Иван Крылов ~ Белка (У Льва служила Белка…) (+ Анализ)

Крылов Иван Андреевич (1769-1844)
Иван Андреевич Крылов — русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
Крылов Иван Андреевич (1769-1844)

басня белка

«Белка (У Льва служила Белка…)»
Иван Крылов

У Льва служила Белка,
Не знаю, ка́к и чем; но дело только в том,
Что служба Белкина угодна перед Львом;
А угодить на Льва, конечно, не безделка.
За то обещан ей орехов целый воз.[1]
Обещан – между тем всё время улетает;
А Белочка моя нередко голодает
И скалит перед Львом зубки́ свои сквозь слёз.
Посмотрит: по́ лесу то там, то сям мелькают
Ее подружки в вышине;
Она лишь глазками моргает, а оне
Орешки, знай себе, щелкают да щелкают.
Но наша Белочка к орешнику[2] лишь шаг,
Глядит – нельзя никак:
На службу Льву ее то кличут, то толкают.
Вот Белка, наконец, уж стала и стара
И Льву наскучила: в отставку ей пора.
Отставку Белке дали,
И точно, целый воз орехов ей прислали.
Орехи славные, каких не видел свет;
Все на-отбор: орех к ореху – чудо!
Одно лишь только худо –
Давно зубов у Белки нет.[3]

Не позднее марта 1830 г.

«И. А. Крылов. Полное собрание сочинений. Т. 3.» Раздел «Басни. Книга восьмая».

белочка

Примечание

[1]Воз – здесь: колёсное или санное транспортное средство с кладью.
[2]Оре́шник – 1. Кустарниковое растение, приносящее орехи. 2. Лесок, поросль из кустов этой породы.
[3]2 мая 1830 г. цензурный комитет отмечал, что басня «Белка» была дана на его рассмотрение, так как цензор Сербинович сомневался, можно ли пропустить эту басню в печать.
Ещё по теме:  Иван Крылов ~ Василек

Если внимательно читать басню «Белка» Крылова Ивана Андреевича, то можно заметить в ней скрытую житейскую и философскую мудрость.
Произведение начинается с описания праздника в деревне, где собралось большое количество людей: «Народ толпился. На Белку в колесе зевал он и дивился». Далее Крылов вводит еще одного персонажа – Дрозда, которому дает право поинтересоваться у рыжей красавицы, чем же она занимается. Из ответа Белки становится понятно, что она даже не подозревает того, что бежит, а остается все на том же окне.
Текст басни Крылова «Белка» – это настоящая жизненная мудрость; Белка символизирует людей, которые трудятся изо всех сил, но остаются на месте.

белка

Анализ / мораль басни «Белка» Крылова

Иван Андреевич Крылов впервые опубликовал свою «Белку» на страницах альманаха «Новоселье».

Басня написана в начале 1833 года. Ее автору 64 года, он много лет трудится в Публичной библиотеке, принят в члены Российской Академии, регулярно издает сборники своего творчества. Размер произведения – вольный ямб с тремя видами рифмовки (смежная, перекрестная и охватная). Нужно отметить, что у писателя имеется еще одна басня с тем же названием, сочиненная несколькими годами ранее. Поначалу кажется, что произведение относится к социально-бытовым, однако есть у него и философский подтекст. Писатель щедр на детали: в деревне, в праздник. Перед глазами читателя рисуется картина зажиточной барской усадьбы, однако, скорее всего, хозяин «хором» был из мелкопоместного дворянства, где крепостных было немного, а дохода в ассигнациях – и того меньше. Да и «хоромы» его были деревянными, а не каменными. Подразумевается или воскресенье (малая Пасха), или большой церковный праздник. «Белку в колесе»: дивились на выдумку и реакцию белки на колесо. Череда инверсий: зевал он, дивился Дрозд, бегала она. Птица «с березы» (опять типично русская картинка) обращается к зверьку: землячка старая. Конечно, они давно знакомы еще с той поры, когда белка жила на воле. «Что делаешь ты?» То есть, Дрозд не понимает, что белка забавляет людей. Героиня ответствует междометием с вежливым обращением: ох, милый друг! Оказывается, она воспринимает бег в колесе как работу, ей даже представляется, что она «у барина большого» на побегушках, гонец с поручениями. Дальше идут две строки с двойным отрицанием, подтверждающие занятость белки. Раскрыв секрет, Дрозд улетает в разочаровании: бежишь на том же окне. Мораль сей басни находится в финале: иной делец «хлопочет, мечется» (глагольные синонимы), из «кожи рвется» (метафора и идиома), но дело его не движется. В заключительной строке фразеологизм, введенный в обиход именно И. Крыловым: как Белка в колесе. То есть, создание только видимости полезного труда. Впрочем, он часто означает активную работу как раз таки с результатом. На самом деле, другое отношение белки к своей деятельности способно повлечь уныние и смерть. Затем, в философском смысле большинство занятий людей – просто суета, в которой проходит жизнь. История раскрывается через диалог героев, лексика разговорная, колоритная.

Ещё по теме:  Иван Крылов ~ Лжец

При создании «Белки» Иван Крылов опирался на басню с аналогичным сюжетом, вышедшую из-под пера Н. Остолопова.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа