Улетай на крыльях ветра ~ текст песни из оперы «Князь Игорь»

улетай на крыльях ветра
«Улетай на крыльях ветра»
Александр Бородин ~ Опера «Князь Игорь» 
Хор невольниц

Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя (песню) свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.

Там, под знойным небом,
Негой воздух полон,
Там под говор моря
Дремлют горы в облаках.

Там так ярко солнце светит,
Родные горы светом заливая,
В долинах пышно розы расцветают,
И соловьи поют в лесах зелёных.

Там, под знойным небом,
Негой воздух полон,
Там под говор моря
Дремлют горы в облаках.

Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя (песню) свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.

Там, под знойным небом,
Негой воздух полон,
Там под говор моря
Дремлют горы в облаках.

Улетай…
Улетай…

Текст песни «Улетай на крыльях ветра» 2 вариант

Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя (песню) свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.
Там, под знойным небом,
Негой воздух полон,
Там под говор моря
Дремлют горы в облаках;
Там так ярко солнце светит,
Родные горы светом заливая,
В долинах пышно розы расцветают,
И соловьи поют в лесах зеленых,
И сладкий виноград растет.
Там тебе привольней, песня,
Ты туда и улетай…

Опера «КНЯЗЬ ИГОРЬ» русского композитора А. П. Бородина. Наше внимание в теме акцентировано на песне «Улетай на крыльях ветра», которая исполняется во втором акте оперы. Начинается сцена — «Половецкие пляски». Сначала танцуют и поют девушки (хор исполняет песню «Улетай на крыльях ветра) Хореографическое действие поставлено на удивительные по красоте и мелодичности арии простой половецкой девушки и ханской дочери Кончаковны.
Затем начинается общая пляска половцев. Действие завершается общей кульминационной пляской. Балетный фрагмент «Половецкие пляски из оперы» КНЯЗЬ ИГОРЬ» стал отдельным балетным спектаклем на 15 минут. Ощущение от этой части оперы невозможно описать. Нужно поприсутствовать при этом. ОБЯЗАТЕЛЬНО!

улетай на крыльях ветра

Содержание песни «Улетай на крыльях ветра» из Оперы «Князь Игорь» Александра Бородина

Хор «Улетай на крыльях ветра» открывает сцену знаменитых «Половецких плясок», которыми композитор Александр Бородин ярко завершает второе действие оперы «Князь Игорь», целиком посвящённое восточному миру. Согласно сюжетной линии оперы в этом акте хан Кончак просит пленённого князя Игоря в обмен на свободу никогда не поднимать оружия против половцев, которые совершают грабительские набеги на земли Руси. Однако Игорь не поддаётся на такие уговоры: все мысли его направлены на защиту родины. Чтобы развеять грустное настроение своего пленника, хан приказывает своим слугам песнями и танцами развеселить князя.

Ещё по теме:  Текст песни "Донбасс за нами" ~ Наталья Качура и Маргарита Лисовина

Вся композиция «Половецкие пляски» начинается небольшой вступительной интродукцией. Её звучащая в Ля мажоре спокойная и мечтательная тема композитором изящно раскрашена в восточный колорит, который музыке придают валторновые октавы и синкопированное пиццикато виолончелей. На их фоне гобой, флейты, а затем и кларнеты исполняют красивую мелодию. Под нежные звуки вступления на сцене появляются чаги – невольницы половецкого правителя и начинают свой грациозный лирический танец, сопровождаемый задушевной песней «Улетай на крыльях ветра». В ней девушки поют о своей любимой родине, вспоминают о её красотах и присутствующей там благодати.

Эту поэтичную, насыщенную восточными интонациями песню по структуре можно разделить на три части. Первый раздел композиции начинается с восходящего квинтового хода, затем его распевный мотив, который унисонно дублируется гобоем, безмятежно переливаясь на фоне остинатного синкопированного ритма, постепенно пластично расширяется и охватывает в завершении октавный диапазон. Среднюю часть хора, начинающуюся словами «Там, под знойным небом», композитор раскрасил альтовыми голосами, и соответственно главной мелодической линии здесь вторит уже не гобой, а английский рожок. Главная партия третьей заключительной части хора вновь звучит у сопрано, а альты лишь дополняют её красочными подголосками.

«Улетай на крыльях ветра». Сегодня эта музыка, сочинённая выдающимся композитором Александром Бородиным около ста пятидесяти лет назад, всё также вызывает интерес и пользуется огромной популярностью. Её чарующее звучание приятно слушается не только в исполнении звёздных музыкантов, но и в кинофильмах, компьютерных играх и рекламных роликах.

История создания «Улетай на крыльях ветра» Бородина, интересные факты

Александр Бородин. Имя этого выдающегося человека хорошо известно во всём мире. В научной среде он признан как выдающийся учёный-химик, а любители классической музыки почитают его как талантливого композитора, создателя прекрасных музыкальных творений. Среди сочинений Александра Порфирьевича Бородина следует особо выделить оперу «Князь Игорь» — произведение, которое, воспевая беззаветную любовь к родине и верность, завоевало особое признание публики. В опере очень много ярких номеров, как, например, ослепительно красочная балетная сцена «Половецкие пляски», составляющим фрагментом которой является упоительный хор «Улетай на крыльях ветра».

Ещё по теме:  Я в весеннем лесу пил березовый сок ~ Евгений Агранович

История создания

Поскольку хор «Улетай на крыльях ветра» является одной из частей финальной сцены второго акта оперы «Князь Игорь» «Половецкие пляски», то, вне всякого сомнения, истории создания этих произведений неразрывно между собой связаны.

После трёх лет плодотворной стажировки за границей, где Бородин активно занимался научной деятельностью, он осенью 1862 года наконец-то вернулся в Россию. В Санкт- Петербурге, который встретил его довольно приветливо, композитор сразу обзавёлся новыми приятными знакомыми. Так, на одном из дружеских вечеров Александр Порфирьевич был представлен Цезарю Кюи и Милию Балакиреву, которые пригласили его в своё творческое содружество, впоследствии получившее название «Могучая кучка».

Буквально через месяц после приезда в российскую столицу молодому учёному, которому не так давно исполнилось двадцать девять лет, была предложена должность адъюнкт-профессора в Медико-хирургической академии, где он должен был читать слушателям лекции по химии. Педагогическая работа теперь занимала у Бородина весьма много сил, но тем не менее в своём плотном рабочем графике он находил время для занятий любимым музыкальным сочинительством. Поначалу в творческом багаже композитора были только камерные сочинения, но в 1865 году он сочинил своё первое крупное произведение – Симфонию № 1.

Прошло четыре года, и после того как состоялось премьерное исполнение Первой симфонии композитора, Владимир Васильевич Стасов – историк искусств, критик и идейный вдохновитель «Могучей кучки», веря в безграничный талант Александра Порфирьевича, надоумил его на сочинение оперы. За основу Стасов предложил взять исторический шедевр «Слово о полку Игореве». Эта древнейшая летопись повествовала о неудачном походе, совершённом в 1185 году против половцев новгород-северским князем Игорем Святославичем. Рекомендованный Владимиром Васильевичем сюжет пришёлся Бородину «по душе», так как его патриотическая тематика отображала беспредельную любовь к родине.

Александр Порфирьевич начал работу над новым произведением с большим увлечением. Он тщательно исследовал историческую литературу, кропотливо изучал фольклорный материал и даже съездил в Путивль. Однако несмотря на большую заинтересованность в создании произведения, из-за чрезмерной загруженности Бородина научной и педагогической работой сочинение «Князя Игоря» затянулось на долгие годы. К большому сожалению, заниматься композиторским творчеством он мог лишь во время отпуска или в выходные дни. Так, балетную сцену «Половецкие пляски», составляющим фрагментом которой является хор «Улетай на крыльях ветра», Александр Порфирьевич написал летом 1875 года во время отдыха в Москве. Сразу после возвращения в Санкт-Петербург композитор показал эту сцену своим музыкальным коллегам и получил восторженные отзывы.

Ещё по теме:  Евгений Евтушенко ~ Заклинание (Весенней ночью думай обо мне…)

Восемнадцать лет Бородин урывками сочинял оперу «Князь Игорь», однако скоропостижная смерть композитора оставила произведение незавершённым. После кончины Александра Порфирьевича его музыкальные коллеги — друзья Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов сумели восстановить, а затем и оркестровать незаконченные сцены оперы. Премьера «Князя Игоря» с большим успехом прошла в октябре 1890 года в Санкт-Петербурге на сцене Мариинского театра.

Интересные факты

  • Поскольку Александр Порфирьевич Бородин помимо других своих талантов имел ещё и литературный дар, то он без затруднений сочинил либретто, а также слова для арий и хоров оперы «Князь Игорь». Проникновенный текст песни «Улетай на крыльях ветра» тоже вышел из под пера талантливого композитора.
  • Хор «Улетай на крыльях ветра» открывает балетно-хоровую композицию «Половецкие пляски», завершающую второй акт оперы «Князь Игорь». Эта яркая сцена приобрела такую популярность у публики, что в настоящее время она довольно часто с успехом исполняется как самостоятельный хореографический номер. Он длится 15 минут и воспринимается как небольшой балетный спектакль.
  • Сегодня Александра Бородина весьма почитают не только россияне, но и грузины, так как родным отцом композитора был грузинский князь Лука Степанович Гедеванишвили, который так и не признал внебрачного сына. Стоит заметить, что древний род Гедеванишвили был кровно связан с половецкими ханами.
  • Музыкальная тема хора «Улетай на крыльях ветра» Александра Бородина сегодня весьма востребована исполнителями разных современных музыкальных направлений. Её прекрасную аранжировку можно услышать в композициях пианиста Р. Клайдермана, рок-гитариста Д. Баутиста (Испания) и саксофониста А. Козлова (Россия).
  • Музыку хора «Улетай на крыльях ветра» превращают в классический кроссовер многие известные исполнители. На английском языке песню под названием «Stranger in Paradise» в 1953 году включили в мюзикл «Kismet: A Musical Arabian Night», а затем она завораживающе зазвучала в исполнении таких звёзд, как Т. Беннетт, Т. Мартин, Р. Коннифф, С. Брайтман. Также напев хора «Улетай на крыльях ветра» можно услышать в композициях Хулио Иглесиаса, джазмена Арти Шоу, рэппера Уоррена Джи, британской группы « Massive Attack» и российской рок — группы «Ария».

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа