Александр Пушкин ~ Погасло дневное светило (+ Анализ)

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)
Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, по-праву рассматривающийся как создатель современного русского литературного языка. Ещё при жизни поэта именовали гением, а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ.
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)

Пушкин А.С.

«Погасло дневное светило…»
Александр Пушкин

Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный…
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей,
Страны, где пламенем страстей
Впервые чувства разгорались,
Где музы нежные мне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость,
Где легкокрылая мне изменила радость
И сердце хладное страданью предала.
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья;
И вы, наперсницы порочных заблуждений,
Которым без любви я жертвовал собой,
Покоем, славою, свободой и душой,
И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной… Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

Дата создания: август 1820 г.

Пушкин А.С.

Анализ стихотворения Пушкина «Погасло дневное светило…» 
1 вариант

Эпиграммы на чиновников и самого государя императора Александра I, написанные Пушкиным, имели весьма печальные последствия для поэта. В 1820 году он был отправлен в южную ссылку, и конечным пунктом его назначения стала Бессарабия. По пути поэт останавливался не несколько дней погостить у своих друзей в различных города, включая и Феодосию. Там, наблюдая за бушующим морем, он написал стихотворение-размышление «Погасло дневное светило».

Пушкин видел море впервые в жизни и был очарован его силой, мощью и красотой. Но, пребывая далеко не в самом лучшем расположении духа, поэт наделяет его мрачными и угрюмыми чертами. Кроме этого, в стихотворении, словно рефрен, несколько раз повторяется одна и та же фраза: «Шуми, шуми, послушное вертило». Трактовать ее можно по-разному. В первую очередь, поэт пытается показать, что морская стихия совершенно равнодушна к его душевным терзаниям, которые автор испытывает из-за вынужденной разлуки с родиной. Во-вторых, эпитет «послушное вертило» Пушкин примеряет и к самому себе, считая, что не до конца боролся за свою свободу и вынужден был покориться чужой воле, отправившись в ссылку.

Стоя на морском берегу, поэт предается воспоминаниям о своей счастливой и довольно безмятежной юности, наполненной безумной любовью, откровениями с друзьями и, что самое главное, надеждами. Теперь же все это осталось в прошлом, а будущее Пушкину видится мрачным и совершенно непривлекательным. Мысленно он каждый раз возвращается домой, подчеркивая, что постоянно стремится туда «с волненьем и тоской». Но от заветной мечты его отделяют не только тысячи километров, но и несколько лет жизни. Еще не зная, сколь долгой будет его ссылка, Пушкин мысленно прощается со всеми радостями жизни, считая, что отныне его жизнь кончена. Этот юношеский максимализм, все еще живущий в душе поэта, заставляет его мыслить категорически и отвергать любую возможность разрешения жизненной проблемы, с которой ему довелось столкнуться. Он похож на тонущий корабль, который штормом выбросило на чужой берег, где, как считает автор, помощи ждать просто не от кого. Пройдет время, и поэт поймет, что даже в далекой южной ссылке его окружали верные и преданные друзья, роль которых в своей жизни ему еще предстоит переосмыслить. Пока же 20-летний поэт вычеркивает из сердца минутных друзей и возлюбленных своей юности, отмечая, что «прежних сердца ран, глубоких ран любви, ничто не излечило».

Александр Пушкин

Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» Пушкина 
2 вариант

В 1820 г. за свои вольнолюбивые стихотворения А. С. Пушкин был отправлен в южную ссылку. Этот период стал совершенно особенным в творчестве поэта. Неизвестные ему картины южной природы причудливым образом переплелись с собственными раздумьями и переживаниями. Пушкин сообщал брату, что написал стихотворение «Погасло дневное светило», находясь на корабле, направлявшемся из Феодосии в Гурзуф (август 1820 г.).

