Поздравляем с праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Пусть каждый рассвет рождает светлую надежду. Пусть каждый ваш поступок рождает милосердие и доброту. Желаю вам здоровья, любви и красоты, а также вдохновения, терпимости и душевной теплоты. Пусть Пресвятая Богородица хранит вас от любых недугов и земных грехов.
- I Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии ~ происхождение Праздника, смысл и значение, традиции и молитвы, что нельзя делать
- II Рождество Пресвятой Богородицы в 2024 году: когда и как правильно отмечать История о Рождестве Пресвятой Богородицы
- III Как изображают Рождество Пресвятой Богородицы на иконах
- IV Какие народные традиции связаны с Рождеством Пресвятой Богородицы
- V Вторая Пречистая и Осенины
- VI Приметы
- VII Что можно делать?
- VIII Что нельзя делать 21 сентября
- IX Как правильно поздравлять с Рождеством Пресвятой Богородицы
- X 4 молитвы на Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии ~ происхождение Праздника, смысл и значение, традиции и молитвы, что нельзя делать
С Праздником Рождества Пресвятой Богородицы поздравляем всех христиан! Пусть снизойдет на вас любовь, счастье, добро и радость. Пусть Пресвятая Богородица Дева Мария поможет во всех начинаниях, а сердца будут преисполнены чистой веры.
Дорогие Друзья, отмечать светлый великий Праздник «Рождество Пресвятой Богородицы» и поздравлять другу друга принято во всем православном мире. И специально для этого мы собрали для вас самые красивые и очень трогательные поздравления в прозе своими душевным словами.
Рождество Пресвятой Богородицы относится к числу двунадесятых праздников – 12-ти особо важных дней церковного года. Они связаны с событиями земной жизни Иисуса Христа и Девы Марии. А церковное новолетие наступает не 1 января, а в сентябре, поэтому Рождество Пресвятой Богородицы, которое в 2023 году отмечается 21 сентября, открывает череду церковных праздников года.
Рождество Пресвятой Богородицы в 2024 году:
когда и как правильно отмечать
История о Рождестве Пресвятой Богородицы
Согласно существующему Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в Назарете и там-то Она и родилась.
В горной области на север от Иерусалима, на откосе одной из гор около Эздрелонской долины, лежал Назарет. Это был небольшой городок, ничем в истории себя не проявивший, почему евреи даже несколько презрительно отзывались о нем, говоря: «Из Назарета может ли быть что доброе?»
В этом-то городке жила благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна — из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.
Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. За эти качества они пользовались всеобщей любовью и уважением. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетными, что у евреев считалось признаком наказания Божия. Они непрестанно просили у Бога послать им радость в ребенке, хотя уже в старости им мало оставалось надежды на это. Иоаким был особенно огорчен своим бесчадием, и однажды, принося свой дар Богу, он услышал от некоего Рувима жесткий укор: «Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!» От великого горя праведный Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы.
Узнав об этом, праведная Анна, признавая себя виновницей их бесчадия, тоже восскорбела и стала еще усерднее молиться Богу, чтобы Он услышал ее и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария».
Услышав эти радостные слова, праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: «Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь!»
Тот же Ангел Господень явился и праведному Иоакиму, сказав ему: «Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену».
Святой Иоаким немедля отправился в Иерусалим, взяв с собой дары как для жертвы Богу, так и для священников.
Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал Ангел, и они рассказали друг другу все, возвещенное им, и, проведя еще некоторое время в Иерусалиме, возвратились домой, в Назарет. По прошествии положенного срока чревоношения праведная Анна родила дочь, Которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.
Рождество Пресвятой Богородицы
По прошествии года св. Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою Благословенную Дочь и, показывая всем, просил священников благословить Ее.
Как изображают Рождество Пресвятой Богородицы на иконах
На иконах, посвященных этому событию, в самом центре обычно изображают мать Пресвятой Богородицы – святую Анну. Она лежит на высоком ложе. Её окружают повитухи, служанки, женщины с дарами, чуть в стороне служанки омывают в купели новорожденную Марию.
Со временем сюжет усложнялся и дополнялся новыми подробностями. На иконах стали изображать стол с дарами, птиц, водоем и прочие мелкие детали.
Иногда икону Рождества Пресвятой Богородицы дополняют сюжетами из истории праздника – Иоаким в пустыне, явление ангела и так далее.
Самые древние сохранившиеся изображения Рождества Пресвятой Богородицы относятся к X-XI векам. В основном это фрески старых храмов: Софийского собора в Киеве, грузинского храма Успения Богородицы в Атени, Преображенского собора Мирожского монастыря…
Какие народные традиции связаны с Рождеством Пресвятой Богородицы
Традиции, обычаи, поверье и приметы
Рождество Пресвятой Богородицы. Малая Пречистая, Оспожинки, Рождество. Вересень (Таусень, Радогощь)
Деву Марию и Ее Образ называли в народе: «Пречистая», «Пресвятая», «Владычица», «Избавительница от скорби», «Царица неба и земли», «Скорая помощница», «Целительница от болезней и страстей», «Небесная заступница», «Защитница от нечистой силы, бед, страданий и напастей».
Праздник приходится на сентябрь. С этим временем естественным образом связан сбор урожая и окончание летних полевых работ. Крестьяне традиционно благодарили Богородицу за собранный урожай и просили ее помощи на будущий год.
На это время приходится осенний «мясоед» – период между постами, в данном случае между Успенским и Рождественским, когда разрешается есть мясо, запасая, так сказать, жирок перед долгой холодной зимой. К тому же осенний мясоед – традиционная пора свадеб.
НА ЗАМЕТКУ
В Иерусалиме есть православный монастырь святой Анны. На его территории расположен храм Рождества Божией Матери. А под зданием монастыря находится небольшая пещера. Предание гласит, что это часть дома Иоакима и Анны, в котором и родилась Дева Мария. По другой версии, дом этот находился поблизости: в 70 метрах от монастыря стоит католическая базилика, и католики говорят, что тот самый дом стоял именно на этом месте.
Песнопения праздника
Тропарь (торжественное песнопение) праздника Рождества Пресвятой Богородицы:
Рождество Твое, Богородице Дево,
радость возвести всей вселенней:
из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,
и, разрушив клятву, даде благословение,
и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Праздник в честь Рождества Девы Марии был установлен в V—VI веке и сразу стал очень популярен на Руси.
Обижать женщин в этот день строго запрещалось
Вторая Пречистая и Осенины
На Руси праздник называли Вторая Пречистая (Первая Пречистая — это Успение Богородицы, отмечаемое в конце августа) и Осенины. Считается, что на Вторую Пречистую заканчивается бабье лето и наступает настоящая осень. Праздник был посвящен женщинам и считался бабьим днем.
В этот день на Руси устраивали большие застолья, чествуя Богородицу и землю-кормилицу. Запрещалось работать, а во время застолий главенствовали женщины. Девушки в этот день гадали на суженого, также на Вторую Пречистую было принято поздравлять и одаривать новобрачных.
Приметы
К Рождеству Богородицы о себе очень явственно заявляла наступившая осень, поэтому праздник наполнялся ещё одним смыслом – второй встречей осени (первая на Семен день — 14 сентября, третья – на Воздвижение — 27 сентября).
Вся вода в родниках – святая (освященная считается).
Водицу утром возьми, умойся и попей, молодой останешься и дите принесешь.
Вода святая, всю нечисть уберет, ты дом и двор окропи и нечисть убери.
Святой водой всю семью с утра напои, чтобы нечисть не принести.
Бездетным женщинам, чтобы понесли (забеременеть), в этот день молятся и просят у Господа Бога послать им дитя.
Считалось, что погода, установившаяся на Вторую Пречистую, продержится месяц.
Согласно приметам, в этот день последние ласточки улетают на юг.
В это время начинали солить и квасить позднюю капусту. На Руси говорили:
«Божья Матерь капустные головки складывает».
Рождество Богородицы иногда называли Луков день (время уборки позднего лука) и Пасиков день (время убирать ульи в теплое место).
Что можно делать?
1. К Богородице обращались с молитвами, заговорами и заклинаниями в разных жизненных случаях.
Заговор от болезней к Богородице: «Богородица моя «Целительница,, помоги и отведи недуги разные, помоги болезнь одолеть и, чтобы детишки выздоровели, чтобы хвори не было. Целительница наша заступница не отыми от меня дитя, дай силушки пройти и пережить эти трудности. Моя Вся Благая Матери Божия!! Спаси нас и Сохрани! Аминь!»
2. Данный день в народе известен и как праздник «Спожинки», или праздник урожая, в честь окончания жатвы. Праздник отмечали несколько дней и мог продлится и до недели.
Спожинки пришли, открывай ворота, да гостей принимай и урожай отмечай.
Спожинка в каждый дом придет, а хозяюшке много хлопот.
В Спожинку гостей встречай, да каравай подавай.
Спожинка велика, если много добра в закрома.
Спожинка просто так не придет, надо потрудится, силушку отдать и Спожинку встречать.
Гуляй, гуляй, да Спожинушку не забывай.
Спожинка, где как, где и дня не погулять, а, где и недели не хватит.
Как Спожинку проведешь, так и год проживешь.
В Спожинку гуляй, да про семью и деток не забывай, а то все прокутишь и прогуляешь, всех и семью без корма оставишь.
Гость пришел, каравай на стол, да кваску, чтобы в доме добро хранилось и в закромах зерно не выводилось.
3. Поднесеньев день – так называли этот день.
Стой у ворот и всех приглашай, и всем яства и питье подавай,
Подавай, подавай, да и семью не забывай.
Кто придет, не выгоняй, за стол посади, да яства неси, уважай гостя и проводи сполна со двора.
4. Ходили по гостям, друг друга угощали, да нахваливали, чтобы добро было и никуда не ушло.
5. Родителей почитали на красно место садили, да и все угощали, угощали и с подарками провожали.
Невестки свое уменье показывали — пирогов напекали и сладости выставляли.
Чай пили и друг друга хвалили.
Родители, родственники, дружки и подруги к новобрачным ходили, пироги и сладости едали, да нахваливали.
Молодые просили «позыватого», чтобы он родных и близких созвал, да и на невестку посмотреть, как в доме дела, как скотина жива если, что не так поговорить и показать, да наказать.
Молодые невестки, готовы угодить, чтобы все были довольны, да похвалу получить.
5. Утром женщины с овсяным хлебом выходили на берег реки, озера или пруда встречать матушку — Осенину. Старшая женщина держала в руках хлеб, а молодые пели песни, потом разламывали хлеб на кусочки по числу присутствовавших, несли его домой, где кормили им домашнюю скотину.
6. С Осенин начиналась пора посиделок.
Девицы с пряжей собирались в одной избе, к ним приходили парни с угощением и пели песни и водили хороводы.
7. Как и в день весеннего равноденствия, в этот день в избах обновляли огонь – старый гасили и зажигали новый.
8. Во избежание дурного глаза, порчи и болезней жгли старую и ненужную обувь и одежду.
Сжигая старые вещи читали заговор: «Старье гори, и нечисть от нас забери, все углы окури и порядок в доме наведи».
Печка, печенька забери нечисть от нас, да тепла придай, согревай, да всю нечисть выгоняй.
9. Детей на пороге дома обливали водой, чтобы здоровыми были и хворь забыли.
10. Подать милостыню нищим необходимо, чтобы в доме порядок был и больше детишек нарожать и нечисть убрать.
11. Проводился обряд на благополучие в вашей жизни. Нужно напечь пироги и раздать их.
Мясные пироги привлекут удачу в карьере.
Капустные – денежное изобилие.
Фруктовые и ягодные – счастье в семейной жизни.
Пироги раздайте неимущим, а также родственникам и соседям.
Пироги раздайте, да счастье свое ожидайте.
12. Обряд на удачное замужество. Нужно надеть красное платье или юбку. Написать на листе бумаги желание. Закопать листок под рябиной (которая растет во дворе или около дома). Сорвать ветку с той рябины и принести домой. На ночь положить ее под подушку. Утром достать и засушить. Хранить до тех пор, пока не найдется жених.
Что нельзя делать 21 сентября
Помимо запрета на работу, как это принято в большой церковный праздник, были специальные «женские» и «мужские» запреты.
Женщинам запрещалось рукодельничать, чтобы не «опутать» нитками Богородицу. Мужчинам запрещалось перечить женщинам, особенно строго запрещалось их обижать. День считался бабьим, и за женские слезы Богородица могла наслать на обидчика большие беды.
Хлеб, испеченный или купленный в этот день, нужно съесть в кругу семьи. С чужими людьми им делиться нельзя.
Нельзя работать в поле и огороде.
Нельзя мыть полы и убираться в доме.
Нельзя шить и вышивать.
Кроме того, строжайше запрещалось сквернословить, поскольку Богоматерь строго, вплоть до немоты, карала тех, кто не следил за языком.
Погода
Погода в этот день, такая и осень будет.
Тепло на улице – к теплой осени.
Чем больше на луке шелухи, тем холоднее зима будет.
Алый закат или рассвет – к ветряной и дождливой погоде.
С утра иней на траве – к непогоде.
С деревьев практически все листья опали – к ранней зиме.
На деревьях паутины много – к теплу.
Зайцы роют норы – к суровой зиме.
Перелетные птицы низко летят – к похолоданию.
Гроза – к теплой осени.
Как правильно поздравлять с Рождеством Пресвятой Богородицы
Как только двадцатый день сентября меняется на двадцать первый, мы начинаем праздновать великое Рождество Пресвятой Богородицы. Эта дата имеет особое значение в нашей вере и наших сердцах. Этот день, как самый светлый повод, чтобы поздравлять друг друга, дарить теплые пожелания и символичные презенты.
Рождество Пресвятой Богородицы отмечается каждый раз в новый день недели, а это значит что не всегда он выпадает на выходной. Конечно, лучше всего посетить в этот день храм, помолиться, очиститься, а после приобрести там икону, посвященную этому празднику и подарить ее своим близким людям. Такое поздравление будет безусловно самым лучшим!
Поздравить с Рождеством Пресвятой Богородицы можно и на словах. Как правило, верующие люди поздравляют всех знакомых, кто встречается им на пути. С улыбкой и, главное, от души.
Разнообразие ярких открыток и красивых стихов у нас на сайте и в интернете не заставит вас долго выбирать и вы обязательно найдете самое лучшее поздравление для близких.
4 молитвы на Рождество Пресвятой Богородицы
Молитва на Рождество Пресвятой Богородицы из акафиста
«О, Пресвятая и Богоизбранная Дево, Владычице наша Богородице, Небеси и земли Царице, на радость и утешение всему миру от бесплодных и бесчадных родителей Богом дарованная! Родившиеся Божиим промышлением, Ты разрешила еси неплодствие рождшия Тя, и ныне неплодное сердце мое плодоносно сотвори предстательством Твоим у Престола Вседержителева, неплодствовати же соделай мя злыми делы, гнилыми словесы и нечистыми помышленьми. О, Всеблаженная, да явлюся чадо Божие, добродетелей благоплодие присно приносящее. Ты утолила еси пречистым рождеством Твоим плач праматери нашея Евы, и праведныя родители Твоя избавила еси поношения безчадства, и ныне утоли плач и воздыхания многоболезненныя и любогреховныя души моея и избави всех нас поношения злосмрадных дел наших, страстей бесчестия и от всякого порабощения вражеского. Наипаче же даруй нам, Пресвятая Богородице Дево, во всесветлый день рождества Твоего чистым сердцем разумети и памятовати, с коликою радостию и благодарением неплодная утроба святыя праведныя Анны ношаше Тя, да и мы не точию словесы, но наипаче делы своими выну будем со умилением сердечнем прославляти Тя, вопиюще: Слава пришествию Твоему, Чистая. Слава рождеству Твоему. Слава девству Твоему, Мати Безневестная. Купно же с Тобою сподоби нас непрестанно славити и величати Всесвятый Плод Твой, Слово воплощено, во чреве Твоем неопально носимо, Ему же слава подобает, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
Молитва на Рождество Пресвятой Богородицы иная
«О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тьме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небесного, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единого Истинного Бога, во Святей Троице поклоняемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.»
Молитва на Рождество Пресвятой Богородицы иная
«Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умиленно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли коемуждо потребная. Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужество ко благу направи, грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши, болящих уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия, обаче буди нам в помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольского прельщения прогневляем Бога: Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь. Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник, верно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему. Ты бо молитвами беззакония наша туне очищаеши, темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительнаго неверия; молитвами Твоими, подающи дожди благовременны и земле обильное плодоносие, вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа, Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
Молитва на Рождество Пресвятой Богородицы иная
«О, Пречистая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, от неплодове по обетованию рождшаяся и чистоты ради души и тела Твоего сподобльшаяся быти Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, с Нимже ныне на небеси пребывавши и имаши велие дерзновение ко Пресвятой Троице, от Неяже, яко Царица, венцем вечнаго царствования увенчана еси. Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: исходатайствуй нам у Всемилостиваго Господа Бога прощение всех прегрешений наших вольных и невольных; страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия возстановление, времена мирны и безмятежны, крамол злых непричастны; ко изобилию же плодов земных, воздуха благорастворения, дожди мирны и благовременны. И вся, яже к житию и спасению нашему потребная, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего. Наипаче же благопоспеши нам украситися благими нравы и добрыми делы, да, елико мощно, подражатели будем святому Твоему житию, имже от юности на земли украшалася еси, благоугождающи Господу; сего ради явилася еси честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Ей, Госпоже Пресвятая, буди нам во всем скорая Помощница и премудрая ко спасению Наставница, да Тебе последствующи и Тобою воспомоществуеми, сподобимся наследницы быти Небеснаго Царствия, страданиями Сына Твоего исходатайственнаго, исполнителям же святых заповедей Его обещаннаго. Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Тебе весь живот наш предаем, чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлены быти в час исхода нашего от жития сего, и на Страшном Суде Сына Твоего, Христа Бога нашего деснаго Его стояния сподобитися, и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити, благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков. Аминь.»