Александр Блок ~ Мы были вместе, помню я…(+ Анализ)

Блок Александр Александрович (1880-1921)
Знаменитый русский поэт-символист и писатель, драматург и публицист, литературный критик и переводчик серебряного века, поражавший всех своей неуемной верой в будущее России и людей.
Блок Александр Александрович (1880-1921)

Блок и Менделеева (Жена Блока)

«Мы были вместе, помню я…»
Александр Блок

* * *
Мы были вместе, помню я…
Ночь волновалась, скрипка пела…
Ты в эти дни была — моя,
Ты с каждым часом хорошела…

Сквозь тихое журчанье струй,
Сквозь тайну женственной улыбки
К устам просился поцелуй,
Просились в сердце звуки скрипки…

Дата создания: 9 марта 1899 г.

Александр Блок «Собрание сочинений в девяти томах».
Т. 1. «Стихотворения, не вошедшие в основное собрание» (1898–1904).
Раздел «Разные стихотворения».

Александр Блок и Любовь Менделеева

Анализ стихотворения Блока «Мы были вместе, помню я…»
1 вариант

Интерес к музыкальным образам, проявившийся в ранних блоковских творениях, предваряет эволюцию важнейшей темы: в цикле «Арфы и скрипки» возникает мифологическая картина мира как огромного оркестра, а небесное начало характеризуется метафорой «отчизна скрипок запредельных».

В произведении, созданном в 1899 г., тема потерянной любви также развивается при помощи музыкального образа. Взгляд лирического «я» направлен в прошлое, и счастливые воспоминания контрастируют с одиночеством настоящего.

Изображение деталей внешнего мира, окружающих романтическую пару, отличается лаконичностью: ночь, звуки скрипки, журчание воды. Первые два образа персонифицируются. Применяя художественный прием, в обоих случаях автор обращается к глаголам: ночная тьма наделяется способностью волноваться, трепетать, а музыкальный инструмент — исполнять песню.

Ещё по теме:  Александр Блок ~ Приближается звук. И, покорна щемящему звуку…

Описывая женский облик, субъект речи отказывается от детализации портрета. Он стремится передать восхищение избранницей. Накал чувств нарастает: в глазах лирического «я» героиня становится привлекательнее «с каждым часом». Волнующей силой обладает улыбка возлюбленной — притягательная, воплощающая пленительную женскую тайну.

В финальном двустишии герой озвучивает желания, которые породила в его душе интимная обстановка. Страстный поцелуй под аккомпанемент проникновенной мелодии — нежные воспоминания о былой гармонии надолго сохранились в памяти героя.

Стиль художественного текста выделяется обилием многоточий. Особенности синтаксиса передают неторопливый характер элегических размышлений, недосказанность сокровенных переживаний, отделенных от настоящего годами.

Лексические анафоры — еще одна формальная примета стихотворения. В рамках двух катренов представлены три примера использования стилистической фигуры. Все они призваны подчеркнуть важные моменты любовного переживания: притягательную силу страсти, радость разделенного чувства и боль, вызванную потерей счастья.

Аналогичными особенностями обладает лирический сюжет произведения «Скрипка стонет под горой…» В памяти героя, совершающего вечернюю прогулку по «сонному парку», возникает опоэтизированный женский образ. Эмоциональная мелодия скрипки уподобляется стону, однако в ее жалобных интонациях слышатся оптимистические ноты, призывающие принять жизненные противоречия, искать счастье в настоящем.

Девушка и мужчина

Анализ стихотворения Блока «Мы были вместе, помню я…»
2 вариант

А.А. Блок написал стихотворение «Мы были вместе, помню я» в 1899 году.
Автор вспоминает счастливые моменты утраченной любви, он до сих пор восхищен и взбудоражен прекрасным образом своей возлюбленной(«ты с каждым часом хорошела…»). Ночной волнующий полумрак, дополненный нежным пением скрипки, тревожит память автора и вынимает из ее глубин женственную улыбку и тот самый страстный поцелуй. Стихотворение наполнено лексическими анафорами, и это подчеркивает любовные переживания лирического героя.

А кому посвящены стихи?

В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме». Известно, что Александр Блок испытывал к жене сильные чувства, но периодически поддерживал связи с различными женщинами: одно время это была актриса Наталья Николаевна Волохова, потом — оперная певица Любовь Александровна Андреева-Дельмас. Любовь Дмитриевна тоже позволяла себе увлечения.
Интерес к музыкальным образам, проявившийся в ранних блоковских творениях, предваряет эволюцию важнейшей темы: в цикле «Арфы и скрипки» возникает мифологическая картина мира как огромного оркестра, а небесное начало характеризуется метафорой «отчизна скрипок запредельных».

Ещё по теме:  Александр Блок ~ Девушка пела в церковном хоре… (+ Анализ)

В произведении, созданном в 1899 г., тема потерянной любви также развивается при помощи музыкального образа. Взгляд лирического «я» направлен в прошлое, и счастливые воспоминания контрастируют с одиночеством настоящего.

Изображение деталей внешнего мира, окружающих романтическую пару, отличается лаконичностью: ночь, звуки скрипки, журчание воды. Первые два образа персонифицируются. Применяя художественный прием, в обоих случаях автор обращается к глаголам: ночная тьма наделяется способностью волноваться, трепетать, а музыкальный инструмент — исполнять песню.

Описывая женский облик, субъект речи отказывается от детализации портрета. Он стремится передать восхищение избранницей. Накал чувств нарастает: в глазах лирического «я» героиня становится привлекательнее «с каждым часом». Волнующей силой обладает улыбка возлюбленной — притягательная, воплощающая пленительную женскую тайну.

В финальном двустишии герой озвучивает желания, которые породила в его душе интимная обстановка. Страстный поцелуй под аккомпанемент проникновенной мелодии — нежные воспоминания о былой гармонии надолго сохранились в памяти героя.

Стиль художественного текста выделяется обилием многоточий. Особенности синтаксиса передают неторопливый характер элегических размышлений, недосказанность сокровенных переживаний, отделенных от настоящего годами.

Лексические анафоры — еще одна формальная примета стихотворения. В рамках двух катренов представлены три примера использования стилистической фигуры. Все они призваны подчеркнуть важные моменты любовного переживания: притягательную силу страсти, радость разделенного чувства и боль, вызванную потерей счастья.

Аналогичными особенностями обладает лирический сюжет произведения «Скрипка стонет под горой…» В памяти героя, совершающего вечернюю прогулку по «сонному парку», возникает опоэтизированный женский образ. Эмоциональная мелодия скрипки уподобляется стону, однако в ее жалобных интонациях слышатся оптимистические ноты, призывающие принять жизненные противоречия, искать счастье в настоящем.

Мы были вместе, помню я

Мы были вместе, помню я

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа