- Афанасий Фет ~ Как беден наш язык! (+ Анализ) ✍ - 12.12.2024
- Афанасий Фет ~ Ночь крещенская морозна (+ Анализ) - 05.12.2024
- Афанасий Фет ~ О нет, не стану звать утраченную радость… (+ Анализ) - 05.12.2024
«Я тебе ничего не скажу…»
Афанасий Фет
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы
И я слышу, как сердце цветет.
И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.
2 сентября 1885 г.
Сборник «Вечерние огни. Выпуск третий» (1888).
Анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу» Фета
1 вариант
«Я тебе ничего не скажу» – очень красивое стихотворение А.А. Фета о нежной, трепетной любви. Кому оно посвящено – до сих пор остается загадкой.
История создания – стихотворение написано в 1885 году. Скорее всего оно посвящено Марии Лазич, возлюбленной поэта, смерть которой его глубоко потрясла.
Тема – стихотворение о чувствах лирического героя, он любит тайно и беззаветно, боясь потревожить девушку, к которой привязан всей душой.
Композиция – кольцевая, зеркальная – первые и последние строки повторяются.
Жанр – лирический, стихотворение.
Стихотворный размер – трехстопный анапест, стихотворение состоит из трех четверостиший (катрен), используется точная, мужская рифма и перекрестный способ рифмовки АВАВ.
Метафора – «…сердце цветет».
Олицетворение – «…спят ночные цветы».
История создания
Стихотворение было написано в 1885 году. Поэт не называет имя своей возлюбленной, поэтому то, кому лирический герой обращается, говоря: «Я тебе ничего не скажу…», остается только предполагать. С одной стороны, ею могла быть Мария Лазич, которой Фет посвятил целый цикл стихов. Внезапная смерть девушки и чувство к ней могли вдохновить поэта на эти строки. Некоторые исследователи предполагают, что произведение могло быть посвящено жене лирика – Марии Боткиной. Эта женщина была рядом с Фетом до самой смерти. Кроме того, обоснованно можно считать, что «Я тебе ничего не скажу» – послание не конкретной женщине, а вымышленному образу.
Стоит заметить, что, создавая рассматриваемый стих, Фет был далеко не молод, но и в возрасте 63 лет он сумел передать волнение нахлынувших чувств, которые так свойственны молодым людям.
Тема
Стихотворение пронизано нежной любовью. Лирический герой обращается к любимой, которая не слышит его. Читатель может представить себе описанную обстановку: мужчина проводит время в одиночестве, его тревожат какие-то мысли, но он не смеет поделиться ими: «…о том, что́ я молча твержу, не решусь ни за что намекнуть».
Наступает ночь, и переживания его усиливаются: «И в больную, усталую грудь. Веет влагой ночной… я дрожу». Но он только сильнее убеждается в том, что не посмеет потревожить любимую, и заканчивается стихотворение теми же словами, но уже более твердыми и уверенными: «Я тебе ничего не скажу».
Это стихотворение о тонких, трепетных чувствах мужчины к женщине.
Композиция
Стихотворение имеет кольцевую, зеркальную композицию. Оно замыкается в круг, начинаясь и заканчиваясь двумя одинаковыми строчками: «Я тебе ничего не скажу, и тебя не встревожу ничуть». Но если вначале лирический герой как бы сам просит себя о молчании, то в конце он уже полностью убежден, что его переживания останутся с ним, и его возлюбленная не узнает о них.
Жанр
Произведение относится к лирическому жанру. Стихотворение состоит из трех четверостиший, написанных трехстопным анапестом. Фет использует точную (скажу – твержу, дрожу – скажу) и мужскую (ничуть, намекнуть, цветы, листы) рифму. Способ рифмовки – перекрестный АВАВ.
Средства выразительности
Афанасий Фет умело пользуется средствами выразительности, создавая прекрасные образы. В стихотворении «Я тебе ничего не скажу» наблюдается метафора: «…сердце цветет» и олицетворение: «…спят ночные цветы».
Произведение не перегружено различными оборотами, но в его простоте изящно, аккуратно, со всей нежностью выражаются чувства. Кроме того, можно отметить большое количество гласных звуков, их повторение. Это придает стихотворению напевность, мелодичность звучания, что только усиливает романтику, тихую грусть, неизбывность чувств лирического героя.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Анализ, рецензия на стихотворение Фета «Я тебе ничего не скажу…»
2 вариант
Поздняя лирика Фета характеризуется образностью и романтичностью, однако имеет одну отличительную особенность – в ней присутствует грусть человека, который, пройдя большой и сложный жизненный путь, переосмысливает ценности. Судьбу поэта сложно назвать счастливой. Являясь сыном дармштадского судьи Иоганна Фета, он родился в России, куда его мать бежала с помещиком Афанасием Шеншиным. Мальчик был усыновлен, однако после смерти отчима выяснилось, что сделано это было незаконно, и подросток лишился не только дворянского титула, но и огромного состояния. Кроме этого, родной отец поэта вычеркнул его из завещания, лишив средств к существованию.
В итоге, когда молодой Афанасий Фет знакомится со своей дальней родственницей Марией Лазич и влюбляется в девушку, их роман заканчивается расставанием. Поэт не хочет жить в нищете, поэтому отказывается жениться на Марии, приданое которой, по его понятиям, весьма скромное. В отместку судьба наносит Фету жестокий удар: через несколько дней после разрыва с возлюбленным Мария Лазич погибает во время пожара.
Долгие годы, посвященные достижению финансового благополучия, Афанасий Фет старается не вспоминать о той, в которую был так безоглядно влюблен. Он даже женится на купеческой дочери Марии Боткиной, чем значительно увеличивает свой капитал. И лишь в последние годы жизни поэт осознает, что ради материального благополучия отказался от самого ценного дара, который только может получить человек от судьбы. Он предал свою возлюбленную и, тем самым, обрек себя до конца дней на страдания и одиночество.
Было бы ошибочно утверждать, что семейная жизнь поэта сложилась несчастливо. Мария Боткина буквально боготворила своего мужа и была ему не только заботливой женой, но и верной помощницей. Афанасий Фет очень ценил преданность супруги, однако не мог с собой ничего поделать – память постоянно рисовала в воображении образ той, другой Марии, с которой он мог быть по-настоящему счастлив. О своих душевных переживаниях поэт никому не рассказывал, лишь время от времени доверял их бумаге. Одним из многочисленных произведений, которые он посвятил одновременно и Марии Лазич, и собственной жене, является стихотворение «Я тебе ничего не скажу», созданное в 1885 году. К этому времени Фет уже смертельно болен, и прекрасно осознает, что жить ему осталось совсем немного. Поэтому в своей лирике он словно бы пытается искупить вину перед погибшей возлюбленной, вновь и вновь признаваясь ей в своих чувствах. Но при этом автор понимает, что его законной супруге совсем необязательно знать о том, что именно происходит в его душе. Эта кроткая и терпеливая женщина не заслуживает того, чтобы страдать. Поэтому поэт уверяет и ее и себя в том, что все хорошо, однако в стихотворении указывает: «Я тебе ничего не скажу, и тебя не встревожу ничуть». Эта фраза означает лишь то, что он не готов раскрыть перед супругой свое сердце, и спустя почти 30 лет совместной жизни признаться ей в том, что все эти годы любил другую.
Автор строго хранит свою тайну и ведет вполне обычный для состоятельного помещика образ жизни. Однако ночью он предается мечтам и воспоминаниям, которые сравнивает с ароматом цветов. «Раскрываются тихо листы, и я слышу, как сердце поет», — делится своими впечатлениями Афанасий Фет. Его любовь – призрачна и эфемерна, однако именно она дает автору ощущение полноты жизни. «И в больную, усталую грудь веет влагой ночной… я дрожу», — отмечает поэт, осознавая, что именно в такие моменты бывает по-настоящему счастлив. Однако свой секрет он намерен унести в могилу, не учтя лишь тот факт, что Мария Боткина давно в курсе неудавшегося юношеского романа своего мужа, она жалеет Афанасия Фета и готова потакать любым его капризам, лишь бы увидеть тень улыбки на лице человека, которого считает литературным гением.
Краткий анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу» Фета
3 вариант
Стихотворение «Я тебе ничего не скажу» было написано Фетом в 1885 г., когда он все чаще с грустью оглядывался на прожитые годы. Считается, что в нем он обращается к своей жене, а тайный намек относится к давней любви поэта – Марии Лазич.
В молодости поэт был крайне беден. Девушка, которую он горячо полюбил, была также небогата. Фету надо было сделать мучительный выбор между любовью и благосостоянием. Поэт выбрал Марию Боткину – невесту с большим наследством. В скором времени его возлюбленная трагически погибла. Фет посчитал это наказанием свыше за свое предательство и до конца жизни не мог простить себе необдуманного поступка. Он был богат и известен, с большим уважением относился к жене, но постоянно вспоминал Марию Лазич и мечтал встретиться с ней в другой жизни.
Вероятно, супруга догадывалась, что брак состоялся далеко не по любви. Она видела задумчивость мужа, которая только усиливалась к старости. Неизвестно, признался ли Фет в своей любви или унес секрет в могилу. Стихотворение начинается со слов: «Я тебе ничего не скажу». Поэт понимает, что признание ничего не изменит. Оно может только внести тревогу в душу жены. Ради спокойствия и сохранения семьи поэт должен до конца скрывать свои тайные мечты и не касаться их даже в намеках. Хотя многие произведения Фета посвящены Марии Лазич. Близкие и знакомые поэта и без явных указаний догадывались об их тайном смысле.
Во второй строфе автор переходит к излюбленной теме, связывая свое состояние с природой. Печаль и тоска поэта сравнивается с «ночными цветами», которые днем погружены в сон. Фет окружен заботами и лаской семьи, он занят литературной и общественной деятельностью. Его душа забывается за будничными делами. Но как только заходит солнце, «раскрываются тихо листы». В душе поэта просыпаются воспоминания о прошлом, которое уже невозможно вернуть.
Для описания своего состояния Фет использует контраст: «сердце цветет» — «в больную усталую грудь». Это подчеркивает мучительность переживаний поэта. Воспоминания уносят его к далеким кратким мгновениям первой любви, за которыми следуют несбывшиеся мечты. Это возвращает его к действительности, к тому роковому поступку, который навсегда изменил его жизнь.
Последние две строки в зеркальной последовательности повторяют первые. Это замыкает композицию стихотворения. Фет не может рисковать спокойствием жены, поэтому он твердо решает: «Я тебе ничего не скажу».
История создания стихотворения Фета «Я тебе ничего не скажу»
Вошедшее в сборник «Вечерние огни» стихотворение с простыми мотивами оставляет читателя с ощущением незавершенности сюжета. Оно было написано 2 сентября 1885 года. Многие до сих пор спорят о том, кому посвящены эти слова. И часть исследователей говорит о Марии Лазич, чья жизнь была искорежена появлением в ней поэта.
В середине 1840-х, поступивший в полк, стоявший в Херсонской губернии, молодой офицер Афанасий Фет познакомился с дочерью мелкого помещика, отставного генерала — Марией Лазич. Мария была образована, умела тонко чувствовать прекрасное, хорошо музицировала…Увлекшись поэзией Фета, она увлеклась и им самим. Однако же, в глазах его она обладала одним существенным изъяном — была бедна:
«Я не женюсь на Лазич, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений […] Прервать — неделикатно и не прервать — неделикатно… », — из письма А. Фета И. Борисову, 1850 г.
К тому времени как Фет окончательно решил не жениться, репутация Лазич в обществе уже была безнадежно подмочена — слишком долго длились эти странные отношения, слишком заметны были они. Слухи — одно из редких развлечений в жизни достаточно замкнутого мирка, где все друг у друга на виду. И Марию они не пощадили, пусть она и готова была примириться со своей участью:
«Я общалась с Вами без всяких посягательств на Вашу свободу, а к суждениям людей я совершенно равнодушна. Если мы перестанем видеться, моя жизнь превратится в бессмысленную пустыню, в которой я погибну, принесу никому не нужную жертву», — обращалась она к Фету.
Фет же был тверд в своем решении. Брак офицера без состояния и девушки без приданного только ухудшил бы его положение. Он не был готов прозябать в гарнизоне, в бедности растить детей…наблюдать, как легкая и возвышенная Мария становится измученной бытом женщиной.
Таковой же, однако, Мария и не стала. В том же 1850-м по трагической ли случайности, или по собственному выбору…так или иначе, на Марии вспыхнуло кисейное платье. От свечи ли, от искры, от пахитоски — версии ходят разные. Впрочем, не важны все эти детали. Молодой красивой девушки, преданной и отданной молве, не стало. Говорят, ее последними словами были «Он не виноват, а я…». Даже в последний свой миг, она пыталась защитить того, кто…
Фет в 1857 году женился на не столь уж и юной, не столь уж красивой дочери купца Марии Петровне Боткиной. Любви не было. Была симпатия…и хорошее приданое, конечно.
Мария Петровна была прекрасная, сердечная женщина… Она была худощавая, среднего роста, дурная собой… , но с милой и доброй улыбкой, придававшей ей милое выражение лица… Характер у неё был прелестный, мужа своего она очень любила… Ходила за ним, как нянька и называла «голубчик Фет». — из воспоминаний Т.А. Кузьминской.
Мария Боткина, в замужестве Фет
Симпатия…уважение…стабильность и достаток. Все это прекрасно. Но былое до конца жизни не давало Фету покоя. И в старости он обращался к той, которую любил, и которую предал:
«Нет, я не изменил. До старости глубокой
Я тот же преданный, я раб твоей любви…»
«У любви есть слова, те слова не умрут.
Нас с тобой ожидает особенный суд…»
«Ты отстрадала, я еще страдаю…»
Но что толку в запоздалых сожалениях? А стихи — стихи лгут. Трогательно это — погружаться в грезы молодости, однако согласился бы Фет, представься ему такая возможность, променять свою сложившуюся жизнь — хозяйственную жену, имение, купленное на ее приданое, положение в обществе, на то, чтобы тогда, в 1850, сочетаться браком со своей большой любовью? Полагаю, нет.
А что же Мария Петровна, хорошая и верная жена? Ей не досталось любви, однако муж заботился о ее чувствах, не желал огорчать. Она получила не страстные строки, полные мольбы и надежды, а строки — уверение в том, что ее душевный покой он не посмеет разрушить, спасая от тяжкого осознания того, что всю свою жизнь он, ее муж, любил другую.. Хотя бы в этом поэт проявил благородство и уважение к любящей его жене.