«Гамаюн, птица вещая»
Александр Блок
(Картина В. Васнецова)
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..
23 февраля 1899 г.
А. Блок «Стихотворения. Книга первая» (1898–1904). Цикл «Ante Lucem» (1898–1900).
Книга «Сказки» (1913).
«Гамаюн, птица вещая», 1895. Художник Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926).
Картина хранится в Дагестанском музее изобразительных искусств имени П. С. Гамзатовой, Махачкала.
Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.
Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью.
Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует о начальных событиях в славянской мифологии — сотворении мира и рождении языческих богов.
Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). В мифологии древних иранцев есть аналог — птица радости Хумаюн. «Песни» делятся на главы — «Клубки». ©
Хоругвь с изображением птицы Гамаюн из славянского фольклора.
Эскиз Виктора Михайловича Васнецова.
Анализ стихотворения
Стихотворение «Гамаюн, птица вещая» Александр Блок написал, вдохновившись картиной Виктора Васнецова, в 1899 году. Поэт тогда был еще 19-летним юношей, вот-вот окончившим гимназию и поступившим в Петербургский университет.
Александр интересовался русской культурой и мифологией, поэтому даже перевелся с юридического факультета на славяно-русское отделение историко-филологического. К тому же, молодой поэт начал тяготеть к символизму в своем творчестве, чему таинственные и витиеватые строки стихотворения «Гамаюн, птица вещая» в полной мере соответствуют.
Блок много сочинял на мифологические темы, но это произведение можно считать одним из самых удачных в плане передачи загадочной и завораживающей атмосферы. Гамаюн в иранской, а позже и славянской мифологии – вещая птица с девичьим лицом и грудью, чарующие песни которой предвещают будущее. Она посредница между высшим и человеческим миром, она знает ответ на любой вопрос. Появившись в рассветный час, она поет пророчества тем, кто способен слышать запредельное. Она летает высоко в небе, но обитает в море. Вместе с ней приходит буйный ветер, несущий бурю. Название мифического существа «гамаюн» происходит от глагола «гамаюнить» – «убаюкивать».
В стихотворении Александр Блок раскрывает величие жизни, он воспринимает ее как нечто таинственное и прекрасное. Лирическое произведение от начала до конца читается как миф. Автор описывает саму волшебную птицу и ее действия.
Несмотря на зловещий вид птицы и не менее зловещие предсказания, поэт считает ее чем-то чудесным, указывает на ее «прекрасный лик», который «горит любовью». Таким образом автор намекает: пусть предсказания птицы гамаюн ужасны, но не она причина всех этих бедствий, сами люди творят зло и несчастья. Гамаюн жалеет людей и так сильно, что «не в силах крыл поднять смятенных», но вещает правду, потому что иначе не может. Она не способна защитить людей от будущего, ее дело – вещать.
Гамаюн предвещает и «казней ряд кровавых», и «иго злых татар», и «голод и пожар», и «гибель правых». Создав образ вещей птицы, Александр Блок предостерегает русских людей от неправильного выбора пути, сокрушается из-за капризов судьбы, напоминает, сколько раз уже страдала Русь. По мнению поэта, история России так же неоднозначна, как вещая птица с любящим лицом, но с «устами, запекшимися кровью». Русский человек постоянно находится на распутье добра и зла.
Стихотворение состоит из 12 строк. Стихотворный размер – ямб. Рифма – перекрестная, благодаря ей произведение звучит плавно, неспешно. Александр Блок использует в стихотворении метафоры, эмоционально окрашенные эпитеты, инверсии, а также многочисленные слова устаревшей и книжной лексики. Эти средства выразительности придают произведению особое очарование, типичное для стихов Блока.