Михаил Лермонтов ~ Я не люблю тебя; страстей… (+ Анализ)

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841)
Гордость русской литературы, великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей 19-20 веков.
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841)

Она была прекрасна, как мечта…

«Я не люблю тебя; страстей…»
Михаил Лермонтов
* * *
Я не люблю тебя; страстей
И мук умчался прежний сон;
Но образ твой в душе моей
Всё жив, хотя бессилен он;
Другим предавшися мечтам,
Я всё забыть его не мог;
Так храм оставленный – всё храм,
Кумир поверженный – всё бог!

Год написания: 1831 г.

«Я не люблю тебя; страстей»

Впервые опубликовано в подборке стихотворений «Из альбома Е. А. Сушковой» в 1844 г. в «Библиотеке для чтения» (т. 64, № 6, отд. I, с. 132).
Известен автограф (Альбом А. М. Верещагиной, США), в котором стихотворение озаглавлено «К ***».
В 1837 г. Лермонтов значительно переработал это стихотворение (см. «Расстались мы, но твой портрет») и затем включил его в сборник стихотворений, напечатанных в 1840 г.

Варианты

«Я не люблю тебя; страстей»

Вариант чернового автографа:
Начато: И прежних мук

Разночтения в «Библ. для чтения» и в «Записках» Сушковой:
Живет, хотя бессилен он.
Я всё забыть тебя не мог.

екатерина Сушкова

Анализ стихотворения Лермонтова «Я не люблю тебя; страстей…»

Лермонтов впервые встретился с красавицей Екатериной Александровной Сушковой в 1830 году. Шестнадцатилетний поэт сразу же влюбился в столичную кокетку. Она ответных чувств не питала. В книге мемуаров «Записки» Сушкова охарактеризовала молодого Михаила Юрьевича как «неуклюжего, косолапого мальчика», у которого были «умные, выразительные глаза» и «язвительно-насмешливая улыбка». Апогеем влюбленности Лермонтова в Сушкову считается лето 1830-го. Осенью они расстались. В следующий раз их судьбы пересеклись лишь спустя четыре года.

Ещё по теме:  Лермонтовские места в Петербурге и Царском Селе

Стихотворение «Я не люблю тебя; страстей…» написано в 1831-ом и посвящено Сушковой. В нем Лермонтов развивает мотив, проходящий через всю его интимную лирику. Речь идет о мотиве верности первой или давно оставшейся в прошлом любви. В рассматриваемом тексте он выражается при помощи череды противоречий. В самом начале стихотворения лирический герой заявляет, что чувств к бывшей возлюбленной у него больше нет. Далее следует резкая перебивка, как будто он сам испугался сказанных слов. Вторая строка начинается с союза «но». Оказывается, образ адресата стихотворения до сих пор жив в душе лирического героя. И снова противопоставление – «хотя бессилен он [образ]». Финал звучит как признание в любви. Правда, чувство это особенное, не порождающее мук и страстей. Лермонтов переводит его в совершенно иной пласт. Образ, бессильный в мире физическом, оказывается вечным в пространстве души. Концовка напрямую связана с восьмистишием «Как дух отчаянья и зла…». Оно написано примерно в одно время с анализируемым текстом и также посвящено Сушковой. В нем Лермонтов уподобляет душу лирического героя храму, в котором образ любимой женщины выступает в роли божества.

Как говорилось выше, отношения Михаила Юрьевича с Екатериной Александровной возобновились в 1834 году. Поэт решил отомстить красавице за пережитые им в юношестве страдания. Для начала он влюбил ее в себя. Затем расстроил брак Сушковой с Лопухиным, выставил девушку в дурном свете перед обществом. Закончилось все драматическим расставанием. Лермонтов оставил Сушкову, перед этим признавшись, что никогда не любил ее. История получилась абсолютно в духе Печорина. Позже она легла в основу незавершенной повести «Княгиня Лиговская» (время работы – с 1836 по 1837), в которой черты Екатерина Александровна воплощены в образе Елизаветы Николаевны Негуровой.

Любовь, нежность, мужчина и женщина

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа