Праздник Преображения Господня называют также Второй или Яблочный Спас
Этот двунадесятый праздник всегда совершается 19 августа (6 августа по старому стилю) и имеет один день предпразднества (18 августа) и семь дней попразднества (с 20 по 26 августа). Отдание праздника совершается 26 августа. Преображение Господне всегда бывает в дни самого короткого, но очень строгого поста, продолжающийся до дня Успения Божией матери — Успенского поста. Устав разрешает в этот день вкушать пищу с рыбой. В этот день верующие приносят в храм яблоки и виноград, чтобы освятить первые плоды нового урожая.
Яблочный спас — популярное в народе название важного церковного праздника, именуемого Преображением Господа Бога и Спаса Иисуса Христа. Известно, что Преображение Господне входит в список 12 наиболее значимых православных праздников.
Яблочный спас моложе других важных церковных дат, но его история не менее загадочна и интересна.
Другие названия Праздника
рус. Спас, Великий Спас, Второй Спас, Спас на горе, Средний Спас, Преображение, Преображение Господне, Праздник первых плодов, Горохов день, Первые осенины, Осенины;
укр. Спас другий, Великий Спас;
белор. Яблычны Спас, Вялікі Спас, Сярэдні Спас, Другі Спас;
серб. Преображење;
болг. Прибризине, Пребразене, Приближине, Сотир, Стратир;
польск. Pacskie Przemienienie.
Славянские традиции
В этот день в церквях освящали плоды и фрукты нового урожая, мёд, хлебные колосья. Освящённые колосья и семена сохраняли до следующего сева.
У восточных славян существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до этого дня не едят яблок, раздают гостинцы (среди них и райские яблоки). А тем детям, родители которых пробовали яблоки, — нет. Поэтому многие родители, а особенно те, у которых умерли дети, считают великим грехом съесть яблоко до Второго Спаса. Женщины, потерявшие детей, утром этого дня должны были отнести в храм несколько яблок, освятить, занести и положить на могилки умерших детей. В том случае, если могила ребёнка далеко или вовсе неизвестно где, следует[когда] освящённое яблоко положить на любую детскую могилу или оставить яблоки в храме. Многие крестьяне освящённые яблоки несли на кладбище и клали на могилы всем умершим родственникам.
В русских деревнях девушки, разговляясь яблоками и думая о суженых, приговаривали: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».
В день Яблочного Спаса запекали яблоки, пекли пироги, блины с яблоками, грибами и ягодами. В народных традициях пироги пекли из постного теста.
В этот день провожали закат солнца в поле с песнями. В Новгородской губернии и соседних уездах других губерний вечером собирался хоровод молодёжи, направлявшейся за околицу — в поле. На пригорке молодёжь останавливалась и наблюдала за близким к закату солнцем.
Как только солнце касалось горизонта, собравшиеся прекращали разговоры и запевали:
Солнышко, солнышко, подожди! Приехали господа-бояре Из Велика-де Новагорода На Спасов день пировать. Уж вы ли, господа-бояре, Вы, бояре старые, новгородские! Стройте пир большой Для всего мира крещёного, Для всей братии названной! Строили господа-бояре пир, Строили бояре новогородские Про весь крещёный мир. Вы сходитеся, люди добрые, На велик-званый пир; Есть про вас мёд, вино, Есть про вас яства сахарная, А и вам, крещёный мир, Бьём челом и кланяемся!
У южных и западных славян Яблочный Спас считался днём, с которого начинался сбор винограда; после освящения его в церкви виноград разрешалось употреблять в пищу. У капанцев в этот день не разрешали есть красный виноград, чтобы человек «не се пребрази», то есть чтобы у него на лице не выступили красные пятна. В этот день в виноградниках хозяева совершали магические действия, направленные на повышение урожайности винограда. Так в Неготинской Крайне (Восточная Сербия) хозяин стрелял по росшему в винограднике подсолнечнику; считалось что чем дальше разлетались семечки из него, тем больше будет урожай винограда.
В Моравии и западной Словакии на Яблочный Спас совершали специальный обряд, называемый «запиранием винограда». Заранее готовили жердь, на верхушку которой привязывали освящённый в церкви букет полевых цветов или злаков. Во время обряда жердь забивали в яму и туда же бросали первые лучшие гроздья винограда.
У сербов бытовало поверье, что на Преображенье «преображается небо и земля» (сербохорв. преображава се и небо и земља), у македонцев существовало поверье, что в этот день улетают ласточки. Македонцы в Велесе считали, что на Преображение открывается небо и можно увидеть Бога и загадать желание (поверье, обычно относимое к Богоявлению или Рождеству).
Поговорки и приметы
Какой второй Спас, такой и январь.
Каков день на второй Спас, таков и Покров.
Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму.
Первая встреча осени — первые Осенины.
На Второй Спас освящают в церкви яблоки, мёд и горох в стручках.