Марина Цветаева ~ Москва! — Какой огромный Странноприимный дом… (+ Анализ)

Цветаева Марина Ивановна (1892-1941)
Русская поэтесса, переводчица, автор биографических эссе и критических статей, по праву считающаяся одним из самых выдающихся представителей Серебряного века. Свои первые стихи Цветаева писала уже в шестилетнем возрасте, причем не только на русском языке. Многие из её творений были положены на музыку и стали популярными романсами.
Цветаева Марина Ивановна (1892-1941)

Марина Цветаева, Москва

«Москва! – Какой огромный Странноприимный дом…»
Марина Цветаева
* * *
– Москва! – Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси – бездомный.
Мы все к тебе придем.

Клеймо позорит плечи,
За голенищем нож.
Издалека-далече
Ты все же позовешь.

На каторжные клейма,
На всякую болесть –
Младенец Пантелеймон
У нас, целитель, есть.

А вон за тою дверцей,
Куда народ валит, –
Там Иверское сердце
Червонное горит.

И льется аллилуйя
На смуглые поля.
Я в грудь тебя целую,
Московская земля!

Дата написания: 8 июля 1916 г., Казанская.

Из цикла «Стихи о Москве»
Сборник «Вёрсты: Выпуск 1» (1922).
Тематические подборки: Стихи о Москве.

Марина Цветаева ~ Стихи о Москве (цикл) (+ Анализ)

Анализ стихотворения Цветаевой «Москва! – Какой огромный…»

Следуя древнерусской традиции, в знаменитых «Стихах о Москве» поэтесса изображает родной город как центр духовной жизни, оплот православной веры. В идеальном «дивном граде», где стоят дома-«пряники» и блистают «червонные» купола церквей, звучат «бессонные» колокола. Их звон возвещает о безусловном «первенстве Москвы», сумевшей преодолеть царскую гордыню первого российского императора, который «променял» древнюю столицу на новый город.

Ещё по теме:  Марина Цветаева ~ Але (А когда - когда-нибудь - как в воду) (+Анализ)

Приоритет религиозной темы определяет особенности идейного содержания произведения, датированного серединой лета 1916 г. В тексте упоминаются две православные святыни – чудотворные иконы Иверской Богородицы и св. Пантелеймона, особо почитаемые в Москве. В православный контекст вписывается важная авторская ремарка «Казанская», расположенная рядом с датой создания стихотворения. Она отсылает читателя к церковному празднику, приуроченному ко дню явления чудотворного образа Богоматери.

Известное стихотворение начинает грандиозная метафора: Москва представляется лирической героине огромным домом, где готовы приютить всех странников. Чтобы подчеркнуть открытость городского пространства и важность соборной роли центрального образа, поэтесса обращается к лирическому «мы». Все бездомные и обездоленные «издалека-далече» слышат голос духовной столицы.

Призыв касается не только праведников: к дому бредут те, чье прошлое отягощено преступлениями. Клеймо и нож – атрибуты трудной судьбы некоторых новоприбывших.

Что предлагает щедрая гостеприимная земля истинным и ложным странникам? Покаяние и искреннюю молитву у чудотворных икон, ставших одними из символов православной веры. Характеризуя Иверскую святыню, автор прибегает к метафоре сердца, которое получает эпитет «червонное». Семантика последнего отличается многозначностью: порожденная впечатлением от богатого оклада иконы, она указывает на мощь благодати Божией, способной наставить на путь исправления безнадежных грешников.

Картина духовного преображения представлена при помощи иносказательной конструкции, размещенной в финале. «Смуглые поля» русской глубинки озаряются светом веры, исходящим из священного города. Стихотворение заканчивается выразительным жестом, который принадлежит одному из персонажей-богомольцев, преодолевших личностный кризис. Он восходит к древнему обряду целования земли, матери живого мира.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа