Афанасий Фет ~ Буря на небе вечернем (+ Анализ) 🌊

Фет Афанасий Афанасьевич (1820-1892)
Русский поэт-лирик, переводчик. Один из самых утончённых поэтов России 19 века.
Фет Афанасий Афанасьевич (1820-1892)

Шторм на море

«Буря на небе вечернем…»
Афанасий Фет
* * *
Буря на небе вечернем
Моря сердитого шум –
Буря на море и думы,
Много мучительных дум –
Буря на море и думы,
Хор возрастающих дум –
Черная туча за тучей,
Моря сердитого шум.

Из цикла «Мелодии», Год написания: 1842 г.

Художник Валентин Сидоров, «Бабушкины сказки»

Анализ стихотворения Фета «Буря на небе вечернем…» 1 вариант

Впервые стихотворение Афанасия Афанасьевича «Буря на небе вечернем…» было напечатано в 1842 году в журнале «Москвитянин». Спустя несколько лет на него обратили внимание литературные критики. Н. А. Добролюбов, например, так иронично высказался по поводу этого произведения: «Само по себе это стихотворение – пародия; его иначе никто и не примет, как за написанное на смех (если не предупредить, разумеется, что тут бездна поэтических красот)».

Другой рецензент, В. А. Зайцев сравнивал сочинение стихотворений, подобных «Буре на небе вечернем…» с «перебиранием пальцами», иными словами, с сомнительным бесполезным развлечением. Он отмечал, что в стихотворении есть только «море, буря да думы, больше нет ничего». Также критик добавлял с насмешкой: «…При этом первое правило: покуда пишешь, что для их создания нужно «решительно ни о чём не думать. Ну, а легко ли это?»

Действительно, при первом прочтении этого произведения складывается ощущение, что больше в нём не говорится ни о чём, кроме бури, дум и моря. Но эта комбинация слов использована в тексте неслучайно. Рассмотрим внимательнее строки, чтобы понять, что же ещё есть в них.

Ещё по теме:  Афанасий Фет ~ Я тебе ничего не скажу… (+ Анализ стихотворения 4 варианта)

Стихотворение представляет единую строфу (по крайней мере, так оно вошло в большинство сборников). Рифма в строках перекрёстная вида ababcdcd. Стихотворный размер представляет собой сочетание различных стоп. Каждая строка начинается с одной стопы хорея, за которой следует амфибрахий. Последняя стопа – также амфибрахий, в чётных строках теряющий один безударный слог.

Это произведение построено на рефренах. Повторяются как отдельные слова, так и целые строки. Например, вторая строка снова звучит в конце стихотворения, а третья – идентична пятой. Кроме того, в тексте есть анафора – «Буря на небе… Буря на море…». Таким образом, мы видим, что из восьми строк четыре – это повторы. Но они свидетельствуют не о словесной скупости или поэтической лени, а призваны воссоздать морской пейзаж как можно более правдиво.

Такая мысль легко подтверждается, если вспомнить, как одинаковые волны наваливаются на берег во время шторма: одна за другой с грохотом они обрушиваются на землю. Именно это и передал автор своими повторяющимися строками. Также ему удалось с помощью особой поэтической фонетики воспроизвести звуки непогоды. Как мы можем заметить, самыми распространёнными в тексте звуками являются гулкие резкие сочетания гласных и согласных. Подобно морским волнам гремят слоги «бу», «ду», как ветер, шипит «шу». Аллитерация (повторяющаяся «р» в словах «сердито». «море», «вечернем») дополняет картину.

Таким образом, мы можем видеть интересный пейзаж, который создан не поэтической кистью (т. е. эпитетами и метафорами), а самим языком – словами и звуками, передающими рокот стихии.

волны на черном море, закат

Краткий анализ стихотворения «Буря на небе вечернем» Фета 2 вариант

Ранняя лирика Афанасия Афанасьевича Фета полна экспериментов с формой и звукописью стихов.

Стихотворение написано в 1842 году. Его автору в эту пору исполнилось 22 года, он студент университета (сперва учился на юриста, затем на филолога), с помощью друга А. Григорьева уже опубликовал дебютный сборник стихов, несколько раз печатался в солидных журналах. По жанру — пейзажная зарисовка, по размеру – дактиль со сложной рифмовкой (местами гиперхолостая), деления на строфы нет. Лирический герой явно себя не выражает, однако без него произведение не состоялось бы. Чувствуется желание молодого поэта создать звуками вихрь, смерч, ненастье. Именно звукопись превалирует здесь над содержанием.

Ещё по теме:  Афанасий Фет ~ Если радует утро тебя… (+ Анализ)

Анафора: буря, моря (они непрестанно чередуются).

Эпифора: думы, шум, дум. Круговерть лексических повторов, царство тавтологии нарастают к финалу, у читателя создается ощущение уходящей из-под ног палубы какого-нибудь корабля. Стихии разбушевались не только в небе и на воде, а и в сердце созерцающего их героя. О чем же размышляет герой? Это остается неизвестным, однако понятно, что настроение его весьма мрачно. Возможно, его целью было создать стихотворение в романтическом духе – с обязательно возвышающемся над толпой героем, легко сносящем порывы ветра и волн. Это произведение получило нелестные оценки литературных критиков того времени. Не оценив игру слов с аллитерацией и попытку создать особый ритм, они сосредоточились на скудном, по их мнению, содержании. Может быть, стихотворению и стоило бы остаться упражнением в стихосложении в творческой лаборатории начинающего поэта, однако сам он решил иначе и представил его на суд понимающего читателя.

Шторм на море

Вообще, это произведение уже содержит основные приметы оригинального стиля Афанасия Фета, включая музыкальность и выбор тем. Его задачей было передать не краски, а музыку стихии, а заодно метафорически показать, как тяжелые мысли накатывают на сердце, словно яростные волны. Интонация со сдерживаемым напряжением, потому и нет восклицаний и даже многоточий. Интересно, что нет и глаголов. Такой прием создания динамизма без присутствия глаголов поэт выбрал сознательно.
Эпитеты: сердитого, мучительных, возрастающих. Идентичная инверсия 2 и 8 строк.

Короткая, со скрытой энергией переживаний, зарисовка буйствующей стихии «Буря на небе вечернем» Афанасия Фета – образец его раннего творчества, поиска собственного поэтического голоса, излюбленных тем.

море, волны, Сергей Фесенко художник

Поделитесь с друзьями
На волнах позитива