Константин Бальмонт ~ Зима (+ Анализ)

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942)
Величайший русский поэт, символист, тонкий лирический певец, классик литературы Серебряного века. Автор множества поэтических сборников, статей и очерков.
Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942)

Зима, зимний лес снег, сугробы

«Зима»
Константин Бальмонт

Поля затянуты недвижной пеленой,
‎ Пушисто-белыми снегами.
Как будто навсегда простился мир с Весной,
‎‎ С её цветками и листками.

Окован звонкий ключ. Он у Зимы в плену.
‎‎ Одна метель поёт, рыдая.
Но Солнце любит круг. Оно хранит Весну.
‎‎ Опять вернётся, Молодая.

Она пока пошла бродить в чужих краях,
‎ Чтоб мир изведал сновиденья.
Чтоб видел он во сне, что он лежит в снегах,
‎‎ И вьюгу слушает как пенье.

1905 г.

Сборник «Фейные сказки» (1905). Раздел «Былинки».

Зима, зимнее утро, зимний лес, пейзаж, природа

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Зима»

Стихотворение «Зима» написано в 1905 году, довольно непростом в жизни поэта. Его захлестнули революционные настроения. Внешний мир, наблюдаемый и фиксируемый им, вызвал, возможно, ассоциации с политической обстановкой.

Произведение к жанру пейзажной лирики. Основной образ стихотворения – природа, его тема – наступление зимы и связанные с ним природные метаморфозы, ключевые слова произведения – «мир» и «снег».

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • перифразы – «пелена» имеется в виду снежный покров, «круг» – круговорот – это и смена сезонов и перемены в самом широком смысле этого слова;
  • эпитеты – «пушисто-белые снега», «недвижная пелена», «звонкий ключ» – помогают автору создать зрительные и звуковые образы;
  • сравнение – «мир как будто простился» – оно вносит грустные ноты прощания и потери;
  • ряды однородных членов предложения – «Весной, цветками, листками», «лежит, слушает» – позволяют точно охарактеризовать замирающую природу;
  • инверсию – «простился мир», «окован ключ», «видел он», которая позволяет соблюсти стихотворный размер и одновременно создать акцент на подлежащем;
  • олицетворения – «мир простился», «ключ окован (то есть скован, обездвижен)», «он (ключ) у Зимы в плену», «метель поет, рыдая», «Солнце любит», «оно (Солнце) хранит Весну», «она (Весна) пошла бродить», «мир изведал сновиденья», «он (мир) слушает вьюгу» – используются для того, чтобы уподобить явления людям и сделать картину мира более наглядной;
  • лексический повтор – «… видел он … , что он лежит» – создает акцент на ключевом слове;
  • синтаксический параллелизм – «чтобы мир изведал … , чтоб видел он…»;
  • аллитерацию – «окован звонкий ключ», «цветками и листками», «пошла … в чужих краях», «лежит и слушает» – повторение шипящих звуков как будто призывает читателя тишине и умиротворению;
  • эллипсис – «(она) опять вернется»;
  • контекстуальные синонимы – «сон, сновиденья» – позволяют избежать самоповторов;
  • лексику высокого стиля – «изведал»;
  • контекстуальные антонимы – «звонкий (звенящий, подвижный) – недвижная».
Ещё по теме:  Константин Бальмонт ~ Благовещенье в Москве (+ Анализ)

Стихотворение пронизано покоем, ожиданием перемен, пусть и тревожащих, но оно не оставляет чувства безысходности. Напротив, оно несет жизнеутверждающий мотив возвращения весны. А зима должна оставаться благодатным, хоть и вынужденным периодом покоя и подведения итогов.

ветка в снегу, листья, снег

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа