Фёдор Тютчев ~ Декабрьское утро (На небе месяц — и ночная…) (+ Анализ)

Федор Тютчев, зима

«Декабрьское утро»
Фёдор Тютчев

На небе месяц – и ночная
Ещё не тронулася тень,
Царит себе, не сознавая,
Что вот уж встрепенулся день, –

Что хоть лениво и несмело
Луч возникает за лучом,
А небо так еще всецело
Ночным сияет торжеством.

Но не пройдет двух-трех мгновений,
Ночь испарится над землей,
И в полном блеске проявлений
Вдруг нас охватит мир дневной…

Дата создания: Декабрь 1859 г.

Морозное зимнее утро в лесу

Анализ стихотворения Тютчева «Декабрьское утро»

Лирический герой Тютчева захвачен созерцанием переходов и изменений, происходящих в мире живого. Замечая «созвучье полное в природе» в кратковременных и длительных трансформациях, наблюдатель стремится узреть «благодать», прикоснуться к сокровенным сущностям, скрытым от человека.

Зимой 1859 г. было создано стихотворение, посвященное позднему декабрьскому рассвету. Динамичная пейзажная картина организована образами «ночной тени» и зарождающегося дня, атрибутами которого выступают солнечные лучи. Герой произведения сосредоточен на противоборстве – теме, знаковой для тютчевского творчества. Принцип антропоморфизма, последовательно реализуемый автором, позволяет не только характеризовать персонажи, но наделять их мыслями. Тьма «царит», «сияет торжеством», не осознавая близость своего конца. День «встрепенулся», и первые лучи «лениво» и «несмело» начинают занимать небесное пространство. Появление робких «вестников» рассвета не способно изменить общую картину, которая «всецело» организована темнотой.

В финальном катрене лирический субъект прогнозирует ближайшие события, на что указывает смена настоящего времени будущим. Моментальное исчезновение ночной тени изображается глаголом «испарится». В концовке стихотворения возникает торжествующий образ дневного мира в его ярких многоликих проявлениях.

«Декабрьское утро» обрамляется антитезой «ночная» – «дневной». Стилистическая фигура обозначает рамки лирической ситуации, придавая композиции законченность и логичность. Прием на формальном уровне поддерживает философский смысл поэтического творения. Последний декларирует предопределенность природных явлений, которые подчинены непреложным законам природы.

В раннем произведении «Утро в горах», сходным по тематике с анализируемым текстом, также появляются образы-олицетворения: «лазурь небесная», светлая «долина» и туманы, покрывающие горные вершины. Атмосферное явление удостаивается пышного сравнения с «воздушными руинами» волшебного дворца.

Ещё по теме:  Фёдор Тютчев ~ Чему бы жизнь нас ни учила… (+ Анализ)

В позднем творчестве Тютчева динамический образ рассвета обогащается символическим смыслом. Поэт связывает картины восхода солнца с размышлениями о высокой исторической миссии России, способной объединить славянский мир. Солнечные лучи метафорически уподобляются «благовесту всемирному», возвещающему о победе.

Зима, зимний рассвет, зимний лес

Краткий анализ стихотворения «Декабрьское утро» Тютчева

Фёдор Иванович Тютчев – известный русский поэт. Его отличительной особенностью является то, что он в своих произведениях часто обращается к теме природы, её красоте, изменчивости, единении со всем живым. В стихотворении «Декабрьское утро», поэт раскрывает красоту позднего, зимнего рассвета, обращая внимания на переменчивость природы, на течение времён суток, на прекрасность каждого из них, на их неразделённость.

Описывает изменения, которые происходят с природой, Тютчев подчёркивает, что постепенная смена времени суток погружает всё живое в ночь, возрождая с наступлением света и дня. В стихотворении автор использует различные средства художественной выразительности, которые помогают приблизить читателя к природным явлениям.

В центре стихотворения стоит тема предопределённости, покорности всего живого друг другу. Как бы ночь не сопротивлялась, наступит день, а день в свою очередь не может продлиться дольше, чем положено, на смену ему придёт ночь.

В стихотворении поэтом используются олицетворение: нетронутая тень, такие эпитеты, как: ночное торжество, ночная тень и мир дневной. С помощью прилагательных в стихотворении описывается испарение ночи: ночная и дневная. Тютчев раздумывает о гармонии окружающего его мира, о переходе природы из одного состояния в другое, о неизменности этого перехода.

Стихотворение разделено на три части, первая картина строится на ночной природе, всё погружено в темноту, подчёркивается тень и месяц, кажется, будто ночь может длиться очень долго, показывая своё великолепие. Далее вторая картина показывает читателю тот самый, природный переход от одного состояния до другого: луч за лучом, лучи ленивые, несмелые. Третья картина показывает, как ночь отступает, как уходя за ней, приходит день. Это подчёркивается с помощью прилагательных, а так же антитеза день и ночь делает акцент на единстве природы, через противоположности. Но эти три части не звучат отрывисто, они вытекают одна из другой, разворачивая перед читателем общую картину природного полотна.

Ещё по теме:  Фёдор Тютчев ~ О чём ты воешь, ветр ночной?.. (+ Анализ)

С помощью пейзажей различных времён года Фёдор Иванович Тютчев показывает близость человека и природы и близость разных ее граней, по отношению друг к другу. Что без дня не существует ночи, а без ночи нет дня. Что всё в природе тонко связано между собой, образуя гармонию. Близостью авторской души ко всему живому объясняется обращённость к теме природы.

Зима, зимнее утро, зимний лес, пейзаж, природа

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа