- Иван Крылов ~ Водопад и Ручей (+ Анализ) - 28.07.2024
- Иван Крылов ~ басня Кошка и Соловей (+ Анализ) - 27.07.2024
- Иван Крылов ~ Вельможа и философ (+Мораль басни) - 15.04.2024
«Крестьянин и Змея»
Иван Крылов
Змея к крестьянину пришла проситься в дом,
Не по-пустому жить без дела,
Нет, нянчить у него детей она хотела:
Хлеб слаще нажитый трудом!
«Я знаю, — говорит она, — худую славу,
Которая у вас, людей,
Идет про Змей,
Что все они презлого нраву;
Из древности гласит молва,
Что благодарности они не знают,
Что нет у них ни дружбы, ни родства,
Что даже собственных детей они съедают.
Все это может быть: но я не такова.
Я сроду никого не только не кусала,
Но так гнушаюсь зла,
Что жало у себя я вырвать бы дала,
Когда б я знала,
Что жить могу без жала;
И, словом, я добрей
Всех Змей.
Суди ж, как буду я любить твоих детей!»
«Коль это, — говорит Крестьянин, — и не ложно,
Все мне принять тебя не можно;
Когда пример такой
У нас полюбят,
Тогда вползут сюда за доброю Змеей,
Одной
Сто злых и всех детей здесь перегубят.
Да, кажется, голубушка моя,
И потому с тобой мне не ужиться,
Что лучшая Змея,
По мне ни к черту не годится».
Отцы, понятно ль вам, на что здесь мечу я?..
Дата написания: 1813 год
Анализ басни Крылова «Крестьянин и Змея»
Басня «Крестьянин и Змея» была написана Крыловым не позднее 1813 года. Впервые басня была опубликована в журнале «Сын Отечества». Для басни автор использовал оригинальный сюжет. В басне говорится о том, что в крестьянский дом явилась Змея и стала просить Крестьянина пустить ее жить в этом доме. При этом Змея уверяла хозяина дома, что она не будет ему в тягость, а поможет нянчить детей Крестьянина.
Змея всячески уверяла его, что она добрая и никому не причинит вреда. На это Крестьянин ответил, что даже если и поверить, что эта Змея действительно добрая и впустить ее в дом, то следом приползут и другие змеи, которые добрыми не будут и принесут детям только вред. В конце басни автор говорит словами Крестьянина, что даже самая лучшая Змея ни к чему не годится.
В этой басне Крылов затрагивает общераспространенное явление конца XVIII и начала XIX века. А именно то, что воспитание детей дворянство поручало иностранцам, часто без всякого выбора, и отдавало всецело детей на их попечение. Этот вопрос был далеко не нов, и о нем много писалось еще в сатирической журналистике времен Екатерины. Всеобщее отрицательное отношение к данному явлению, однако, мало влияло на этот способ воспитания и не уменьшало его распространенности.
Басня «Крестьянин и Змея» принадлежит к числу наиболее характерных как для самого Крылова, так и вообще для той эпохи, когда она появилась в печати. Недаром она помещена в «Сыне Отечества», начавшем выходить в свет в годовщину неприятельского нашествия и ставившем своей задачей борьбу за патриотизм против преобладания иноземных влияний. Басня пронизана неприязнью ко всему иноземному и французскому воспитанию, в частности. Под Змеей автор подразумевает воспитателя-иностранца, точно так, как простые люди, особенно русские няни в барских домах, называли «змеей» иностранца-гувернера.
С возбужденным до крайности настроением тогдашнего общества вполне гармонирует резкий приговор, произнесенный Крыловым над всеми воспитателями-французами без разбора: не подвергая сомнению добрых качеств змеи, просящейся к нему в дом, крестьянин, тем не менее, отказывается принять ее из опасения дурного примера. За одной доброй змеей вползут сто злых; сверх того и лучшая змея все же остается змеей. В этом заключается мораль басни «Крестьянин и Змея».
В басне «Крестьянин и Змея» знаменитый баснописец верно отразил настроение своей эпохи, бывшее и его личным убеждением.