Пушкин был очарован впечатляющим видом безбрежного ночного моря. Но чувствовал он себя далеко не радостно, что сказывалось на его настроении («угрюмый океан»). Поэт совершенно не представлял, что ждет его впереди. Ссылка была бессрочная, поэтому он должен был привыкнуть к незнакомому месту. Пушкин «с волненьем и тоской» вспоминает «волшебные края», которые он был вынужден покинуть. Эти воспоминания вызывают у него слезы и тоску. В душе проносятся образы давно прошедшей любви, прежние надежды и желания.

Поэт покоряется тому, что его насильно увозят «к пределам дальним». Эту покорность символизирует «послушное ветрило». «Грозная прихоть… морей» аллегорически указывает на царскую власть и подчеркивает ее непреодолимую силу. Даже природа не может противостоять тирании. А сам поэт в огромном море – всего лишь песчинка, не заслуживающая внимания. Автор сам призывает корабль не возвращаться к «брегам печальным» своей Родины, так как с ней связаны только печальные воспоминания о «потерянной младости».

Пушкин даже рад своему изгнанию. Его наивные представления о свободе и справедливости были жестоко разрушены. Поэт ощутил, что значит попасть в царскую немилость. От него отвернулись многие представители высшего общества («питомцы наслаждений»). Это заставило его по-новому взглянуть на своих современников и почувствовать к ним презрение. Крушение идеалов серьезно сказалось на взглядах Пушкина, оно заставило его преждевременно повзрослеть и переоценить свою жизнь. Поэт понял, что проводил время в бессмысленных развлечениях. Он отрекается от мнимых друзей и «изменниц младых». В то же время он признается себе, что все-таки испытывал настоящие чувства, оставившие «глубокие раны» на сердце. Именно они – главный источник страданий, которые не дают автору покоя.

В целом в произведении «Погасло дневное светило» описан традиционный романтический образ одинокого морского путешественника. Его особая ценность в том, что Пушкин писал непосредственно на корабле и вообще видел море впервые. Поэтому стихотворение отличается очень глубоким личным отношением автора, который к тому же был реальным изгнанником, высланным со своей Родины.

Леонид О. Пастернак - Александр Пушкин на берегу моря (1896)«Александр Пушкин на берегу моря» Леонид О. Пастернак (1896)

Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» Пушкина 
3 вариант

Романтическая элегия “Погасло дневное светило”, прекрасное подражание Байрону, занимает особое место в творческом наследии Пушкина. Краткий анализ “Погасло дневное светило” по плану можно использовать на уроке литературы в 9 классе для объяснения материала.

Краткий анализ

Ещё по теме:  Александр Пушкин ~ «Евгений Онегин» главные герои

История создания – элегия написана по впечатлениям о морском путешествии из Керчи в Гурзуф в 1820 году. Пушкин впервые увидел море, и оно заворожило его.
Тема стихотворения – ощущения изгнанника, который вынужден оставить любимую родину.
Композиция – трёхчастная, части отделены друг от друга рефреном. В первой всего две строки, вторая описывает состояние героя. Он тоскует о родных краях надеется на исцеление, которое ему подарят волшебные южные земли. В третьей – вспоминает об ошибках юности, невзгодах любви, об уроках прошлого и смиряется с новым – с тем, что ждёт его впереди.
Жанр – романтическая элегия.
Стихотворный размер – разностопный ямб; рифмовка кольцевая и перекрестная.
Эпитеты – “послушное ветрило”, “угрюмый океан”, “берег отдалённый”, “земля полуденная”, “волшебные края”, “мечта знакомая”, “брега печальные”, “туманная родина”, “тайно улыбались”, “потерянная младость”, “лёгкокрылая радость”, “сердце хладное”, “весна златая”.
Метафоры – “мечта летает”, “летает корабль”, “душа кипит”, “музы улыбались”, “младость отцвела в бурях”.Инверсии – “земля полуденная”, “воспоминаньем упоённый”, “туман вечерний”, “пределы дальние”, “сердца ран”.

История создания

Вот какова история создания стихотворения “Погасло дневное светило”. Оно написано в августе 1820 года. Поэт вместе с Раевскими плыл на корабле из Керчи в Гурзуф, это было ночное путешествие. Море было спокойным, но Пушкин, выдерживая традицию романтизма, сгущает краски, рассказывая о “бушующем океане”.

Море и благодатный край произвели на него неизгладимое впечатление. Пушкин впервые увидел море и впоследствии посвятил ему немало стихотворений.

Поездка с Раевскими подарила поэту вдохновение и успокоение, но он всё же продолжал чувствовать себя изгнанником – такое настроение ощущается и в созданном им стихотворении. Оплакивая рано ушедшую молодость, Пушкин грустил о жизни, которая могла бы у него быть, в то же время понимая, что все внешние обстоятельства, даже неблагоприятные, формируют его как творца.

Тема

Главная тема – невесёлые размышления лирического героя, связанные с потерей возможности жить в родных краях. Здесь отчётливо слышны мотивы неудовлетворенности, тоски, печали, определяемые положением поэта-изгнанника. Он тоскует по родине, друзьям и подругам, привычному укладу жизни, но горечь не переходит в отчаяние. Торжественные образы ночного моря, трепетная интонация, недоговорённость, обращённость в прошлое – таковы основные приметы произведения.

Композиция

Ещё по теме:  Руслан и Людмила (поэма) ~ Александр Пушкин

Элегия разделена на три части самим поэтом – он использует для этого двустрочный рефрен.
Первая часть необходима для создания романтической обстановки, в ней есть песенные мотивы.

Вторая часть посвящена эмоциональному состоянию лирического героя, который оплакивает молодость и покинутую родину, ведь с ней были связаны все чаяния его жизни. В то же время произведение показывает его надежду на то, что волшебные южные земли помогут ему исцелиться от этой тоски.

В третьей части прошлое, с которым у лирического героя связано много воспоминаний, противопоставляется неизвестному будущему. Но в итоге он принимает свою судьбу, смиряется с жизненными обстоятельствами и принимает их.

Жанр

Определить жанр несложно. Это романтическая элегия, подражание байроновским произведениям: в молодости Пушкин был очень увлечён творчеством этого английского поэта. В то же время, в отличие от отстранённого прощания Чайльд-Гарольда (образу которого явно подражает лирический герой), эмоциональный настрой пушкинского произведения гораздо ярче.

Произведение написано разностопным ямбом с чередованием мужской и женской рифмы. Эти приёмы, а также чередующаяся рифмовка (кольцевая и перекрестная) делают стихотворение более близким к обычной разговорной речи. Таким образом Пушкин показывает, что проблема, поставленная в произведении, является общечеловеческой.

В этом философском стихотворении поэт ставит проблему изгнания и, следуя романтической традиции, несколько преувеличивает её.

Средства выразительности

Возвышенный слог, сочетающийся с ясностью и простотой мысли, делает “Погасло дневное светило” совершенным с точки зрения художественных средств. Пушкин использует в элегии средства выразительности.

Эпитеты – “послушное ветрило”, “угрюмый океан”, “берег отдаленный”, “земля полуденная”, “волшебные края”, “мечта знакомая”, “брега печальные”, “туманная родина”, “тайно улыбались”, “потерянная младость”, “легкокрылая радость”, “сердце хладное”, “весна златая”.
Метафоры – “мечта летает”, “летает корабль”, ”душа кипит”, “музы улыбались”, “младость отцвела в бурях”.
Инверсии – “земля полуденная”, “туман вечерний”, ”воспоминаньем упоенный”, “сердца ран”, “пределы дальние”.
Также поэт использует устаревшие слова и формы слов, создавая таким образом возвышенный слог (“ветрило”, “полуденный”, “наперсницы”, “очи”, “хладный”, “младость”, “златыя”). Для этого используются и перифразы (“дневное светило”, “моей весны златыя”).

Море

Погасло дневное светило

Поделитесь с друзьями
На волнах позитива