- Михаил Зощенко ~ Телефон - 02.10.2024
- Михаил Зощенко ~ Стакан - 02.10.2024
- Михаил Зощенко ~ Сравнительно умная кошка - 02.10.2024
Читать рассказ М. Зощенко «Рогулька»
Утром над нашим пароходом стали кружиться самолёты противника.
Первые шесть бомб упали в воду. Седьмая бомба попала в корму. И наш пароход загорелся.
И тогда все пассажиры стали кидаться в воду.
Не помню, на что я рассчитывал, когда бросился за борт, не умея плавать. Но я тоже бросился в воду. И сразу погрузился на дно.
Не знаю, какие там бывают у вас химические или физические законы, но только при полном неумении плавать я выплыл наружу.
Выплыл наружу и сразу же ухватился рукой за какую-то рогульку, которая торчала из-под воды.
Держусь за эту рогульку и уже не выпускаю её из рук. Благословляю небо, что остался в живых и что в море понатыканы такие рогульки для указания мели и так далее.
Вот держусь за эту рогульку и вдруг вижу — кто-то ещё подплывает ко мне. Вижу — какой-то штатский вроде меня. Прилично одетый — в пиджаке песочного цвета и в длинных брюках.
Я показал ему на рогульку. И он тоже ухватился за неё.
И вот мы держимся за эту рогульку. И молчим. Потому что говорить не о чем.
Впрочем, я его спросил — где он служит, но он ничего не ответил. Он только выплюнул воду изо рта и пожал плечами. И тогда я понял всю нетактичность моего вопроса, заданного в воде.
И хотя меня интересовало знать — с учреждением ли он плыл на пароходе, как я, или один,— тем не менее я не спросил его об этом.
Но вот держимся мы за эту рогульку и молчим. Час молчим. Три часа ничего не говорим. Наконец мой собеседник произносит:
— Катер идёт…
Действительно, видим: идёт спасательный катер и подбирает людей, которые ещё держатся на воде.
Стали мы с моим собеседником кричать, махать руками, чтоб с катера нас заметили. Но нас почему-то не замечают. Не подплывают к нам.
Тогда я скинул с себя пиджак и рубашку и стал махать этой рубашкой: дескать, вот мы тут, сюда, будьте любезны, подъезжайте.
Но катер не подъезжает.
Из последних сил я машу рубашкой: дескать, войдите в положение, погибаем, спасите наши души.
Наконец с катера кто-то высовывается и кричит нам в рупор:
— Эй вы, трамтарарам, за что, обалдели, держитесь — за мину!
Мой собеседник как услышал эти слова, так сразу шарахнулся в сторону. И, гляжу, поплыл к катеру…
Инстинктивно я тоже выпустил из рук рогульку. Но как только выпустил, так сразу же с головой погрузился в воду. Снова ухватился за рогульку и уже не выпускаю её из рук.
С катера в рупор кричат мне:
— Эй ты, трамтарарам, не трогай, трамтарарам, мину!
— Братцы,— кричу,— без мины я как без рук! Потону же сразу! Войдите в положение! Плывите сюда, будьте так великодушны!
В рупор кричат:
— Не можем подплыть, дура-голова,— подорвёмся на мине. Плыви, трамтарарам, сюда. Или мы уйдём сию минуту.
Думаю: «Хорошенькое дело — плыть при полном неумении плавать». И сам держусь за рогульку так, что даже при желании меня не оторвать.
Кричу:
— Братцы, моряки! Уважаемые флотские товарищи! Придумайте что-нибудь для спасения ценной человеческой жизни!
Тут кто-то из команды кидает мне канат. При этом в рупор и без рупора кричат:
— Не вертись, чтоб ты сдох, взорвётся мина!
Думаю: «Сами нервируют криками. Лучше бы, думаю, я не знал, что это мина, я бы вёл себя ровней. А тут, конечно, дёргаюсь — боюсь. И мины боюсь и без мины ещё того больше боюсь».
Наконец ухватился за канат. Осторожно обвязал себя за пояс. Кричу:
— Тяните, ну вас к чёрту… Орут, орут, прямо надоело…
Стали они меня тянуть. Вижу, канат не помогает. Вижу — вместе с канатом, вопреки своему желанию, опускаюсь на дно. Уже ручками достаю морское дно. Вдруг чувствую — тянут кверху, поднимают.
Вытянули на поверхность. Ругают — сил нет. Уже без рупора кричат:
— С одного тебя такая длинная канитель, чтоб ты сдох… Хватаешься за мину во время войны… Вдобавок не можешь плыть… Лучше бы ты взорвался на этой мине — обезвредил бы её и себя…
Конечно, молчу. Ничего им не отвечаю. Поскольку — что можно ответить людям, которые меня спасли. Тем более сам чувствую свою недоразвитость в вопросах войны, недопонимание техники, неумение отличить простую рогульку от бог знает чего.
Вытащили они меня на борт. Лежу. Обступили.
Вижу — и собеседник мой тут. И тоже меня отчитывает, бранит — зачем, дескать, я указал ему схватиться за мину. Дескать, это морское хулиганство с моей стороны. Дескать, за это надо посылать на подводные работы от трёх до пяти лет. Собеседнику я тоже ничего не ответил, поскольку у меня испортилось настроение, когда я вдруг обнаружил, что нет со мной рубашки. Пиджак тут, при мне, а рубашки нету.
Хотел попросить капитана — сделать круг на ихнем катере, чтоб осмотреться, где моя рубашка, нет ли её на воде. Но, увидев суровое лицо капитана, не решился его об этом просить.
Скорей всего рубашку я на мине оставил. Если это так, то, конечно, пропала моя рубашка.
После спасения я дал себе торжественное обещание изучить военное дело.
Отставать от других в этих вопросах не полагается.
Краткое содержание рассказа «Рогулька»
Главный герой рассказа Михаила Зощенко «Рогулька», от лица которого ведётся повествование, плыл на пароходе. Шла война и пароход был атакован вражескими самолётами. Одна бомба взорвалась на корме парохода, и начался пожар.
Люди, плывшие на пароходе, стали прыгать в воду. Рассказчик совершенно не умел плавать, но он вместе со всеми прыгнул в воду. Каким-то чудом он сумел удержаться на поверхности и ухватился за какую-то рогульку. Герой рассказа стал ждать, когда пассажиров начнут спасать.
Через какое-то время к нему подплыл человек в гражданской одежде, и рассказчик показал ему на рогульку, предлагая за неё держаться. Человек ухватился за рогульку, и теперь они вдвоём принялись ждать помощь.
Прошло три часа, и на воде появился спасательный катер, который стал подбирать людей из воды. Но катер почему-то не подплывал к рассказчику и его товарищу по несчастью. Они постарались криками привлечь внимание спасателей. Их призыв о помощи был услышан, но катер так и не подплыл к ним. Спасатели крикнули рассказчику и его соседу, что они плавают, уцепившись за мину, поэтому катер к ним подплывать не будет.
Услышав эти слова, сосед рассказчика тут же отцепился от рогульки, которая оказалась миной, и поплыл к катеру. Герой рассказа хотел поступить так же, но когда он отпустил мину, то сразу пошёл ко дну. Кое-как он вынырнул на поверхность и вновь ухватился за мину.
Рассказчик крикнул спасателям, что он не умеет плавать и стал умолять спасти его. Спасатели бросили рассказчику канат, он сумел им обвязаться и тогда его стали подтягивать к катеру. Поскольку герой рассказа не умел плавать, он сразу пошёл ко дну, но спасатели успели вытащить его на катер, не дав захлебнуться.
Его товарищ по несчастью, который был тут же, на катере, принялся ругать героя рассказа за то, что тот посоветовал ему ухватиться за мину. Но рассказчик ничего ему не отвечал, поскольку чувствовал себя виноватым и понимал, что совершенно не разбирается в военной технике. После того случая герой рассказа дал себе обещание, что обязательно изучит военное дело.
Таково краткое содержание рассказа.
Анализ рассказа
Главная мысль рассказа Зощенко «Рогулька» заключается в том, что порой определённое неведение может спасти жизнь. Герой рассказа, который не умел плавать, во время авиа налёта очутился в воде, и он ухватился за плавучую мину, чтобы не утонуть. Если бы рассказчик знал, что это мина, он бы не стал за неё хвататься, боясь вызвать взрыв, но тогда бы он утонул.
Рассказ Зощенко «Рогулька» учит сохранять спокойствие и не поддаваться панике в экстремальных ситуациях. Герой рассказа не умел плавать, но он не стал паниковать, очутившись в воде, а проявил выдержку и спокойствие, уцепился за плавающую неподалёку «рогульку» и дождался появления спасателей.
В рассказе мне понравился главный герой, который проявил выдержку и выжил после того, как спасся с горящего парохода. Хорошо бы главному герою научиться плавать, это умение очень ценно по жизни.
Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко «Рогулька»?
- Утопающий хватается за соломинку.
- Из огня, да в полымя.
- Век живи, век учись.