Сергей Есенин ~ Чары (В цветах любви весна-царевна…) (+ Анализ)

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Выдающийся русский поэт XX века. Знаток народного языка и народной души. В своих стихах Сергей Есенин предстает тонким лириком, мастером пейзажа и человеком, глубоко понимающим и любящим свою страну - Русь. Сергей Есенин - уникальная фигура XX века. Его стихи читают и любят уже на протяжении двух столетий.
Есенин Сергей Александрович (1895-1925)

Чары (В цветах любви весна-царевна…)Государственный музей-заповедник С.А. Есенина.
Россия, Рязанская область, Рыбновский район, село Константиново

Чары
Сергей Есенин
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
В цветах любви весна-царевна
По роще косы расплела,
И с хором птичьего молебна
Поют ей гимн колокола.

Пьяна под чарами веселья,
Она, как дым, скользит в лесах,
И золотое ожерелье
Блестит в косматых волосах.

А вслед ей пьяная русалка
Росою плещет на луну.
И я, как страстная фиалка,
Хочу любить, любить весну.

Год написания: 1913—1915

Сергей Есенин

Анализ стихотворения Есенина «Чары»
1 вариант

Для лирики Есенина характерно использование свойственных народному творчеству образов труда, животных, природы. Подтверждение тому можно найти в большом количестве стихотворений. Среди них – «Чары», произведение, относящееся к ранней лирике и написанное не позднее 1915 года. В центре внимания – весна-царевна. Ее приход – светлый праздник для всех живых существ на земле, ведь начинается особенное время – период перерождения, любви, пробуждения, радости. Подобным образом весна описывается во многих стихотворениях разных русскоязычных поэтов. Например, у Тютчева.

Ещё по теме:  Сергей Есенин ~ Черемуха (Черёмуха душистая с весною расцвела…) + Анализ

В рассматриваемом тексте фольклорная лексика («русалка», «весна-царевна») переплетается со средствами художественной изобразительности, напоминающими символистские («страстная фиалка», «под чарами веселья», «золотое ожерелье»). Эта особенность чрезвычайно важна для раннего творчества Сергея Александровича. Практически с самого начала он активно создавал себе образ неопытного поэта-самоучки, только недавно приехавшего из деревни. Есенин осознавал, что именно такой автор будет пользоваться повышенным спросом в светских кругах Москвы и Петербурга. Впрочем, Сергей Александрович понимал – полной аутентичности не нужно, меру лучше соблюдать. В итоге в его стихотворениях народность и религиозность соединились с элементами, свойственными поэзии символистов. Воспринималось творчество как в некоторой степени экзотическое, но в то же время не слишком перегруженное деревенским колоритом, понятное образованной публике.

«Чары» — стихотворение, полное жизни, радости, позитивных эмоций. Произведение представляет собой не только гимн весне, но и всепоглощающей любви. Кажется, лирический герой способен обнять целый мир, так сильно его переполняют чувства. В тексте ощущается невероятная энергия, зачастую присущая молодости. Весна здесь – не просто время года. Она еще и служит олицетворением юной девушки, которую любит герой.

Как говорилось выше, «Чары» — образец ранней поэзии Есенина. Тем не менее, в нем уже чувствуется оригинальный стиль, найденный Сергеем Александровичем и проявляющийся в умении придумывать и правильно использовать оригинальные образы, органично переплетать фольклорные элементы с приемами, характерными для символизма. Кроме того, стихотворение отличает искренняя любовь поэта к родине, к ее природе, которую Есенин пронесет через все свое творчество.

Анализ стихотворения «Чары» Есенина
2 вариант

В «Чарах» Сергея Александровича Есенина уже в полную силу звучит его собственный поэтический голос.

Стихотворение написано не позднее 1915 года. Его автору в эту пору около 20 лет. Поскольку точная датировка неизвестна, трудно сказать – был ли поэт тогда еще в Москве или уже перебрался в столицу, был ли еще студентом или уже вошел в литературные круги (где его приветствовали С. Городецкий, Н. Клюев и А. Блок). В любом случае, стихи его уже потихоньку публиковались. Сперва, кстати, под звучным псевдонимом Аристон. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 3 строфы. Все рифмы открытые. Лирический герой – сам автор. Интонация раздольная, даже чуть хулиганская. Лексика и возвышенная, и просторечная. В первом четверостишии является «весна-царевна». В этом составном слове и дань фольклорной традиции, и комплиментарный эпитет, и олицетворение. «Цветы любви»: метафора. «Косы расплела»: простоволосая, легкомысленная, свободная. «Птичьего молебна»: довольно смелые метафора и эпитет. Молебен, как известно, служба Богу и его святым. Ликование природы также принято сравнивать с пением хвалы Богу. Однако в данном случае поэт имеет в виду воспевание птицами именно весны. Герой уверен, что и колокола присоединяются к сему веселью. Во 2 строфе сама весна уже опьянена праздником возрождения природы. Ее чарует волшебство перемен. Сравнение: как дым. То есть, незримо, но властно. Метафора: золотое ожерелье. «Косматые волосы» несколько выбиваются из образа, если не понять, что они – символ дикости, первобытности. Наконец, завершается стихотворение выходкой пьяной русалки. Проскользнувшей мимо весне вслед она «плещет росой на луну» (еще и гипербола). А значит, дело происходит ночью. Фольклорный элемент сильнее вплетается в ткань стихотворения. Здесь мифологическое существо определенно предстает в образе девичьем, а не, предположим, безобразной старухи (а сохранились и такие предания). Опьянена она также дурманом расцвета, жизни, суеты. В финале поэт с усмешкой аттестует себя «страстной фиалкой», у которой голова кружится от весеннего раздолья и нахлынувших романтических чувств. Инверсия: поют колокола. Эпитеты: золотое, пьяная. Лексический повтор, подчеркивающий самозабвение лирического героя: любить, любить.

Ещё по теме:  Сергей Есенин ~ Пороша (Еду. Тихо. Слышны звоны) (+ Анализ)

Раннее произведение Сергея Есенина «Чары» было опубликовано лишь после смерти поэта.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа