Михаил Лермонтов ~ Романс (Невинный нежною душою…) (+ Анализ)

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841)
Гордость русской литературы, великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей 19-20 веков.
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841)
Михаил Лермонтов
 
Романс
Михаил Лермонтов
Невинный нежною душой,
Не знавши в юности страстей прилив,
Ты можешь, друг, сказать с какой-то простотою:
Я был счастлив!..

Кто, слишком рано насладившись,
Живет, в душе негодованье скрыв,
Тот может, друг, еще сказать забывшись:
Я был счастлив!..

Но я в сей жизни скоротечной
Так испытал отчаянья порыв,
Что не могу сказать чистосердечно:
Я был счастлив!..

Дата создания: 1829 г.

Анализ стихотворения Лермонтова «Романс (Невинный нежною душою…)»

«Романс» («Невинный нежною душою…») – стихотворение, написанное в 1829 году, во время пребывания Лермонтова в Московском университетском благородном пансионе – престижном закрытом заведении для мальчиков-дворян. В автографе произведения имеется позднейшая приписка, сделанная рукой Михаила Юрьевича, – «(Дурнову)». Речь идет о Дмитрии Дмитриевиче Дурнове (1813-год смерти неизвестен) – соученике поэта. Ему посвящены еще несколько стихотворений – «К Дурнову», «К другу», «К Д…ву (Я пробегал страны России…)». В приписке к «Русской мелодии» Лермонтов назвал Дмитрия Дмитриевича своим первым и последним другом, человеком, обладающим открытой и доброй душой. «Романс» считается подражанием стихотворению «Стансы», принадлежащему перу Ивана Ивановича Дмитриева (1760-1837). В основе обоих лирических произведений лежит противопоставление «невинной юности» и опытности. Кроме того, Лермонтов практически в точности повторяет использованный в «Стансах» рефрен. При этом «Романс» отличается более сложным метрическим и ритмическим строением.

Лирический герой лермонтовской лирики пансионского периода часто задумывается о счастье. Упоминается оно и в рассматриваемом тексте. «Я был счастлив» – строка, завершающая каждую строфу и выступающая в роли рефрена. Следовательно, поэт считал важным подчеркнуть ее, выделить. Глагол «быть» употреблен в прошедшем времени. Счастье осталось где-то позади, поэтому стихотворение проникнуто печальными настроениями. Такое восприятие жизненных радостей характерно для юного Лермонтова. В его пансионской лирике слово «счастье» встречается более двадцати раз. Часто оно употребляется в отрицательном смысле. В трех стихотворениях не признается возможность обрести счастье. В нескольких произведениях, как и в «Романсе», место ему отведено только в прошлом. Что же такое счастье в представлении лирического героя рассматриваемого текста? Ответ дается в первой строфе. Согласно ей, счастье может испытать только тот, кто в юности был чужд страстей. Интересно, что многие ранние лермонтовские стихотворения этому утверждению противоречат. У их героев счастье ассоциируется не с покоем, а как раз со страстями.

Ещё по теме:  Михаил Лермонтов ~ Как часто, пестрою толпою окружен... (1-е января) (+ Анализ)

Написанный Михаилом Юрьевичем «Романс» положен на музыку. Произведение создано современным петербургским композитором Игорем Робертовичем Балакиревым.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа