Сергей Есенин ~ Над окошком месяц. Под окошком ветер… (+ Анализ)

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Выдающийся русский поэт XX века. Знаток народного языка и народной души. В своих стихах Сергей Есенин предстает тонким лириком, мастером пейзажа и человеком, глубоко понимающим и любящим свою страну - Русь. Сергей Есенин - уникальная фигура XX века. Его стихи читают и любят уже на протяжении двух столетий.
Есенин Сергей Александрович (1895-1925)

Сергей Есенин

«Над окошком месяц. Под окошком ветер…»
Сергей Есенин
* * *
Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.

Дальний плач тальянки, голос одинокий –
И такой родимый, и такой далекий.

Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?

Я и сам когда-то в праздник спозаранку
Выходил к любимой, развернув тальянку.

А теперь я милой ничего не значу.
Под чужую песню и смеюсь и плачу.

Август 1925 г.

Сергей Есенин

Анализ стихотворения Есенина «Над окошком месяц. Под окошком ветер…»

Стихотворение датировано августом 1925 года. Вероятно, оно вдохновлено июльской поездкой Есенина в родное село Константиново, что в Рязанской губернии. Согласно воспоминаниям сестры поэта, прожил Сергей Александрович там около недели, которая была наполнена множеством событий. То время – самый разгар сенокоса. С погодой повезло – стояли теплые, сухие деньки. Практически каждый день Есенин проводил вне дома. Он активно помогал отцу с заготовкой сена. Как-то уехал на двое суток вместе с рыбацкой артелью. Меланхолия, которой пропитано стихотворение, может быть связана уже с августовским самочувствием Сергей Александровича. Тогда вместе с Софьей Андреевной Толстой он проживал в Баку. Врачи подозревали у него туберкулез. Есенин постоянно кашлял, сильно похудел, был задумчив и грустен.

Основное средство художественной выразительности, использованное в произведении «Над окошком месяц. Под окошком ветер…» – антитеза. Прошлое противопоставлено настоящему. Когда-то лирический герой был счастлив. Взаимная любовь окрыляла его, рождала музыку в душе. С течением времени все изменилось. Теперь для милой сердцу женщины он ничего не значит. Тальянка (разновидность гармони), на которой герой когда-то играл, сейчас звучит в руках другого человека. Ее одинокий голос кажется одновременно и родным, и бесконечно далеким. Здесь рождается вторая важная для текста антитеза. Свое Есенин противопоставляет чужому.

Ещё по теме:  Сергей Есенин ~ Нивы сжаты, рощи голы… (+ Анализ)

В стихотворении раскрывается тема времени. В его первых строках упомянуты вечные явления, которым тысячи лет, – месяц и ветер. Меняется жизнь лирического героя, но они остаются неизменными. Все повторяется в мире. Давным-давно с тальянкой ходил персонаж произведения. Сейчас на ней играет другой молодой человек.

Как и немалая часть лирики Есенина, стихотворение «Над окошком месяц, под окошком ветер…» отличается песенным характером. Для создания особой мелодичности Сергей Александрович использует вопросительные («Где ты моя липа? Липа вековая?») и назывные («Под окошком ветер») предложения, однородные члены предложения в качестве сказуемых («Облетевший тополь серебрист и светел»). Недаром произведение легло в основу около десятка музыкальных композиций. Среди их авторов – представители разных жанров – ВИА «Орэра», ансамбль «Радуница», трио «Реликт», П. И. Майборода.

Сергей Есенин - Москва

река, ночь, месяц на рекой и лесом

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа