилом

Позже появились более разнообразные и сюжетные образа, часто повествующие о значимых эпизодах из жизни святого.

Наиболее часто встречаются следующие изводы:

  • Житие Сергия Радонежского. Один из самых популярных изводов – икона Житие Сергия Радонежского. Она представляет собой поясное или ростовое изображение святого, по периметру которого расположены сюжетные клейма, подтверждающие его статус чудотворца. На первых образах такого типа были отображены только прижизненные чудеса, впоследствии к ним добавились и посмертные.
  • Куликовская битва. Этот сюжет отсылает эпизоду, в котором князь Дмитрий Донской получает благословение Сергия Радонежского перед Куликовской битвой. Кстати, после битвы князь лично приехал в монастырь, чтобы оповестить игумена о победе. Этот образ особенно почитается военными: ему часто молятся перед серьезными операциями и отправкой в горячие точки.
  • Явление Богородицы. Уже будучи старцем, Сергий узрел великое чудо. Оно произошло глубокой ночью, когда преподобный возносил акафист Божьей Матери. Вдруг келью осветило чудесное сияние, и к игумену явилась сама Богородица. Она успокоила старца, пообещала покровительство, сказала, что молитвы его услышаны и отныне его обитель не будет ни в чем нуждаться. Свидетелем этого чуда был и келейник игумена, Михей. На иконе изображается Пречистая Богородица, благословляющая Сергия, стоящие за ее спиной апостолы, скорчившийся от страха в углу Михей и Святая Троица в виде трех ангелов (в верхней части композиции).
  • Образы Серафима Саровского и Сергия Радонежского. Еще один почитаемый православной церковью деятель, Серафим Саровский, жил на полтысячелетия позже, нежели преподобный Сергий. Тем не менее, святых Серафима и Сергия часто изображают на одной иконе, стоящими рядом друг с другом. Это символизирует их глубокую духовную связь и преемственность.

Сергий Радонежский и медведь

И Сергий Радонежский, и Серафим Саровский вели отшельническую жизнь в лесу, естественно, контактируя при этом с представителями дикой природы. Им повиновались самые свирепые хищники, о чем говорит и иконография. Оба святых изображались на иконах с медведем.

В чем помогает икона Сергия Радонежского

Сергия Радонежского просят о помощи в самых различных ситуациях. Ему молятся о следующем:

  • Помощи в учебе и обретении знаний в самом широком смысле этого слова. Считается, что преподобный Сергий помогает школьникам, студентам, деятелям науки, преподавателям.
  • Защите от врагов и стихийных бедствий. Описано немало случаев, когда преподобный Сергий являлся уже после смерти, способствуя победам в сражениях, защите от захватчиков и усмирении стихий.
  • Помощи в разрешении судебных тяжб. Сергий был известен справедливым и мудрым нравом. Искренняя молитва ему помогает в разрешении судебных вопросов в пользу невинно обвиняемых.
  • Избавлении от греховных помыслов и укреплении веры. Сергий Радонежский – это образец благочестия, скромности и праведного образа жизни. Его пример до сих пор вдохновляет верующих.
  • Исцелении от заболеваний и избавлении от зависимостей. К иконам преподобного Сергия обращаются не только страдающие от различных заболеваний и зависимостей, но и их родственники.

Когда празднуются дни Сергия Радонежского

Сергия Радонежского чествуют дважды в год: 8 октября (дата преставления) и 18 июля (день чудесного обретения его мощей). Ни одна из его икон, к сожалению, не получила персонального праздника.

Помимо этого, великого праведника вспоминают вместе с другими угодниками в дни Соборов Радонежских, Ростово-Ярославских, Владимирских и Московских святых.

Через 30 лет после кончины Сергия Радонежского на территории обители было решено выстроить новый храм. В ходе строительства гроб с телом преподобного был извлечен из земли. Он оказался наполненным водой, но одеяния и тело святого остались нетленными!

Сергий Радонежский

Молитвы преподобному Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу — Молитвослов

Молитва 1‑я

О свяще́нная главо́, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Се́ргие, моли́твою твое́ю, и ве́рою и любо́вию, я́же к Бо́гу, и чистото́ю се́рдца, еще́ на земли́ во оби́тель Пресвяты́я Тро́ицы ду́шу твою́ устро́ивый, и а́нгельскаго обще́ния и Пресвяты́я Богоро́дицы посеще́ния сподо́бивыйся, и дар чудоде́йственныя благода́ти прие́мый, по отше́ствии же твое́м от земны́х наипа́че к Бо́гу прибли́живыйся, и небе́сныя си́лы приобщи́выйся, но и от нас ду́хом любве́ своея́ не отступи́вый, и честны́я твоя́ мо́щи, я́ко сосу́д благода́ти по́лный и преизлива́ющийся, нам оста́вивый! Ве́лие име́я дерзнове́ние ко Всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ рабы́ Его́, су́щей в тебе́ благода́ти Его́ ве́рующия и к тебе́ с любо́вию притека́ющия. Испроси́ нам от Великодарови́таго Бо́га на́шего вся́кий дар, всем и коему́ждо благопотре́бен, ве́ры непоро́чны соблюде́ние, градо́в на́ших утвержде́ние, ми́ра умире́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, от наше́ствия иноплеме́нных сохране́ние, скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, па́дшим возставле́ние, заблужда́ющим на путь и́стины и спасе́ния возвраще́ние, подвиза́ющимся укрепле́ние, благоде́лающим в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, младе́нцем воспита́ние, ю́ным наставле́ние, неве́дущим вразумле́ние, сирота́м и вдови́цам заступле́ние, отходя́щим от сего́ вре́меннаго жития́ к ве́чному благо́е уготовле́ние и напу́тствие, отше́дшим блаже́нное упокое́ние, и вся ны споспешеству́ющими твои́ми моли́твами сподо́би в день Стра́шнаго суда́ шу́ия ча́сти изба́витися, десны́я же страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный о́ный глас Влады́ки Христа́ услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам ца́рствие от сложе́ния ми́ра. Ами́нь.

Перевод: О священная глава, преподобный и богоносный отче наш Сергий! Ты молитвою своею, и верою, и любовью к Богу, и чистотою сердца еще на земле обителью Пресвятой Троицы душу твою соделал, и общения с Ангелами, и посещения Пресвятой Богородицы удостоился, и дар чудодейственной благодати принял; по отшествии же твоем от земных особенно к Богу приблизился, и Небесной Силы приобщился, но и от нас духом любви своей не отступил и честные твои мощи, как сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставил. Великое дерзновение имея ко Всемилостивому Владыке, моли о спасении рабов Его, обитающей в тебе благодати Его верующих и к тебе с любовью притекающих. Испроси нам у богатого дарами Бога нашего всякий дар, всем и каждому потребный: веры непорочной соблюдение, городов наших утверждение, мира умиротворение, от голода и мора избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим – утешение, недужным – исцеление, падшим – восстание, заблуждающимся – на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся – укрепление, творящим доброе – в делах благих успех и благословение, младенцам – воспитание, юным – наставление, незнающим – вразумление, сиротам и вдовам – защиту, отходящим от сего временного жития к вечному – благое приготовление и напутствие, отошедшим – блаженное упокоение, и всех нас сопровождая твоими молитвами сподоби в день Страшного Суда от участи стоящих слева избавиться, а сделаться общниками правой стороны и тот блаженный глас Владыки Христа услышать: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира». Аминь.

Ещё по теме:  Спас Нерукотворный ~ происхождение, значение, молитва

Молитва 2‑я

О свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Се́ргие вели́кий! Не забу́ди убо́гих свои́х до конца́, но помина́й нас во святы́х свои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Помяни́ ста́до свое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад свои́х. Моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти своя́ духо́вныя, я́ко име́я дерзнове́ние к Небе́сному Царю́, не премолчи́ за ны ко Го́споду и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя. Помина́й нас, недосто́йных, у престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо и те́лом преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши. Не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих, и вся́кия пре́лести бесо́вския, и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый; а́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у престо́ла Вседержи́теля предстоя́щи, досто́йно весели́тся. Ве́дуще бо тя вои́стинну и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся, е́же моли́тися о нас Всеси́льному Бо́гу о по́льзе душ на́ших, и испроси́ти вре́мя на покая́ние, и о невозбра́нном преи́тии от земли́ на Не́бо, мыта́рств же го́рьких, бесо́в, возду́шных князе́й и ве́чныя му́ки изба́витися, и Небе́сному Ца́рствию насле́дником бы́ти со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Перевод: О священная глава, преподобный отче, преблаженный авва Сергий великий! Не забудь убогих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, которое ты сам пас, и не забывай посещать чад твоих. Моли за нас, отче священный, за детей твоих духовных, как имеющий дерзновение к Небесному Царю, не прекрати взывать за нас ко Господу и не пренебреги нами, с верою и любовью чтущими тебя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителя и не преставай молиться о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе благодать за нас молиться. Ибо мы не считаем тебя мертвым: хотя ты и телесно переселился от нас, но и по смерти живым пребываешь. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражеских, и всякого прельщения бесовского, и козней диавольских, пастырь наш добрый; ведь хотя мощей твоих рака пред очами нашими и видима всегда, но святая твоя душа с ангельскими воинствами, со бесплотных сонмами, с Небесными Силами, у Престола Вседержителя предстоя, достойно веселится. И вот, зная, что ты воистину жив и по смерти, к тебе припадаем и тебя молим, да помолишься о нас Всесильному Богу к пользе душ наших, и испросишь нам время на покаяние, и беспрепятственный переход от земли на Небо, а от мытарств горьких, бесов, воздушных князей и вечной муки избавление. И да будем мы наследниками Небесного Царства со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу. Ему подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 3‑я

О Небе́снаго граждани́не Иерусали́ма, преподо́бне о́тче Се́ргие! Воззри́ на нас ми́лостиво и к земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ Небе́сней. Ты горе́ на Небеси́; мы, на земли́ ни́зу, удалены́ от Тебе́ не толи́ко ме́стом, ели́ко греха́ми свои́ми и беззако́ниями; но к тебе́, я́ко нам сро́дному, прибега́ем и взыва́ем: наста́ви нас ходи́ти путе́м твои́м, вразуми́ и руково́дствуй. Сво́йственно есть тебе́, о́тче наш, благоутро́бие и человеколю́бие: на земли́ живу́щу, не о свое́м то́кмо спасе́нии бысть тебе́ попече́ние, но и о всех к тебе́ притека́ющих. Наставле́ния твоя́ бы́ша тро́стию кни́жника скоропи́сца, на се́рдце ка́ждаго глаго́лы жи́зни начертава́ющаго. Не теле́сныя то́кмо врачева́л еси́ боле́зни, но па́че душе́вных врач изя́щный яви́лся еси́; и вся твоя́ свята́я жизнь бысть зерца́лом вся́кия доброде́тели. А́ще толи́к был еси́, свя́тче Бо́жий, на земли́, коли́к ны́не еси́, на Небеси́! Ты Днесь предстои́ши Престо́лу Све́та Непристу́пнаго и в нем, я́ко в зерца́ле, зри́ши вся на́ши ну́жды и проше́ния; ты водворя́ешися вку́пе со А́нгелы, о еди́ном гре́шнице ка́ющемся ра́дующимися. И человеколю́бие Бо́жие есть неистощи́мо, и твое́ к Нему́ дерзнове́ние мно́го, не преста́ни о нас вопия́ ко Го́споду. Испроси́ предста́тельством свои́м у Всеми́лостиваго Бо́га на́шего мир Це́ркви Его́, под зна́мением креста́ во́инствующей, согла́сие в ве́ре и единому́дрие, суему́дрия же и раско́лов истребле́ние, утвержде́ние во благи́х де́лех, больны́м исцеле́ние, печа́льным утеше́ние, оби́женным заступле́ние, бе́дствующим по́мощь. Не посрами́ нас, к тебе́ с ве́рою притека́ющих. Аще бо и недосто́йни есмы́ толи́каго отца́ и хода́тая, но ты, быв подража́тель человеколю́бия Бо́жия, сотвори́ нас досто́йны чрез обраще́ние от злых дел к благо́му житию́. Вся богопросвеще́нная Росси́я, твои́ми чудесы́ испо́лненная и ми́лостями облагоде́тельствованная, испове́дует тя бы́ти своего́ покрови́теля и засту́пника. Яви́ дре́вния ми́лости твоя́ и и́хже отце́м спомоществова́л еси́, не отри́ни и нас, чад их, стопа́ми их к тебе́ ше́ствующих. Ве́руем, я́ко ду́хом нам сопрису́тствуеши. Иде́же бо есть Госпо́дь, я́коже сло́во Его́ учи́т нас, та́мо и слуга́ Его́ бу́дет. Ты ве́рный еси́ раб Госпо́день, и Бо́гу везде́ су́щу, ты в Нем еси́, и Он в тебе́ есть, па́че же и те́лом с на́ми еси́. Се нетле́нныя и живоно́сныя твоя́ мо́щи, я́ко сокро́вище безце́нное, вручи́ нам чуде́с Бог. Предстоя́ще им, я́ко тебе́ жи́ву су́щу, припа́даем и мо́лимся: приими́ моле́ния на́ша и вознеси́ их на же́ртвенник благоутро́бия Бо́жия, да прии́мем тобо́ю благода́ть и благовре́менну в ну́ждах на́ших по́мощь. Укрепи́ на́ше малоду́шие и утверди́ нас в ве́ре, да несомне́нно упова́ем получи́ти вся блага́я от благосе́рдия Влады́ки моли́твами твои́ми. Па́ству же твою́ духо́вную, тобо́ю со́бранную, не преста́ни управля́ти жезло́м духо́вныя му́дрости: подвиза́ющимся помози́, разсла́бленных возста́ви, споспеши́ и́го Христо́во нести́ во благоду́шии и терпе́нии и всех нас упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т наш и пресели́тися со упова́нием в блаже́нная не́дра Авраа́мова, иде́же ты ра́достно по труде́х и по́двизех ны́не почива́еши, прославля́я со все́ми святы́ми Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Ещё по теме:  Владимирская икона Божией Матери

Перевод: О гражданин Небесного Иерусалима, преподобный отче Сергий! Воззри на нас милостиво и к земле приверженных возведи к высоте небесной. Ты высоко, на Небесах; мы на земле, внизу, удалены от тебя, не столько местом, сколько грехами своими и беззакониями; но к тебе, как нам родному, прибегаем и взываем: наставь нас ходить путем твоим, вразуми и руководи. Свойственно тебе, отче наш, милосердие и человеколюбие: на земле живя, ты не о своем только спасении имел попечение, но и о всех к тебе прибегавших. Наставления твои были тростью книжника-скорописца, на сердце каждого глаголы жизни начертывающей. Не телесные только ты врачевал болезни, но более душевных немощей врачом искусным явился, и вся твоя святая жизнь была зеркалом всякой добродетели. Если таков ты был, святой Божий, на земле: каков же ныне на Небесах! Ты ныне предстоишь Престолу Света Неприступного, и в нем, как в зеркале, видишь все наши нужды и прошения; ты водворяешься вместе со Ангелами, об одном кающемся грешнике радующимися. И человеколюбие Божие неистощимо, и твое пред Ним дерзновение велико: не прекращай о нас взывать ко Господу. Испроси ходатайством твоим у Всемилостивого Бога нашего мир Церкви Его, под знамением Креста воинствующей, согласие в вере и единомыслие, суеверия же и расколов истребление, утверждение в добрых делах, больным исцеление, печальным утешение, обиженным защиту, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою прибегающих. Ведь хотя мы и недостойны столь великого отца и ходатая, но ты, подражатель человеколюбия Божия, сделай нас достойными через обращение от злых дел к добродетельному житию. Вся Богом просвещенная Россия, твоими чудесами исполненная и милостями облагодетельствованная, исповедает тебя своим покровителем и заступником. Яви древние милости твои, и как ты отцам нашим помогал, не отринь и нас, чад их, по их стопам к тебе шествующих. Веруем, что ты духом с нами присутствуешь. Ибо где Господь, как слово Его учит нас, там и слуга Его будет. Ты верный раб Господень, и как Бог вездесущ, так и ты в Нем, и Он в тебе, к тому же ты и телом с нами. Вот нетленные и живоносные твои мощи, как сокровище бесценное, вручил нам Бог чудес. Стоя пред ними, к тебе как к живому припадаем и молимся: прими моления наши и вознеси их на жертвенник милосердия Божия, да примем чрез тебя благодать и своевременную в нуждах наших помощь. Укрепи нас, малодушных, и утверди нас в вере, да без сомнений уповаем получить все блага от благосердного Владыки молитвами твоими. Паствой же твою духовной, тобою собранной, не прекращай управлять жезлом духовной мудрости: подвизающимся помоги, расслабленных воздвигни, содействуй несению ига Христова во благодушии и терпении, и всех нас направь, да в мире и покаянии окончим жизнь нашу и переселимся с надеждой в блаженные недра Авраама, где ты радостно после трудов и подвигов ныне почиваешь, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимого, Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Тропарь, глас 4

И́же доброде́телей подви́жник,/ я́ко и́стинный во́ин Христа́ Бо́га,/ на стра́сти вельми́ подвиза́лся еси́ в жи́зни вре́менней,/ в пе́ниих, бде́ниих же и поще́ниих о́браз быв твои́м ученико́м;/ те́мже и всели́ся в тя Пресвяты́й Дух,/ Его́же де́йствием све́тло укра́шен еси́./ Но я́ко име́я дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ помина́й ста́до, е́же собра́л еси́, му́дре,/ и не забу́ди, я́коже обеща́лся еси́,/ посеща́я чад твои́х,// Се́ргие преподо́бне, о́тче наш.

Перевод: Добродетелей подвижник, ты, как истинный воин Христа Бога, против страстей крепко подвизался в жизни временной, в псалмопении, бдении и постах став примером для твоих учеников. Потому и вселился в тебя Пресвятой Дух: Его действием ты украшен светло. Но имея дерзновение ко Святой Троице, поминай стадо, собранное тобой премудро, и не забудь, как ты обещал, посещать детей твоих, Сергий, преподобный отче наш.

Кондак, глас 8

Христо́вою любо́вию уязви́вся, преподо́бне,/ и Тому́ невозвра́тным жела́нием после́довав,/ вся́кое наслажде́ние плотско́е возненави́дел еси́,/ и я́ко со́лнце Отече́ству твоему́ возсия́л еси́;/ тем и Христо́с да́ром чуде́с обогати́ тя./ Помина́й нас чту́щих пресве́тлую па́мять твою́, да зове́м ти:// ра́дуйся, Се́ргие Богому́дре.

Перевод: Любовью ко Христу уязвленный, и за Ним с неуклонной волей следуя, всякое наслаждение плотское возненавидел ты, преподобный, и как солнце Отечеству твоему воссиял: потому и Христос даром чудес обогатил тебя. Поминай нас, почитающих пресветлую память твою, дабы мы взывали тебе: «Радуйся, Сергий Богомудрый!»

Преподобный Сергий Радонежский жил много столетий назад, но до сих пор он остается образцом праведности, смирения и пламенной веры в Бога.
Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа