Александр Пушкин ~ Буря (Ты видел деву на скале…) (+ Анализ)

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)
Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, по-праву рассматривающийся как создатель современного русского литературного языка. Ещё при жизни поэта именовали гением, а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ.
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)

Буря

Буря
Александр Пушкин

Ты видел деву на скале
В одежде белой над волнами
Когда, бушуя в бурной мгле,
Играло море с берегами,
Когда луч молний озарял
Ее всечасно блеском алым
И ветер бился и летал
С ее летучим покрывалом?
Прекрасно море в бурной мгле
И небо в блесках без лазури;
Но верь мне: дева на скале
Прекрасней волн, небес и бури.

Дата создания: 1825 г.

Примечания

  1. БУРЯ. Напечатано в «Московском вестнике», 1827 г., № 2. В журнале седьмой стих напечатан: «И ветер воил и летал». Стих исправлен в издании стихотворений 1829 г. Об этой ошибке против языка Пушкин упомянул в статье «Опровержение на критики» (см. т. VII).

Буря

Анализ стихотворения Пушкина «Буря»  
1 вариант

В 1829 году Пушкин составил список дорогих его сердцу женщин, разделив его на две части. Есть мнение, что в первой графе оказались дамы, которых поэт любил сильнее, во второй – представительницы прекрасного пола, вызывавшие у Александра Сергеевича симпатию. В этом своеобразном рейтинге фигурируют буквы «NN» – так называемая «утаенная любовь» Пушкина. В литературоведении принято считать, что поэт имел в виду некую женщину, к которой он испытывал глубокое чувство во время пребывания на юге. Претенденток на почетное звание немало. Среди них особняком стоит Мария Николаевна Волконская (в девичестве – Раевская). С ее семьей Александр Сергеевич был знаком с 1817 года, но особенно сдружился в 1820-ом. Вместе с Раевскими он побывал на Кавказе, в Крыму, в Таганроге. Существует версия, что именно Волконской посвящена поэма «Бахчисарайский фонтан».

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ Евгений Онегин. Глава восьмая

По мнению ряда пушкинистов, Марии Николаевне адресовано стихотворение «Буря», написанное в 1825 году. Создавалось оно в Михайловском, но, скорей всего, задумано было еще во время южной ссылки. Ключевой аргумент в пользу этой теории – черты литературного романтизма, преобладающие в произведении. Достаточно лишь взглянуть на детали пейзажа, окружающие героиню: скалы, бушующие в бурной мгле волны, озаряющие деву алым блеском лучи молний, сильный ветер. Напоминает отрывок из «Путешествия Онегина», где Евгений посещает Тавриду:

В ту пору мне казались нужны
Пустыни волн, края жемчужны,
И моря шум, и груды скал,
И гордой девы идеал…

На деве, выведенной в «Буре», – белые одежды, на голове ее – летучее покрывало. Пушкин явно имеет в виду наряд новобрачной. Но откуда на скале взялась невеста? Возможно, образ этот вдохновлен древнегреческим мифом о дочери эфиопского царя Кефея Андромеде. Ее мать Кассиопея похвасталась, что красотой превосходит нереид. Морские божества оскорбились и попросили Посейдона помочь им в деле мести. Он послал на поданных Кефея страшное чудовище. Победить его можно было лишь одним способом – принести в жертву Андромеду. Девушку приковали к прибрежной скале. Там ее увидел Персей. Героя поразила красота пленницы. Он согласился победить чудовище, если Андромеда выйдет за него замуж. Кефей дал согласие на брак, и Персей освободил его дочь.

Лирический герой стихотворения не боится буйства природы. Более того – он фактически любуется бурей. Впрочем, дева кажется ему еще прекрасней. В этом заключается центральная мысль произведения: величие природы, как выражение божественного начала, может восхищать человека, но сердце его стремится к иной красоте, более земной.

Буря

Анализ стихотворения «Буря» Пушкина  
2 вариант

По мнению исследователей творчества А.С. Пушкина, у поэта существовал список дорогих его сердцу женщин, который он составил в 1829 г. Специалисты сходятся в одном, что первый абзац включает в себя имена самых близких особ, которые вызывали у него наиболее сильные чувства, второй же — посвящен тем, кому Александр Сергеевич просто симпатизировал. В этом списке, наряду с заглавными именами, фигурирует некая «NN», чьи настоящие инициалы поэт никогда не раскрывал. Эту женщину принято называть «утаенной любовью» Пушкина, и, скорее всего, ею была Мария Николаевна Волконская (в девичестве – Раевская). С семьей этой знатной дамы Пушкин был знаком уже несколько лет, но в 1829 г. произошло максимальное сближение, они вместе объездили южные просторы страны: Кавказ, Крым, Таганрог. Существует версия, согласно которой два произведения поэт посвятил своей тайной любви с юга — это «Бахчисарайский фонтан» (1829 г.) и «Буря» (1825 г.).

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ Погасло дневное светило (+ Анализ)

Известно, что «Буря» создавалась в Михайловском, но, возможно, наброски для нее автор сделал еще во время южной ссылки. К такому выводу можно прийти, опираясь на романтический стиль произведения, характерный для того периода творчества Пушкина, который вылился вот в такие эпитеты: «бурная мгла», «блеском алым», «летучим покрывалом». Некоторые литературоведы проводят параллель между этим описанием и тем, что встречается в «Евгении Онегине», где в словах героя отражаются желания услышать «моря шум» и повидать «пустыни вол», «края жемчужны», «груды скал», «девы идеал».

Стихотворение «Ты видел деву на скале» написано А.С. Пушкиным с помощью приема противопоставления: бушующей стихии и нежности стоящей на скале женщины. Автор называет ее девой, а сама она одета в белые одежды, на голове ее развивается белое покрывало, — перед читателем предстает образ невинной невесты, по какой-то причине заточенной в этот ужасный час на скале. Сколько времени она находится там? По-видимому, давно: «луч молний ее всечасно озарял».

Само нахождение девы на скале является загадкой, ответ на которую можно найти в древнегреческом мифе о Персее и Андромеде. Его суть в том, что мать девушки похвасталась красотой дочери, и умалила тем самым прелесть нереид. Поэтому морской царь приковал Андромеду к скале, а на дом ее отца Кефея, царя Эфиопии, наслал страшное чудовище. Персей влюбился в пленницу и пообещал Кефею победить чудовище в обмен на руку девушки. Выполнив свое обещание, герой женился на возлюбленной.

Буря

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Буря»  
3 вариант

А.С.Пушкин написал произведение «Буря» в индивидуальном стиле, переплетая описание бури, как природного явления, с восхищением к женщине. Поэт описывает ночное время, именно в этот период выплескиваются эмоции, бушует стихия.

Женщину автор называет девой, это слово возвышает ее, оно свойственно тому времени. Произведение наполнено словами высокого стиля, которые относятся больше к литературным выражениям, нежели обыденным, бытовым.

Темная буря, мгла и высокие волны только оттеняют красоту и невинность девы. Покрывало героини сливается с морской пеной и дополняет целостный ансамбль. Оно образует прекрасное воздушное облако и уже сложно отличить где заканчивается образ и начинается водная стихии.

Ещё по теме:  Руслан и Людмила ~ Александр Пушкин (краткое содержание поэмы)

Несмотря на противоположность образов, сюжет произведения выстроен гармонично. Из черной мглы женский образ отсвечивает зарево молнии. Автор очень точно описал персонаж, словно художник отобразил картину. Образ девы, словно растворился в стихии, он воздушный, еле уловим.

А.С.Пушкин использовал выгодное сочетание звуков «б», что позволяет превысить частотность звучания стихотворения. Поэт был мастером мелодичности, множество стихотворений легло на музыку. Это своего рода звукопись, которая неоднородная.

Мелодичность меняется, исходя из эмоционального напряжения. Часто в произведении встречается звук «л», его частотность завышена, нежели частота повторений этого звука в языке в целом. Такой прием придает плавность произношению. Грубость придает частый звук «р».

А.С.Пушкин видел даже сквозь непроглядную мглу чудесный образ. Автор восхищался женской красотой и очень выгодно подчеркнул все прелести девы черной мглой и бурей. Поэт действительно был ценителем женщин, он горячо влюблялся и прекрасный пол служил для гения источником вдохновения.

В произведении он представляет девушку как часть природы, причем это не спокойный прекрасный пейзаж, а ураган страстей. Именно так он и расценивал женщин, как силу стихии. Он уверен в эстетической красоте противоположного пола, в этом произведении А.С.Пушкин показывает себя как истинного знатока женских прелестей: «Но верь мне…»

Буря

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа