Сергей Есенин ~ Сторона ль моя, сторонка… (+ Анализ)

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Выдающийся русский поэт XX века. Знаток народного языка и народной души. В своих стихах Сергей Есенин предстает тонким лириком, мастером пейзажа и человеком, глубоко понимающим и любящим свою страну - Русь. Сергей Есенин - уникальная фигура XX века. Его стихи читают и любят уже на протяжении двух столетий.
Есенин Сергей Александрович (1895-1925)

Сторона ль моя, сторонка

«Сторона ль моя, сторонка…»
Сергей Есенин
Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса…

Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.

По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льется пот.

Лица пыльны, загорелы,
Веко выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.

Год создания: 1914 г.

Сборник «Радуница» (1916). Раздел «Маковые побаски».

Сергей Есенин

Краткий анализ стихотворения Есенина «Сторона ль моя, сторонка…»

В первых есенинских сборниках моделируется особое художественное пространство: размеренная жизнь патриархальной деревни подчиняется законам природы и православной веры. В изображениях крестьянского быта есть место не только для живописного пейзажа или картин праздничных гуляний, но и для прозаических подробностей вроде тараканов или яичной скорлупы.

Неуловимое или зримое присутствие божественных сил – важная особенность деревенского топоса Есенина. Неземные образы просты и конкретны: Господь является старому страннику в образе нищего, а Богоматерь, несущая сына на руках, снова приносит высокую жертву, обрекая дитя на гибель ради спасения земного мира.

Ещё по теме:  Сергей Есенин ~ Вот оно, глупое счастье… (+ Анализ)

Тематика и идейное наполнение художественного текста 1914 г. соответствует основным тенденциям ранней есенинской лирики. За риторическим обращением к родному краю следует пейзажная зарисовка. Лирический герой с нежностью и сочувствием изображает «печальные места», малоурожайную землю: недалеко от леса и речки притулилась деревня, из построек которой упомянута лишь небольшая церковь. К олицетворенному образу последней автор применяет глагольную метафору «чахнет». Художественный прием служит средством, включающим небогатый храм в перечень скромных, ничем не примечательных объектов природного мира. Несомненна связь образа с божественным началом: крест, венчающий здание, доходит до облаков. Потомки тех, кто обосновался на скудной земле, не могут похвастаться достатком, но живут по мудрым законам предков, в согласии с природой и православными традициями – такова глубинная мысль, обобщающая зарисовку.

Во второй части текста появляются богомольцы – персонажи, причастные к таинствам веры, носители истинных религиозных чувств. Их образы также «вырастают» из природного окружения: после упоминания о весеннем половодье возникает метонимическая, подчеркнуто прозаическая деталь – пот. Интересно, что он льется не с лиц или тел странников, а с их атрибутов: посошков и котомок. Портрет путников дается в финальном эпизоде. Изображение худых, загорелых и запыленных лиц, измученных долгой дорогой, дополнено метафорой «выглодала». Троп аналогичной структуры сообщает о христианском смирении, сближающим характеры персонажей с кротким образом Спасителя.

Яркой стилевой приметой текста стало использование диалектной лексики. Придавая интонациям произведения оригинальный рязанский колорит, она применяется для характеристики разнородных деталей: почвы, песни кукушки и вещей богомольцев.

Религия, русский пейзаж

Обзор, рецензия на стихотворение Сергея Есенина «Сторона ль ты моя, сторона!..»

Стихотворение «Сторона ль ты моя, сторона!..» написано в 1914 году. В нем Есенин рисует мрачную картину беспросветной действительности. Время действия – дождливая осень, когда тяжелое небо кажется словно из олова сделанным. Лирический герой идет по весьма условному городу. Никаких намеков на конкретный населенный пункт в тексте нет. Персонажу настолько не нравится окружающая реальность, что во второй строфе он замечает:

Нет, уж лучше мне не смотреть,
Чтобы вдруг не увидеть хужего.

Продрогший фонарь с безгубой головой, освещающий безрадостную картину, выглядит в стихотворении как вещь дьявольская. Видения и кошмары, посещающие героя произведения, возникают не без его участия. Бездушно возвышается он над землей, то мигая, то хохоча. Зловещему образу фонаря противопоставлен образ колокольни. Если его искусственный свет – от лукавого, то ее свет невидимый, духовный – от бога. Город в стихотворении – мертвый мир, похожий на чистилище, где дома напоминают скелеты. Некоторые их обитатели пребывают в счастливом неведении. Есть и такие, как лирический герой, кто удостоился прозрения. Вот только персонажу стихотворения радости полученные сокровенные знания не приносят. Более того – он всеми силами пытается о них забыть. Сердце подсказывает ему единственно возможный выход из сложившейся ситуации – смерть.

Ещё по теме:  Сергей Есенин ~ Над окошком месяц. Под окошком ветер… (+ Анализ)

Стихотворение «Сторона ль ты моя, сторона!..» связано с циклом «Москва кабацкая», работа над которым началась в 1921 году. В рассматриваемом тексте нет упоминаний о питейных заведениях и пагубных привычках лирического героя. Тем не менее, кошмары, порожденные сознанием персонажа произведения, вполне могли быть следствием злоупотребления алкоголем. С «Москвой кабацкой» стихотворение также объединяет мрачная атмосфера безысходности. Кроме того, текст связан с ранним творчеством Есенина. Речь идет о его произведении «Сторона ль моя, сторонка…», написанном в 1914 году. В нем говорится явно о сельской местности. Скорей всего, имеется в виду родное село поэта Константиново. Оно описывается как печальный край, «горевая полоса». Над землей этой возвышается старая церквушка, «в облака закинув крест». Сравнение двух стихотворений помогает понять изменения, произошедшие за семь лет в сознании Есенина. Одно из ключевых: если сначала родиной поэт считал деревенскую местность, то впоследствии ее место занял город.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа