Константин Бальмонт ~ Лесные травы (+ Анализ)

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942)
Величайший русский поэт, символист, тонкий лирический певец, классик литературы Серебряного века. Автор множества поэтических сборников, статей и очерков.
Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942)

бальмонт константин

•✧✧✧• ЛЕСНЫЕ ТРАВЫ •✧✧✧•
Константин Бальмонт

Я люблю лесные травы
Ароматные,
Поцелуи и забавы,
Невозвратные.

Колокольные призывы,
Отдаленные,
Над ручьем уснувшим ивы,
Полусонные.

Очертанья лиц мелькнувших,
Неизвестные,
Тени сказок обманувших,
Бестелесные.

Все, что манит и обманет
Нас загадкою,
И навеки сердце ранит
Тайной сладкою.

Дата создания: 1899 г.

Анализ стихотворения Бальмонта «Лесные травы»

Стихотворение «Лесные трава» входит в цикл «Мимолетное» сборника «Горящие здания», который увидел свет в мае 1900 года. Этот раздел представляет собой собрание легких пейзажных зарисовок настоящих и вымышленных ландшафтов.

Это лирическое стихотворение открывает цикл. Оно состоит из четырех строф. В каждой нечетной строке содержится не более пяти слов, четные строки состоят из одного-двух. Причем, самые длинные строки находятся в последнем четверостишии, которое подводит итог всему произведению.

Интересно наблюдать за развитием образов данного произведения. Несмотря на то, что в начале оно представляет собой изображение вполне реального пейзажа, к концу автор и читатель все больше погружаются в мир мистического и эфемерного. В первой строфе присутствует и сам автор, которой представляется как художник. Стоя перед мольбертом, он вспоминает минуты счастья на фоне знакомой родной природы и наносит на холст линии и мазки. Перед нами поднимаются упругие стебли лесных растений, невольных свидетелей любовных ласк и игр.

Вторая строфа наполняет читателя каким-то удивительным спокойствием:

Колокольные призывы
Отдаленные,
Над ручьем уснувшим ивы
Полусонные.

Контуры предметов размываются, краски теряют яркость и становятся блеклыми. Этот эффект достигается благодаря аллитерациям и ассонансам. Автор использует протяжные плавные гласные «о», «и», «ы» и гулкие длинные сонорные согласные «л», «н»: «колокольные», «отдаленные», «полусонные».

Ещё по теме:  Константин Бальмонт ~ Август (Как ясен Август, нежный и спокойный…) + Анализ

В третьем четверостишии картина и вовсе теряет привычные свойства. Вместо знакомых фигур и вещей на полотне появляются призрачные тени, а лица, принадлежащие незнакомцам, так и мелькают перед глазами. Словно какой-то фантастический вихрь смешивает реальное и нереальное в одно целое:
Тени сказок обманувших,
Бестелесные.

Последняя строфа погружает читателя в транс. Слова, прежде рисовавшие знакомые образы, теперь звучат как заклинание. Лирический герой куда-то исчезает. Лишь по тонким намекам – «и навеки сердце ранит» — можно понять, что этот потусторонний мир является душой героя, его сознанием. Это царство воспоминаний, настоящих и придуманных образов, где все перемешивается, сочетается причудливым способом, чтобы дать пищу для новых творческих замыслов. Это своеобразная внутренняя мастерская художника, где он творит новые миры.

Конечно, можно трактовать символы, содержащиеся в стихотворении иначе. В этом и проявляется удивительный талант Бальмонта как символиста, каждые образ которого вмещает множество смыслов.

Лесные травы

Лето, Июль, колокольчики, река, красивый пейзаж, летний пейзаж

пейзаж, природа, Россия, Родина, лес, речка, травы

березы, колокольчики, березки

лес, утро, пейзаж, природа, речка, травы, цветы

Поделитесь с друзьями
На волнах позитива