- Марина Цветаева ~ Бабушке (лучшее) + Анализ - 08.10.2024
- Марина Цветаева ~ Заповедей не блюла (+ Анализ) - 08.10.2024
- Марина Цветаева ~ В гибельном фолианте (+ Анализ) - 08.10.2024
«Маяковскому (Превыше крестов и труб…)»
Марина Цветаева
Превыше крестов и труб,
Крещенный в огне и дыме,
Архангел-тяжелоступ –
Здорово, в веках Владимир!
Он возчик, и он же конь,
Он прихоть, и он же право.
Вздохнул, поплевал в ладонь:
– Держись, ломовая слава!
Певец площадных чудес –
Здорово, гордец чумазый,
Что камнем – тяжеловес
Избрал, не прельстясь алмазом.
Здорово, булыжный гром!
Зевнул, козырнул – и снова
Оглоблей гребет – крылом
Архангела ломового.
18 сентября 1921 г.
Сборник «Ремесло» (1923).
Анализ стихотворения Цветаевой «Маяковскому»
1 вариант
Знаменитое посвящение, предназначенное собрату по поэтическому цеху, датировано началом осени 1921 г. Грандиозная фигура лирического адресата вырастает на фоне урбанистического пейзажа, среди фабричных «огня и дыма».
Детали символического пейзажа, заявленные в зачине, являются компонентами двух тематических пластов лексики: религиозного и современного, индустриально-пролетарского. На их парадоксальном сочетании построен стихотворный текст. Ярким результатом творческого синтеза стал оригинальный образ лирического адресата.
Каким предстает «революцией мобилизованный» поэт? С одной стороны, его образ приближен к облику пролетария: поэтический труд «чумазого гордеца» сродни тяжелой ноше, которую тащит «возчик» и «конь» – в одном лице. Об определенной классовой принадлежности свидетельствуют и особенности поведения героя: готовясь взяться за серьезную физическую работу, он плюет на руки, приговаривая: «Держись!»
С другой стороны, в изображении поэта-пролетария участвуют лексические средства, указывающие на высокую природу таланта. Цветаевское понимание феномена поэтической одаренности неразрывно связано с высокой духовностью, обращенностью к божественному началу. К примеру, в завершающем произведении поэтического цикла «Стол» умершую лирическую героиню, поэтессу-бессребреницу, покрывают ангельские крылья. По этой причине в портретные характеристики Маяковского включен светлый лик архангела, который получает неожиданный, невозможный в бытовом контексте эпитет «ломовой». В семантике последнего актуальны сразу несколько значений: перевозка тяжестей, сложная и трудная работа, в некоторой степени – разрушительная мощь рубленого стиха адресата, не жаловавшего представителей духовенства. В этом контексте оправдано возникновение мотива богоборчества: новый ангел является порождением пролетарской религии, враждебной к старым традициям.
В концовке авторское стремление сблизить несоединимое достигает кульминационной точки. Сложной символикой отличается финальный образ: вещная деталь, малопоэтичная оглобля метафорически уподобляется ангельскому крылу.
В стихотворный текст включены элементы художественного стиля Маяковского. Приветствуя коллегу, поэтесса обращается к разговорному «Здорово!», напоминая читателю об одной из стилевых примет поэтики «горлана-главаря» – тяготении к сниженной лексике. Аналогичные функции возложены на многочисленные примеры аллитерации с опорой на сонорный «р», часто встречающиеся у Маяковского.
Анализ стихотворения «Маяковскому» Цветаевой
2 вариант
Отправляясь в эмиграцию, Марина Ивановна Цветаева уже почти с ностальгией прощается, в том числе, с экспериментальным искусством революционной России.
Стихотворение написано осенью 1921 года. Поэтессе исполнилось 29 лет, она готовилась к отъезду с дочерью в эмиграцию, где уже находился ее супруг Сергей Эфрон. Причин для этого решения было несколько, среди них – разлука с мужем, грозившая перерасти в вечную, так как он участвовал в Гражданской войне на стороне белых и не мог быть благосклонно принят в большевицкой России. По жанру – посвящение, почти ода собрату-поэту, рифмовка перекрестная, 4 строфы, рифмы открытые и закрытые, есть и неточные. Лирический герой — Владимир Маяковский в образе «архангела ломового». Чувствуется интонационное, ритмическое и образное подражание поэтессы его манере. Однако это не стилизация или пародия. Она признавала, что Владимир Маяковский талантлив, видела в нем здоровое начало, ей была симпатична и его бескомпромиссная вера в светлое будущее. В 1 четверостишии «превыше крестов и труб» означает, что лирический герой в своем искусстве выше религии (которую не признает) и даже своих тем (производственных, агитационных). Он был крещен не водой, а «огнем и дымом», то есть, не как христианин, не в русле традиции, истории, а среди доменных печей и новой коммунистической веры. «Тяжелоступ»: неологизм в духе самого В. Маяковского. В этих строках неизбежна улыбка, преувеличение, однако чувствуется, что М. Цветаевой импонирует ее герой, потому она его и приветствует по имени «в веках». «Возчик и конь»: не чужд черной работе, всегда в строю. «Поплевал в ладонь»: опять образ эдакого богатыря, великана, который ухватит славу за бока. «Ломовая слава»: действительно, стихи его не для гостиных и паркетов, и популярны они среди пролетариев, а не людей рафинированных. «Площадные чудеса»: его выступления — как на ярмарке, в народном театре. Ее изумляет умение поэта подчинять себе внимание слушателей. Трижды она приветствует своего героя простецким «здорово». «Гордец чумазый»: почти оксюморон. Он вызывающе горд и самонадеян, а вместе с тем – всегда в гуще толпы и говорит с ней на одном языке. Зовет его поэтесса и «булыжным громом», бесцеремонным, скандальным, дерзким. Его крылья – оглобли. Через все стихотворение проходит сравнение поэзии Владимира Маяковского (и его самого) с ломовым извозом. В этом образе – и намек на язык его произведений, сниженную лексику, и масштабность тем, и трескучесть лозунгов, и «возы» стихов, где и обломки вдохновения, и неожиданные находки, и даже нечистоты.
К творчеству Владимира Маяковского Марина Цветаева обращалась неоднократно. Существует и цикл стихотворений, созданных ею после известия о смерти поэта.