Александр Блок ~ На лугу (+ Анализ)

Блок Александр Александрович (1880-1921)
Знаменитый русский поэт-символист и писатель, драматург и публицист, литературный критик и переводчик серебряного века, поражавший всех своей неуемной верой в будущее России и людей.
Блок Александр Александрович (1880-1921)

Весенний луг

«На лугу»
Александр Блок

Леса вдали виднее,
Синее небеса,
Заметней и чернее
На пашне полоса,

И детские звонче
Над лугом голоса.
Весна идёт сторонкой,
Да где ж она сама?

Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна.

Дата создания: 25 октября 1912 г.

А. Блок «Собрание сочинений в девяти томах».
Т. 3. «Стихотворения, не вошедшие в основное собрание (1909–1921)».
Раздел «Разные стихотворения».

Весенний ручеек

Анализ стихотворения Блока «На лугу»  
1 вариант

Поэтический текст, созданный осенью 1912 г., был предназначен автором для детского чтения. Произведение вошло в весеннюю главку сборника «Круглый год», чья композиция организована по принципу календаря. Потеплевший воздух, «вешний звон», предвкушение пасхальных празднеств — персонажей, захваченных обновлением природы, переполняет радость.

Небольшое произведение открывается пейзажной зарисовкой. В ней доминируют четкие контуры, а также яркие чистые оттенки синего и черного. Автор концентрирует внимание на переменах, порожденных первым теплом. Для этих целей активно привлекаются прилагательные в сравнительной степени: в первой части насчитывается пять примеров употребления компаративов. В описании природы лидируют визуальные образы, изображающие далекую кромку леса, узкую полосу распаханной земли.

Центральным местом, организующим лирический сюжет, становится образ луга. На нем резвятся дети, и лирическому субъекту слышатся отдаленные звуки веселых забав. Акустические ориентиры предваряют появление персонифицированного образа весны, возникающего во второй части текста.

Ещё по теме:  Александр Блок ~ Ночью вьюга снежная…(+ Анализ)

Пара риторических вопросов демонстрирует сомнения лирического «я», озадаченного неявным характером и неторопливым ходом весенней трансформации. Звонкий голос, напоминающий ликующие детские крики, становится символом весеннего обновления. В финальном эпизоде герой находит и реалистичную деталь, подтверждающую основную звуковую доминанту: нежное журчание ручейка созвучно жизнерадостному настроению детворы.

Идейно-образная структура текста основана на акустических признаках, для передачи которых поэтом задействован единый семантический комплекс. Его компонентами выступают лексема «звонкий», ее компаратив и однокоренное наречие. Комплекс поддерживается приемами аллитерации с опорой на звонкие согласные. Он воссоздает живую и яркую музыку весны, которая очаровывает лирического субъекта.

Цветущий луг — излюбленный фрагмент блоковского ландшафта. Образ часто олицетворяется: в ночное время он бледнеет, цепенеет и отдыхает, а днем оживает, наполняется звуками и движением, проявлениями бурной деятельности «под каждою былинкой». Луговые просторы — место веселых «пламенных» хороводов, печальных песен и романтических встреч, когда силуэты влюбленной пары укрывает белый туман сгустившихся сумерек.

Весна! ...

Анализ стихотворения «На лугу» Блока 
2 вариант

Александр Александрович Блок является знаменитым русским поэтом. Его отличительной особенностью является то, что он в своих произведениях часто обращается к интересным формам повествования. В стихотворении «На лугу» поэт раскрывает тему пробуждения всего живого. Изображение изменений природы.

Описывая изменения, которые происходят с природой, Александр Блок подчёркивает, что изменения постепенны, перед нами предстаёт переход природных явлений от леса, который вдали, к небесам, к пашне и к ручью. В центре стихотворения стоит луг, он является центральным образом данного произведения. В стихотворении поэтом используется неполнота образов, как будто кто-то шагает: леса в дали виднее, синее небеса, заметней и чернее на пашне полоса. Далее перед читателем разворачиваются более яркие образы природных явлений, которые привлекают самого Блока.

Стихотворение строится на игре образов: не это ли весна? Её не спутать ни с чем, она состоит из своих примет. Образ детских голосов переплетается с образом луга. Звонкий детский голос символизирует у автора обновление природы, наступление весны. Автор не использует особых средств художественной выразительности. Стихотворения отличается простой, но глубинной ритмикой. Ритмика выражается в авторском «чу» — «чу, слышен голос звонкий». В описании природы автор использует смежные образы, с помощью визуализации создавая целостную картину: кромка деревьев, полос земли, которая распахана, и другие. Так же особенность повествования в звуковой составляющей данного стихотворения, благодаря этому у читателя создаётся впечатление живого присутствия. Александр Блок в своём произведении «На лугу» выражает весну через звуки: журчание ручья, смех детворы. Именно звукопись является отличительной авторской особенностью.

Ещё по теме:  Александр Блок ~ Снег да снег. Всю избу занесло. (+ Анализ)

С помощью подобных приёмов, через форму и звукопись, автор описывает всё живое, как природу, так и человека. Человек и природа переплетаются между собой, создавая гармоничный союз. У многих поэтов наблюдается подобная тенденция, но только у Блока форма выражения помогает читателю окунуться в реальные ощущения посредством звуков, при этом стихотворение не перегружено средствами выразительности. Александр Александрович Блок является символистом, поэтому через образы, через символы умеет создавать целостный, не похожий ни на что, сюжет.

Весна, первые цветы, щенок, Такой скромненький

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа