Имя: Анна Павлова ( Anna Pavlova )
Дата рождения: 12 февраля 1881 г.
Знак зодиака: Водолей
Возраст: 49 лет
Дата смерти: 23 января 1931 г.
Место рождения: Санкт-Петербург, Россия
Деятельность: балерина
Семейное положение: была замужем
На протяжении жизни Павлова отдавала танцу больше, чем кто-либо из современников. Пластический монолог «Умирающий лебедь» на долгие годы стал визитной карточкой балерины и до сих пор считается непревзойденным и уникальным явлением русского сценического искусства.
Детство и юность
История рождения Анны Матвеевны Павловой таинственна и неоднозначна. Согласно официальным записям будущая балерина появилась на свет 12 февраля 1881 года в военном госпитале Петербурга, а ее родителями считались солдат Преображенского полка Матвей Павлович Павлов и прачка по имени Любовь Федоровна. Однако ходили слухи, что Анна была незаконной дочерью банкира еврейской национальности Лазаря Полякова, не признавшего отцовства из-за высокого положения в обществе.
Отпуская свою любовницу с дочерью «на волю», банкир положил на их счёт кругленькую сумму и подарил дом в Лиговском предместье Петербурга. Балерина никогда не рассказывала подробности своей личной жизни, не любила общаться с прессой и несколько сторонилась собственной известности. Всё, что следует о ней знать – в танце, считала Павлова.
Естественно, это только подогревало интерес публики, которая страстно стремилась ухватиться хоть за краешек юбки Павловой. В прессе регулярно появлялись слухи об очередном любовнике знаменитой балерины, но не менее волнующим вопросом оставалось её детство. Анна Павлова уже при жизни стала легендой. И этому способствовала не только несомненная гениальность танцовщицы, но и завеса тайны, за которой всегда скрывалось её имя.
Павлова никогда не рассказывала о себе и своей семье, и тайна её рождения так и осталась нераскрытой.
Согласно третьей версии отцом Павловой был не солдат, а Шабетай Шамаш – крымский караим (очень малочисленная этническая группа), перебравшийся в Петербург и открывший там прачечную. В этой прачечной Шабетай познакомился с матерью Анны. Для удобства он взял себе русское имя Матвей, отсюда и появилось первоначальное отчество балерины – Матвеевна. Впоследствии она изменила его на Павловну – так благозвучнее.
Кто был отцом Анны Павловой на самом деле до сих пор неизвестно. Родившись недоношенной и болезненной, девочка первые годы жизни провела с матерью в Петербурге, а затем переехала в деревню Лигово. Пребывание на свежем северном воздухе укрепило здоровье Ани, и Любовь Федоровна начала брать дочь с собой в Петербург.
В один из таких визитов Павлова попала в театр на балет «Спящая красавица». Находясь в ложе с другими детьми, девочка восторженно ловила каждое движение исполнителей и по окончании спектакля сказала, что хочет танцевать так же, как принцесса Аврора. Мать посчитала, что рост и вес дочери вполне подходят для хореографии, и привела 8-летнюю девочку на вступительный экзамен в балетную школу. С первого раза поступить не удалось, но Аня продолжала пытаться, и в 1891 году ее, наконец, приняли.
Юная Анна Павлова в балетной школе
С первых дней учебы Павлова старалась стать лучшей в классе. Тренируясь по 8 часов в день, она добилась участия в выступлении перед царской семьей, а спустя 7 лет окончила Императорское театральное училище с отличием.
Балет
В 1999 году Павлову приняли в труппу Мариинского театра и поручили небольшие партии сразу в нескольких постановках знаменитого балетмейстера Мариуса Петипа, среди которых были «Тещина предосторожность» и «Камарго». Вскоре имя Анны появилось на афишах в числе прочих исполнителей па-де-де и па-де-труа в спектаклях «Корсар» и «Пахита», а затем талантливая танцовщица обрела звание балерины и постоянную сценическую пару.
Под покровительством Кшесинской
В Мариинском театре юную Анну взяла под покровительство прима-балерина Матильда Кшесинская, любовница Великих князей. С её помощью она сделала первые успешные карьерные шаги. Матильда прочила свою протеже в любовницы тоже кому-нибудь из членов Императорской фамилии, но вмешалась настоящая любовь. К грациозной балерине воспылал страстью светский красавец и щеголь барон Виктор Дандре. Впрочем, к этому времени Анне Павловой было уже 27 лет, и кто у неё в жизни был до этого – история умалчивает.
Михаил Фокин неоднократно выступал дуэтом с Павловой и, став хореографом, продолжил это плодотворное сотрудничество, поставив для партнерши такие шедевры русского балета, как танцевальный монолог «Умирающий лебедь» и дивертисмент «Виноградная лоза».
Благодаря этим танцам Анна получила признание и с 1908 года постоянно находилась в разъездах. Она участвовала в постановках «Сильфида» и «Клеопатра», проходивших в рамках «Русских сезонов» во Франции, затем гастролировала с проектом по городам Германии, Бельгии, Англии и других европейских стран. Афиша с портретом Павловой работы художника Валентина Серова вскоре после дебюта стала эмблемой фестиваля, организованного известным антрепренером Сергеем Дягилевым.
Портрет Анны Павловой работы Валентина Серова
В 1910 году балерина ушла из «Мариинки» и с тех пор заключала самостоятельные контракты на отдельные представления. Анна исполнила главную партию в «Жизели» в Лондоне и месяц танцевала на сцене нью-йоркского театра Метрополитен-опера.
Параллельно с гастролями Павлова с помощью американского танцовщика Адольфа Больма организовала собственную труппу, в репертуар которой вошли балеты «Волшебная флейта» Вольфганга Моцарта, «Привал кавалерии» Ивана Армсгеймера и 2-й акт «Лебединого озера» Петра Чайковского.
Редкое видео:Анна Павлова — «Умирающий лебедь»
Позже прима начала ставить собственные номера, пользовавшиеся успехом, сравнимым с «Лебедем» и «Танцем семи покрывал» Фокина. Интересен тот факт, что балерина вдохновляла не только коллег и ценителей балета, но и кулинаров. Именем Павловой изготовители тортов назвали воздушный десерт, в рецепт которого входили безе, напоминавшее пачку, и свежие фрукты.
В начале 1920-х годов слава Анны и ее коллектива вышла за пределы европейского континента, когда русско-американский продюсер организовал гастроли в США, а затем договорился о выступлениях в Индии.
Анна Павлова в Сиднее
После этого Павлова стала живой легендой, которую хотели видеть во всех странах мира. В период с 1922 по 1929 годы звезда почтила своим присутствием лучшие сцены Японии, Китая, Египта, Австралии и Новой Зеландии. Во время поездок балерина посещала танцевальные школы и оценивала мастерство студенток. Благодаря Анне знаменитая актриса, балерина и хореограф Тамара Туманова получила шанс пробиться на большую сцену и сделать карьеру в труппе Русского балета в Монте-Карло.
Личная жизнь балерины
Анна Павлова, в течение десятилетий блиставшая на сцене лучших театров мира, в личной жизни была глубоко несчастным человеком. Начинающая балерина избегала поклонников, настаивавших на свидании и преподносивших дорогие подарки. Однако коллеги по труппе иногда видели девушку в компании состоятельного аристократа Виктора Дандре.
Анна Павлова и Виктор Дандре
Образованный дворянин, увлеченный искусством, вскоре растопил сердце неприступной красавицы и заслужил право стать ее благодетелем и покровителем. Высокое положение сенатского советника не позволяло новым отношениям стать серьезными. Молодой повеса снял балерине квартиру с танцевальным залом в центре Петербурга в обмен на обязанность сопровождать его в обществе.
Павлова испытывала симпатию к Виктору, но в глубине души понимала, что ей никогда не стать женой представителя высшего света. Поэтому балерина отказалась от шикарной жизни и покинула покровителя, предпочтя свободу золотой клетке. В тот момент, когда Анна сильнее всего страдала от одиночества, в ее жизни появился Михаил Фокин, постановщик знаменитого танца «Умирающий лебедь». Балетмейстер вдохнул новые силы в отчаявшуюся звезду и стал одним из немногих близких людей Павловой.
Анна Павлова и Михаил Фокин
Окончательно восстановиться приме «Мариинки» помогли зарубежные гастроли, во время которых она познакомилась с французским композитором Камилем Сен-Сансом и встретилась с великим актером немого кино Чарли Чаплином. С последним у Павловой завязался платонический роман, переросший в преданную дружбу, запечатленную на архивных фотографиях.
Когда балерина получила мировую известность и стала богатой женщиной, она поселилась за границей, но не перестала мечтать о простом человеческом счастье. Мысли ее неукротимо возвращались к оставленному на родине Виктору Дандре.
Анна Павлова и Чарли Чаплин
В то время, когда Сергей Дягилев основал в Париже Театр русского танца, дворянин попал в затруднительное финансовое положение и, не имея возможности оплатить долги, оказался в тюрьме. Узнав о неприятностях бывшего поклонника, Павлова разорвала отношения с многолетними коллегами и подписала выгодный контракт с представителями иностранного агентства «Брафф».
Заработав необходимую сумму денег, балерина оплатила долги Дандре и, решив, что не может жить без этого человека, выписала бывшего аристократа в Париж. Виктор прибыл по первому зову Павловой и, по некоторым источникам, в 1911 году тайно с ней обвенчался.
Анна Павлова и Виктор Дандре
Павлова купила роскошное имение в Великобритании и организовала собственную труппу, став владелицей камерного театра в Лондоне. Все обязанности по дому исполнял муж, так что Анна могла ни о чем не заботиться и целиком посвящать себя творчеству.
Однако со временем чувства балерины к Дандре начали угасать: она устраивала скандалы, била посуду и плакала. Виктор реагировал на истерики спокойно, ведь он искреннее благодарил и любил Анну. Вместо того чтобы уйти от психологически неустойчивой жены, он помогал в организационных вопросах и занимался наймом и увольнением артистов. Так пара прожила вместе вплоть до неожиданной смерти Павловой в 1931 году.
Уход из жизни Анны Павловой
Павлова, ставшая достоянием мира, в течение всей жизни хотела вернуться и станцевать на родине. Однако судьбе не было угодно, чтобы мечта балерины исполнилась. В январе 1931 года Анна поехала на гастроли в Гаагу и, сойдя с поезда, почувствовала себя нездоровой. В отеле выяснилось, что русская звезда простудилась и, по словам коллег, пострадала от падения кофра, случившегося во время резкого торможения состава.
Анна Павлова
Подоспевший врач обнаружил жидкость в легких пациентки и посоветовал срочно провести операцию. Надеясь развеять подозрения, муж балерины пригласил личного доктора нидерландской королевы, который согласился с поставленным диагнозом и подтвердил необходимость хирургического вмешательства.
В итоге Павловой поставили дренажную трубку, но время было упущено. Балерина потеряла сознание и очнулась лишь один раз для того, чтобы посмотреть на сценический костюм Умирающего лебедя.
Могила Анны Павловой
Павлова скончалась от плеврита 23 января 1931 года, и ее уход стал красивой легендой, растрогавшей многочисленных поклонников. Со временем лечащий врач и Виктор Дандре по-другому рассказали историю смерти великой балерины, но это было не важно. Главным оставалось то, что мир лишился легендарного «лебедя» и больше никогда не увидит его на сцене.
После произошедшей трагедии поклонники и общественность настаивали на том, что Павлову нужно похоронить на кладбище Пер-Лашез рядом с могилой другой знаменитой танцовщицы Марии Тальони. Однако муж проследил за исполнением последней воли балерины, желавшей быть кремированной согласно одному из древнеиндийских обрядов.
Дело о наследстве
Анна Павлова умерла, как известно, почти что на сцене. Уже смертельно больная, она танцевала на гастролях в Гааге. Врачи настаивали на немедленной операции, чтобы откачать гнойную жидкость из лёгких, но Дандре воспротивился – в тот вечер балерина должна была танцевать…
Когда Дандре в 1912 году выехал из России, он и Павлова тайно обвенчались. Теперь презираемый муж хочет получить богатство своей знаменитой жены. Но… Подлинник свидетельства о браке оказался утрачен. Суд признал единственной наследницей Анны Павловой её престарелую мать, жившую в СССР. Дандре не получил ни гроша, все банковские счета достались советскому государству.
Память
Смерть Павловой стала трагедией для человечества. До сегодняшнего дня великой русской приме посвящают выступления многие известные танцоры и хореографы.
Образ Анны увековечен в фильме-биографии молдавского режиссера Эмиля Лотяну, и многочисленных книгах искусствоведов и балетмейстеров Веры Красовской и Андрея Соколова-Каминского.
Репертуар:
- 1902 – «Баядерка»
- 1903 – «Жизель»
- 1906 – «Виноградная лоза»
- 1907 – «Умирающий лебедь»
- 1907 – «Эвника»
- 1907 – «Шопениана»
- 1908 – «Ночь Терпсихоры»
- 1909 – «Стрекоза»
- 1909 – «Бабочка»
- 1909 – «Калифорнийский мак»
- 1913 – «Семь дочерей горного короля»
***
***
***
***
***
***
***
***
***
Торт «Анна Павлова» — Торт «Павлова» — десерт, покоривший миллионы людей в мире,
был изготовлен и назван в честь великой балерины Павловой.