«Старая сказка»
Николай Заболоцкий
В этом мире, где наша особа
Выполняет неясную роль,
Мы с тобою состаримся оба,
Как состарился в сказке король.
Догорает, светясь терпеливо,
Наша жизнь в заповедном краю,
И встречаем мы здесь молчаливо
Неизбежную участь свою.
Но когда серебристые пряди
Над твоим засверкают виском,
Разорву пополам я тетради
И с последним расстанусь стихом.
Пусть душа, словно озеро, плещет
У порога подземных ворот
И багровые листья трепещут,
Не касаясь поверхности вод.
1952 г.
Поэт Николай Алексеевич Заболоцкий и супруга Екатерина Клыкова
Анализ стихотворения поэта Николая Заболоцкого «Старая сказка»
Стихотворение Николая Заболоцкого «Старая сказка» является ярким примером его поэтического стиля и философского подхода к жизни. В этом произведении автор обращается к темам памяти, времени, утраты и вечных ценностей, используя образы, которые погружают читателя в мир сказки и мифа.
Основные темы и идеи:
-
Время и память: Заболоцкий размышляет о том, как время влияет на человека и его восприятие. Прошлое представлено как нечто волшебное и недосягаемое, что вызывает ностальгию и желание вернуться к нему.
-
Сказка как символ: Сказка в этом стихотворении выступает не только как жанр, но и как символ надежды и мечты. Она служит контекстом, в котором переплетаются реальность и фантазия, создавая пространство для размышлений о жизни и судьбе.
-
Утрата и тоска: В стихотворении ощущается печаль и тоска по ушедшему времени, по невозвратным моментам. Это создает атмосферу меланхолии, которая пронизывает текст и заставляет читателя задуматься о своих собственных потерях и воспоминаниях.
Образы и символы:
-
Природа: Заболоцкий часто использует образы природы, чтобы подчеркнуть связь человека с окружающим миром. Природа здесь выступает как вечный фон, на котором разворачиваются человеческие судьбы.
-
Сказочные элементы: Использование сказочных мотивов придает стихотворению особую магию и глубину. Эти элементы помогают создать контраст между реальной жизнью и идеализированным миром, в который хочется вернуться.
Структура и стиль:
Стихотворение написано в традиционной форме, с четкой рифмой и ритмом, что подчеркивает его сказочный характер. Язык Заболоцкого богат метафорами и образами, что создает яркие визуальные картины и эмоциональную насыщенность.
Заключение:
«Старая сказка» — это не просто рассказ о прошлом, но глубокое философское размышление о жизни, времени и человеческих чувствах. Заболоцкий мастерски сочетает элементы сказки и реальности, создавая произведение, которое заставляет задуматься о вечных вопросах существования и смысла жизни.
Краткий анализ стихотворения Заболоцкого «Старая сказка»
Элегические мотивы объединяют произведения Заболоцкого, датированные 1952 г. Прощание «наверху оставленного брата» с ушедшими друзьями, коллегами по творческому ремеслу, песни жизни о далеком крае, где снег заметает одинокую могилу, – лирический герой не скрывает апатию, усталость и тоску. Печальному настроению вторит безотрадный пейзаж стихотворения «Облетают последние маки…» Живая природа затаилась до весны, и осенний день окутан «болезненным мраком».
Тему анализируемого текста, обращенного к супруге, составляет откровенный прогноз, который продиктован жизненной мудростью. Предсказание касается будущего лирического «мы» – старости, «неизбежной участи» немолодой пары.
Зачин декларирует тщетность человеческих попыток проникнуть в тайны мироздания. Их результаты весьма скромны и ограничиваются осознанием «неясной», неопределенной роли людей. Туманным итогам философских измышлений противопоставляется отчетливая перспектива конечности земного существования.
Сравнение лирической пары со стареющим королем актуализирует сказочные мотивы: субъект речи связывает последние годы жизни с пребыванием в «заповедном краю». Пожилая чета проводит остаток дней в молчаливом спокойствии, приняв будущий конец как неизбежность и терпеливо ожидая его. Умиротворенное настроение двух мудрых людей уподобляется горению свечи, и эта ассоциация порождает глагольную метафору «догорает».
Вторая часть текста посвящена обещанию героя-поэта. Он намерен освободиться от важнейшего земного обязательства – бремени творческого труда. Обозначен и момент, служащий сигналом к реализации решительного плана: им послужит визуальный ориентир, «серебристые» седеющие виски верной подруги.
В финальном эпизоде лирическое повествование выводится на символический уровень, поддерживаемый культурно-мифологическими аллюзиями. Успокоенная душа, освободившаяся от будничных тревог, сравнивается с неподвижной водой озера, которое окружает вход в царство мертвых. Этот образ восходит к античной традиции: в топографии подземного мира фигурируют реки, озера и болота. Некоторые из них затрудняют вход в мрачную страну Аида теням усопших.
Развернутая иносказательная конструкция позволяет автору сместить смысловые акценты концовки. Текст завершается живописной пейзажной деталью: багровая листва, символизирующая осень жизни, легко трепещет на ветру.