Фёдор Тютчев ~ Как океан объемлет шар земной… (Сны) (+ Анализ)

Тютчев Фёдор Иванович (1803-1873)
Фёдор Иванович Тютчев — великий лирик, поэт-мыслитель, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1857 года, тайный советник.
Тютчев Фёдор Иванович (1803-1873)

Федор Тютчев поэт

«СНЫ (Как океан объемлет шар земной…)»
Фёдор Тютчев

Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь — и звучными волнами 
        Стихия бьет о берег свой. 

То глас ее: он нудит нас и просит…
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит 
        В неизмеримость темных волн. 

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем, пылающею бездной 
        Со всех сторон окружены.

Дата написания: 1828-1830 годы

Море (океан) волнуется

Анализ стихотворения Тютчева «Как океан объемлет шар земной…»

Впервые стихотворение «Как океан объемлет шар земной…» было опубликовано в журнале «Галатея» в 1830 году под названием «Сны». Ключевой образ произведения — образ бездны, часто встречающийся в творчестве Тютчева. Здесь она представлена читателям таинственной и прекрасной. При помощи буквально нескольких строк поэту удалось передать все великолепие ночного неба, усыпанного звездами. Почему же пугает человека эта восхитительная картина? За глубиной бездны скрывается нечто, которое разум не в состоянии постичь. Так рождается практически первобытный страх. Звездное небо по ходу стихотворения превращается в огненную пучину, что позволяет Тютчеву продемонстрировать одновременно два чувства — восхищение и испуг.

Крайне важен для «Как океан объемлет шар земной…» мотив сна, характерный и для других произведений поэта, например, «Сон на море», «Лебедь». Погружение в сон дает шанс лирическому герою постичь тайны мироздания, прикоснуться к жизни собственной души вне реальности, законов разума. Ночь становится временем откровений. Человек откликается на ее зов, стремится к познанию. Но постичь секреты вселенной практически невозможно, и в этом заключается трагедия. Согласно мысли Тютчева, люди вынуждены постоянно плыть, окруженные со всех сторон пылающей бездной. Они одиноки, слабы разумом. Получается, человек — всего лишь беспомощная песчинка в масштабах бесконечной вселенной, вечный скиталец, ни на миг не прекращающий движения. Неизмеримость окружает его: снизу — океан, сверху — небеса. Бесконечность и безбрежность мира для поэта — не просто философская сентенция. Они вобраны в его душевную жизнь. Для Федора Ивановича не существовало разделения на космическое и личное. Его индивидуальное бытие полностью растворено во вселенском.

«Как океан объемлет шар земной…» принято относить к «ночной» лирике Тютчева. Для нее характерно употребление высокой лексики и слов церковнославянского языка. Кроме того, часто встречаются поэтизмы. Что касается рассматриваемого стихотворения, то в нем к первой категории относится «глас», ко второй — «челн».

Ещё по теме:  Фёдор Тютчев ~ Последняя любовь (О, как на склоне наших лет…) (+ Анализ)

Тютчев — поэт-философ. Этот тезис в очередной раз подтверждается при внимательном изучении именно «ночной» лирики. По ней можно понять отношение Федора Ивановича к человеку и его предназначению, к проблемам познания, к космосу, к бытию отдельного индивида.

Красивое ночное море

Анализ стихотворения Тютчева «Сны»

Сакральный смысл тютчевской ночи проявляется в устремлениях «очарованной души». Она тонко чувствует «сладкий трепет» природы, освободившейся от дневного шума, и жаждет оказаться среди звезд, подобных «живым очам». Однако картины ночного пейзажа амбивалентны: под «покровом златотканым» светлого дня кроется бездна со «страхами и мглами». С наступлением поры темноты и «всемирного молчанья» уходят преграды, стоящие между родом человеческим и пугающей бездонностью сферы непостижимого.

Известный поэтический текст 1829 г. открывается сравнением, оперирующим грандиозными масштабами. При помощи тропа автор декларирует планетарный характер сновидений, охвативших земных обитателей. Развивая тему, поэт опирается на категории водной стихии: в окончании первого катрена возникает акустический образ «звучных волн». Последний допускает двойственную трактовку, поскольку одновременно связан и с логически оправданной океанской темой, и с символическим зовом к первоистокам, возникающим в людских «радужных снах».

Центральный и заключительный эпизоды объединяет тема ирреального путешествия по воде, явившаяся как продолжение мотива сна. Откликнувшись на призыв, лирическое «мы» погружается в «волшебный челн» и вверяет себя мощной силе «темных волн».

Что видит общество, совершающее странную прогулку? Прежде всего бескрайний «небесный свод», грандиозное великолепие которого подчеркнуто метафорой «слава звездная». Чтобы усилить эффект и создать поистине фантасмагорический пейзаж, поэт удваивает звездную громаду, отражая ее в воде. Художественное пространство, организованное по принципу умножения, именуется «пылающей бездной». Она подступает к лирическому «мы» со всех сторон, и постепенно восхищение уступает страху перед масштабным явлением, а также ощущению трагизма человеческой судьбы.

В концовке проявляется еще одна особенность образного строя: если главенствующей стихией двух первых катренов является вода, то в финальной части ее теснит огонь. Оригинальный и парадоксальный образ лодки, скользящей по горящим волнам, поддерживается средствами звукописи с опорой на сочетание «пл».

Знаковая для тютчевской поэтики категория бездны не всегда сопровождается устрашающим ореолом. Она может символизировать вечное успокоение для «беспомощного дитяти» природы, как в произведении «От жизни той, что бушевала здесь…»

океан, море, чайка, закат, восход

Общий анализ стихотворения «Как океан объемлет шар земной» Тютчева

Ф. И. Тютчев мастерски отображал человеческое бытие через образы природы. Ярким примером этого является философское стихотворение «Как океан объемлет шар земной…».

Краткий анализ

Ещё по теме:  Фёдор Тютчев ~ Зима недаром злится…(+ Анализ)

История создания – произведение было написано в период с 1828 по 1830 гг., впервые опубликовано под названием «Сны» в журнале «Галатея» в 1830 г.
Тема стихотворения – человеческие сны как возможность постижения вселенной.
Композиция – По смыслу стихотворение не делится на части, представляя целостное размышление автора о снах человека. Формально стихотворение состоит из трёх строф.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырёх-, пятистопный ямб, в первой строфе рифмовка кольцевая АВВА, во второй и третьей – перекрёстная АВАВ.
Метафоры«земная жизнь кругом объята снами», «прилив растет и быстро нас уносит в неизмеримость темных волн», «мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены».
Эпитеты«звучные волны», «волшебный челн», «темные волны», «слава звездная».
Сравнение«как океан объемлет шар земной, земная жизнь кругом объята снами».

История создания

Произведение было написано в 1828–1830 годах, когда поэт жил в Мюнхене. За границей он имел возможность пообщаться с немецкими философами и мастерами пера, и в его творчестве начинают преобладать философские мотивы.
Анализируемое стихотворение впервые было опубликовано в журнале «Галатея» под названием «Сны». В этом же периодическом издании были напечатаны и другие творения Тютчева. Они демонстрировали талант поэта, но тогда известность ему не принесли.

Тема

В стихотворении развивается тема человеческих снов. Автор оригинально интерпретирует распространённый в мировой литературе мотив, создавая яркие метафорические образы. В центре произведения лирическое «Я», которое в последней строфе плавно переходит в «Мы».
Лирический герой почти незаметен, куда важнее его размышления и фантазия. В первой строфе он сравнивает сны с океаном. Жизнь же воспринимается как нечто неотрывное от сна. Сны – мощная стихия со «звучными волнами».

Сонная стихия взывает к человеку и быстро уносит его лодку в даль своих волн. В третьей строфе оказывается, что океан на самом деле – небо, манящее нас своими звёздами и тайной. По пылающей бездне и плывут люди во время своих сновидений. Таким образом, Ф. Тютчев развивает мысль о том, что, уснув, человек попадает на небосвод и может многое постичь в этом волшебном состоянии.

Композиция

Композиция стихотворения простая. По смыслу оно не делится на части, представляя целостный монолог о снах человека. Формально стихотворение состоит из трёх строф-четверостиший.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как лирический герой предаётся неторопливым философским размышлениям над поставленной проблемой. Стихотворный размер – четырёх- и пятистопный ямб. Автор использовал разные виды рифмовки: в первой строфе – кольцевую АВВА, во второй и третьей – перекрёстную АВАВ. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы поэт создал яркие оригинальные образы, используя в каждом стихе средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры: «земная жизнь кругом объята снами», «прилив растет и быстро нас уносит в неизмеримость темных волн», «мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены».
При помощи сравнения создается ключевой образ: «как океан объемлет шар земной, земная жизнь кругом объята снами».
Эпитеты дополняют картину: «звучные волны», «волшебный челн», «темные волны», «слава звездная».

Шум океана воспроизводится при помощи аллитерации «с», «ч»: «настанет ночь – и звучными волнами стихия бьет о берег свой».
В стихотворении встречается высокая поэтическая и старославянская лексика: “объемлет, “глас”, “челн”.

Ещё по теме:  Фёдор Тютчев ~ Небо бледно-голубое...(+Анализ)

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

федор тютчев поэт

Рецензия на стихотворение «Как океан объемлет шар земной» Тютчева

Произведение «Как океан объемлет шар земной» Федора Ивановича Тютчева – вершина философских прозрений молодого поэта. Впервые оно было опубликовано в московском журнале «Галатея».

Стихотворение написано в 1830 году. Автору его в эту пору 27 лет, он женат, отец маленькой дочери, служит в Германии. Его поэзия становится более зрелой, самобытной. По жанру – мистерия, по размеру – пятистопный ямб с охватывающей (в 1 строфе) и перекрестной рифмовкой. Лирический герой выступает от имени всего человечества. Рифмы открытые и закрытые, стихотворение состоит из 3 четверостиший. Композиция одночастная. «Земная жизнь объята снами»: действительно, люди все торопятся куда-то, суетятся, не замечая, что время уходит. Планы рушатся, как и вера в себя и свои силы. Налаженный быт перестает удовлетворять человека. Но только с наступлением ночи заботы каждого дня отступают, и человек с ужасом вглядывается в непостижимый мир, зовущий его к ответу, к действию. Противиться этому властному призыву он не смеет. «Волшебный челн» уносит в «неизмеримость темных волн». Местоимением «мы» подчеркнут общечеловеческий смысл происходящего. Ни в себе, ни в окружающей стихии люди не находят опоры. Шутки закончились, вокруг – «пылающая бездна» мироздания.

Куда направляется человек в челне? Автор не раскрывает перед читателем итог этого плавания, он оставляет героя одного среди волн хаоса и гармонии, наедине с самим собой. Ощущения, что герой погибнет, нет. Но его жизненный путь, такой вроде бы одинаковый для всех, глубоко индивидуален. И людям потребуется мужество. Образы житейского моря и небесного свода носят характер библейской цитаты. Интонация почти гипнотическая, в том числе, и из-за россыпи повторов: шар земной, земная жизнь, волнами, волн. Восклицаний нет, лишь одно многоточие. Устаревшие слова «нудит» (заставляет), «глас» (голос), «челн» (лодка). Человек пускается в плавание не на корабле, а в лодке, которая может в любую минуту перевернуться. Вернуться назад уже нельзя, можно лишь пристать к другому, неведомому берегу. Метафоры: прилив уносит в неизмеримость, бездной окружены. Эпитеты: звучными, волшебный, таинственно, пылающей. Олицетворения: ожил челн, стихия бьет, прилив растет, свод глядит. «Горящий славой звездной»: как сказано в Писании «и звезда от звезды разнится в славе».

Фёдор Тютчев – поэт, который исследует глубины сердца человеческого. Этой теме посвящено и стихотворение «Как океан объемлет шар земной».

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа