Михаил Зощенко ~ Мелкий случай из личной жизни

Зощенко Михаил Михайлович (1894-1958)
Зощенко Михаил Михайлович (годы жизни 1894 — 1958), русский (советский) писатель сатирик, мастер коротких юмористических рассказов.
Зощенко Михаил Михайлович (1894-1958)

Главная мысль рассказа «Мелкий случай из личной жизни» — Какая-нибудь мелочь может испортить человеку весь день.

Рассказ учит быть предусмотрительным и всегда иметь какой-то запас. Учит не обращать внимания на жизненные неурядицы и всегда сохранять хорошее расположение духа. Учит отзывчивости и доброжелательности к другим людям.

Главные герои рассказа «Мелкий случай» и их характеристика

  • Василий Иванович. Простой пролетарий, желавший посмотреть спектакль. Принципиальный, решительный.
  • Вешальщик. Обидчивый, принципиальный, склочный.

Читать рассказ М.Зощенко — Мелкий случай из личной жизни

Иду я раз однажды по улице и вдруг замечаю, что на меня женщины не смотрят.

Бывало, раньше выйдешь на улицу этаким, как говорится, кандебобером, а на тебя смотрят, посылают воздушные взгляды, сочувственные улыбки, смешки и ужимки.

А тут вдруг вижу ничего подобного!

Вот это, думаю, жалко! Все-таки, думаю, женщина играет некоторую роль в личной жизни.

Один буржуазный экономист или, кажется, химик высказал оригинальную мысль, будто не только личная жизнь, а все, чего мы ни делаем, мы делаем для женщин. И, стало быть, борьба, слава, богатство, почести, обмен квартиры и покупка пальто и так далее и тому подобное, все это делается ради женщины.

Ну, это он, конечно, перехватил, собака, заврался на потеху буржуазии, но что касается личной жизни, то я с этим всецело согласен.

Я согласен, что женщина играет некоторую роль в личной жизни.

Все-таки, бывало, в кино пойдешь, не так обидно глядеть худую картину. Ну там, ручку пожмешь, разные дурацкие слова говоришь, все это скрашивает современное искусство и бедность личной жизни.

Так вот, каково же мое самочувствие, когда раз однажды я вижу, что женщины на меня не смотрят!

Что, думаю, за черт? Почему на меня бабы не глядят? С чего бы это? Чего им надо?

Вот я прихожу домой и поскорей гляжусь в зеркало. Там, вижу, вырисовывается потрепанная морда. И тусклый взор. И краска не играет на щеках.

Ага, теперь понятно! говорю я сам себе. Надо усилить питание. Надо наполнить кровью свою поблекшую оболочку.

И вот я в спешном порядке покупаю разные продукты.

Я покупаю масло и колбасу. Я покупаю какао и так далее.

Все это ем, пью и жру прямо безостановочно. И в короткое время возвращаю себе неслыханно свежий, неутомленный вид.

Ещё по теме:  Михаил Зощенко ~ Не надо врать

И в таком виде фланирую по улицам. Однако замечаю, что дамы по-прежнему на меня не смотрят.

Ага, говорю я сам себе, может быть, у меня выработалась дрянная походка? Может быть, мне не хватает гимнастических упражнений, висения на кольцах, прыжков? Может, мне недостает крупных мускулов, на которые имеют обыкновение любоваться дамы?

Я покупаю тогда висячую трапецию. Покупаю кольца и гири и какую-то особенную рюху.

Я вращаюсь, как сукин сын, на всех этих кольцах и аппаратах. Я верчу по утрам рюху. Я бесплатно колю дрова соседям.

Я, наконец, записываюсь в спортивный кружок. Катаюсь на лодках и на лодчонках. Купаюсь до ноября. При этом чуть не тону однажды. Я ныряю сдуру на глубоком месте, но, не достав дна, начинаю пускать пузыри, не умея прилично плавать.

Я полгода убиваю на всю эту канитель. Я подвергаю жизнь опасности. Я дважды разбиваю себе башку при падении с трапеции.

Я мужественно сношу все это и в один прекрасный день, загорелый и окрепший, как пружина, выхожу на улицу, чтобы встретить позабытую женскую одобрительную улыбку.

Но этой улыбки опять не нахожу.

Тогда я начинаю спать при открытом окне. Свежий воздух внедряется в мои легкие. Краска начинает играть на моих щеках. Морда моя розовеет и краснеет. И принимает даже почему-то лиловый оттенок.

Co своей лиловой мордой я иду однажды в театр. И в театре, как ненормальный, кручусь вокруг женского состава, вызывая нарекания и грубые намеки со стороны мужчин и даже толкание и пихание в грудь. И в результате вижу две-три жалкие улыбки, каковые меня мало устраивают.

Там же, в театре, я подхожу к большому зеркалу и любуюсь на свою окрепшую фигуру и на грудь, которая дает теперь с напружкой семьдесят пять сантиметров.

Я сгибаю руки и выпрямляю стан и расставляю ноги то так, то так.

И искренне удивляюсь той привередливости, того фигурянья со стороны женщин, которые либо с жиру бесятся, либо пес их знает, чего им надо.

Я любуюсь в это большое зеркало и вдруг замечаю, что я одет неважно. Я прямо скажу худо и даже безобразно одет. Прекороткие штаны с пузырьками на коленях приводят меня в ужас и даже в содрогание.

Но я буквально остолбеваю, когда гляжу на свои нижние конечности, описанию которых не место в художественной литературе.

Ах, теперь понятно! говорю я сам себе. Вот что сокрушает мою личную жизнь я плохо одеваюсь.

И, подавленный, на скрюченных ногах, я возвращаюсь домой, давая себе слово переменить одежду.

И вот в спешном порядке я строю себе новый гардероб. Я шью по последней моде новый пиджак из лиловой портьеры. И покупаю себе брюки Оксфорд, сшитые из двух галифе.

Я хожу в этом костюме, как в воздушном шаре, огорчаясь подобной моде.

Я покупаю себе пальто на рынке с такими широкими плечами, которых вообще не бывает на нашей планете.

Ещё по теме:  Михаил Зощенко ~ Беда (+ Анализ)

И в выходной день однажды в таком наряде выхожу на Тверской бульвар.

Я выхожу на Тверской бульвар и выступаю, как дрессированный верблюд. Я хожу туда и сюда, вращаю плечами и делаю па ногами.

Женщины искоса поглядывают на меня со смешанным чувством удивления и страха.

Мужчины те смотрят менее косо. Раздаются ихние замечания, грубые и некультурные замечания людей, не понимающих всей ситуации.

Там и сям слышу фразы:

Эво, какое чучело! Поглядите, как, подлец, нарядился! Как, говорят, ему не стыдно? Навернул на себя три километра материи.

Меня осыпают насмешками и хохочут надо мной.

Я иду, как сквозь строй, по бульвару, неясно на что-то надеясь.

И вдруг у памятника Пушкину я замечаю прилично одетую даму, которая смотрит на меня с бесконечной нежностью и даже лукавством.

Я улыбаюсь в ответ и три раза, играя ногами, обхожу памятник Пушкину. После чего присаживаюсь на скамеечку, что напротив.

Прилично одетая дама, с остатками поблекшей красоты, пристально смотрит на меня. Ее глаза любовно скользят по моей приличной фигуре и по лицу, на котором написано все хорошее.

Я наклоняю голову, повожу плечами и мысленно любуюсь стройной философской системой буржуазного экономиста о ценности женщин.

Я подмигиваю Пушкину: дескать, вот, мол, началось, Александр Сергеевич.

Я снова обращаюсь к даме, которая теперь, вижу, буквально следит немигающими глазами за каждым моим движением.

Тогда я начинаю почему-то пугаться этих немигающих глаз. Я и сам не рад успеху у этого существа. И уже хочу уйти. И уже хочу обогнуть памятник, чтобы сесть на трамвай и ехать куда глаза глядят, куда-нибудь на окраину, где нет такой немигающей публики.

Но вдруг эта приличная дама подходит ко мне и говорит:

Извините, уважаемый… Очень, говорит, мне странно об этом говорить, но вот именно такое пальто украли у моего мужа. Не откажите в любезности показать подкладку.

Ну да, конечно, думаю, неудобно же ей начать знакомство с бухты-барахты.

Я распахиваю свое пальто и при этом делаю максимальную грудь с напружкой.

Оглядев подкладку, дама поднимает истошный визг и крики. Ну да, конечно, это ее пальто! Краденое пальто, которое теперь этот прохвост, то есть я, носит на своих плечах.

Ее стенания режут мне уши. Я готов провалиться сквозь землю в новых брюках и в своем пальто.

Мы идем в милицию, где составляют протокол. Мне задают вопросы, и я правдиво на них отвечаю.

А когда меня, между прочим, спрашивают, сколько мне лет, я называю цифру и вдруг от этой почти трехзначной цифры прихожу в содрогание.

Ах, вот отчего на меня не смотрят! говорю я сам себе. Я попросту постарел. А я было хотел свалить на гардероб недостатки своей личной жизни.

Я отдаю краденое пальто, купленное на рынке, и налегке, со смятенным сердцем, выхожу на улицу.

Ну, ладно, обойдусь! говорю я сам себе. Моя личная жизнь будет труд. Я буду работать. Я принесу людям пользу. Не только света в окне, что женщина.

Ещё по теме:  Михаил Зощенко ~ Обезьяний язык

Я начинаю издеваться над словами буржуазного ученого.

Это брехня! говорю я себе. Это досужие выдумки! Типичный западный вздор!

Я хохочу. Плюю направо и налево. И отворачиваю лицо от проходящих женщин.

Но вот что интересно этот небольшой случай произошел со мной года два назад.

И хотя за эти два года я, казалось бы, еще больше постарел, но тем не менее этим летом я познакомился с одной особой, и она, представьте себе, мною сильно увлеклась. И, главное, смешная подробность: я в это лето одевался, как нарочно, исключительно худо. Ходил черт знает в каких штанах и в дырявых спортивных туфлях.

И вот тем не менее это на любовь не повлияло. И я через это счастлив и доволен, и даже мы вскоре женимся по взаимной любви.

И я надеюсь, что то, что вы прочтете в следующем рассказе, с нами не произойдет.

Краткий пересказ рассказа «Мелкий случай из личной жизни»

Василий Иванович давно мечтал сходить в театр и провести время в культурном месте. Он заранее купил билет в театр, не пожалев целкового. Он хорошо подготовился к визиту в театр, помылся, побрился, повязал галстук, и в радостном настроении отправился в театр.

Но, раздеваясь в гардеробе, Василий Иванович увидел объявление, что за раздевание надо заплатить еще 20 копеек. А этих денег у него не было. Делать нечего, разделся Василий Иванович и вещи с галошами подает, а также всю мелочь, что в кармане наскреб.

Вешальщик пересчитал деньги и начал ругаться, говоря, что за шесть копеек ему противно за чужими  галошами ухаживать. Началась ссора, крик, другие вешальщики обсуждать все начали. А уже последние люди в зал проходят, спектакль начинается.

Чуть не заплакал Василий Иванович, пообещал вешальщику при случае в морду дать, одежду надел и в зал рванулся. А там его одетым не пускают, не положено.

Заметался Василий Иванович, и билет в руках есть, и музыка уже играет, а пройти в зал никак не возможно. Снял он одежду, в валик скрутил, все равно не пускают.
А тут уже антракт начинается. Бросился Василий Иванович обратно к вешальщику, чуть не в драку кинулся. Но разняли, а один сердобольный старичок вешальщик даже предложил Василию Ивановичу к нему даром вещи повесить, только с тем, чтобы назавтра занес деньги.

Но Василий Иванович отказался. Сказал, что все равно половина спектакля прошла и теперь он не поймет в чем дело. Продал с трудом свой билет беспризорному за гривенник, плюнул и ушел.

Кратчайшее содержание рассказа «Мелкий случай» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Василий Иванович собрался в театр.
  2. Оказалось, что в гардеробе надо заплатить двадцать копеек.
  3. Василий Иванович стал спорить.
  4. Его не пустили в зал одетым и с вещами.
  5. Чуть не случилась драка.
  6. Василий Иванович продал билет и ушел.

 

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа