- Михаил Зощенко ~ Телефон - 02.10.2024
- Михаил Зощенко ~ Стакан - 02.10.2024
- Михаил Зощенко ~ Сравнительно умная кошка - 02.10.2024
Если разбирать произведение, с поправкой на то послереволюционное время, в которое был написан рассказ, то писатель высмеивал бескультурье, которого вылезло слишком много во времена НЭПа, случившегося в молодом государстве. Но и сейчас можно считать это произведение актуальным, ибо далеко не все умеют вести себя прилично в культурном месте, например не выключают мобильные телефоны (а ведь настоятельно просят!), что определённо мешает остальным добропорядочным гражданам прикасаться к великому миру искусства…
Читать рассказ М.Зощенко «Прелести культуры»
Я всегда симпатизировал центральным убеждениям.
Даже вот когда в эпоху военного коммунизма нэп вводили, я не протестовал. Нэп так нэп. Вам видней.
Но, между прочим, при введении нэпа сердце у меня отчаянно сжималось. Я как бы предчувствовал некоторые резкие перемены.
И действительно, при военном коммунизме куда как было свободно в отношении культуры и цивилизации. Скажем, в театре можно было свободно даже не раздеваться — сиди, в чём пришёл. Это было достижение.
А вопрос культуры — это собачий вопрос. Хотя бы насчёт того же раздеванья в театре. Конечно, слов нету, без пальто публика выгодней отличается — красивей и элегантней. Но что хорошо в буржуазных странах, то у нас иногда выходит боком.
Товарищ Локтев и его дама Нюша Кошелькова на днях встретили меня на улице. Я гулял или, может быть, шёл горло промочить — не помню.
Встречают и уговаривают:
— Горло, говорят, Василий Митрофанович, от вас не убежит. Горло завсегда при вас, завсегда его прополоскать успеете. Идёмте лучше сегодня в театр. Спектакль — «Грелка».
И, одним словом, уговорили меня пойти в театр — провести культурно вечер.
Пришли мы, конечно, в театр. Взяли, конечно, билеты. Поднялись по лестнице. Вдруг назад кличут. Велят раздеваться.
— Польта,— говорят,— сымайте.
Локтев, конечно, с дамой моментально скинули польта. А я, конечно, стою в раздумье. Пальто у меня было в тот вечер прямо на ночную рубашку надето. Пиджака не было. И чувствую, братцы мои, сымать как-то неловко. «Прямо,— думаю,— срамота может произойти». Главное — рубаха нельзя сказать что грязная. Рубаха не особенно грязная. Но, конечно, грубая, ночная. Шинельная пуговица, конечно, на вороте пришита крупная. «Срамота,— думаю,— с такой крупной пуговицей в фойе идти».
Я говорю своим:
— Прямо, говорю, товарищи, не знаю, чего и делать. Я сегодня одет неважно. Неловко как-то мне пальто сымать. Все-таки подтяжки и сорочка опять же грубая.
Товарищ Локтев говорит:
— Ну, покажись.
Расстегнулся я. Показываюсь.
— Да,— говорит,— действительно видик…
Дама тоже, конечно, посмотрела и говорит:
— Я, говорит, лучше домой пойду. Я, говорит, не могу, чтоб кавалеры в одних рубахах рядом со мной ходили. Вы бы, говорит, ещё подштанники поверх штанов пристегнули. Довольно, говорит, вам неловко в таком отвлечённом виде в театры ходить.
Я говорю:
— Я не знал, что я в театры иду,— дура какая. Я, может, пиджаки редко надеваю. Может, я их берегу,— что тогда?
Стали мы думать, что делать. Локтев, собака, говорит:
— Вот чего. Я, говорит, Василий Митрофанович, сейчас тебе свою жилетку дам. Надевай мою жилетку и ходи в ней, будто тебе всё время в пиджаке жарко.
Расстегнул он свой пиджак, стал щупать и шарить внутри себя.
— Ой,— говорит,— мать честная, я, говорит, сам сегодня не при жилетке. Я, говорит, тебе лучше сейчас галстук дам, всё-таки приличней. Привяжи на шею и ходи, будто бы тебе всё время жарко.
Дама говорит:
— Лучше, говорит, я, ей-богу, домой, пойду. Мне, говорит, дома как-то спокойней. А то, говорит, один кавалер чуть не в подштанниках, а у другого галстук заместо пиджака. Пущай, говорит, Василий Митрофанович в пальто попросит пойти.
Просим и умоляем, показываем союзные книжки — не пущают.
— Это,— говорят,— не девятнадцатый год — в пальто сидеть.
— Ну,— говорю,— ничего не пропишешь. Кажись, братцы, надо домой ползти.
Но как подумаю, что деньги заплачены, не могу идти — ноги не идут к выходу.
Локтев, собака, говорит:
— Вот чего. Ты, говорит, подтяжки отстегни,— пущай их дама понесёт заместо сумочки. А сам валяй, как есть: будто у тебя это летняя рубашка апаш и тебе, одним словом, в ней всё время жарко.
Дама говорит:
— Я подтяжки не понесу, как хотите. Я, говорит, не для того в театры хожу, чтоб мужские предметы в руках носить. Пущай Василий Митрофанович сам несёт или в карман себе сунет.
Раздеваю пальто. Стою в рубашке, как сукин сын. А холод довольно собачий. Дрожу и прямо зубами лязгаю. А кругом публика смотрит.
Дама отвечает:
— Скорей вы, подлец этакий, отстёгивайте помочи. Народ же кругом ходит. Ой, ей-богу, лучше я домой сейчас пойду.
А мне скоро тоже не отстегнуть. Мне холодно. У меня, может, пальцы не слушаются — сразу отстёгивать. Я упражнения руками делаю.
После приводим себя в порядок и садимся на места.
Первый акт проходит хорошо. Только что холодно. Я весь акт гимнастикой занимался.
Вдруг в антракте задние соседи скандал поднимают. Зовут администрацию. Объясняют насчёт меня.
— Дамам,— говорят,— противно на ночные рубашки глядеть. Это, говорят, их шокирует. Кроме того, говорят, он всё время вертится, как сукин сын.
Я говорю:
— Я верчусь от холода. Посидите-ка в одной рубахе. А я, говорю, братцы, и сам не рад. Что же сделать?
Волокут меня, конечно, в контору. Записывают всё как есть.
После отпускают.
— А теперь,— говорят,— придётся вам трёшку по суду отдать.
Вот гадость-то! Прямо не угадаешь, откуда неприятности…
Краткое содержание рассказа «Прелести культуры»
Главный герой рассказа Михаила Зощенко «Прелести культуры», которого звали Василий Митрофанович, однажды на улице встретил своих знакомых, товарища Локтева и его даму по имени Нюша. Знакомые уговорили Василия Митрофановича пойти в театр.
В театре они купили билеты и уже собирались пройти в зал, когда от них потребовали снять верхнюю одежду. Тут Василий Митрофанович задумался, как ему быть. Выходя на улицу, он и не предполагал, что пойдёт в театр, поэтому надел пальто прямо на ночную рубаху.
Терять деньги, уплаченные за билет, было жалко, и пришлось искать выход из положения. Сначала товарищ Локтев хотел предложить Василию Митрофановичу свою жилетку, чтобы надеть её поверх рубахи, но оказалось, что он сегодня жилетку не надел.
Потом товарищ Локтев придумал, что поверх ночной рубахи можно надеть галстук, который он готов был снять с себя. Но тут возмутилась Нюша, которая не желала ходить в сопровождении столь несуразно одетых кавалеров.
В итоге решили, что Василий Митрофанович пойдет в зал в рубахе. В театре было достаточно холодно, и герой рассказа довольно быстро замерз. Чтобы согреться, он во время представления стал делать упражнения.
Закончилось все тем, что зрители, сидевшие позади Василия Митрофановича, в антракте пожаловались на него в администрацию театра за неприглядный внешний вид и беспокойное поведение во время спектакля. Василий Митрофанович пытался объясниться, но его объяснения не возымели эффекта и он подвергся штрафу в три рубля.
Главная мысль рассказа Зощенко «Прелести культуры»
Главная мысль рассказа Зощенко «Прелести культуры» заключается в том, что можно попасть впросак из-за собственной непредусмотрительности. Василий Митрофанович отправился на улицу, накинув пальто прямо на ночную рубаху. Обстоятельства привели его в театр, где герой рассказа из-за неподобающего внешнего вида был оштрафован.
Рассказ Зощенко «Прелести культуры» учит тому, что одеваться надо сообразно обстановке. Есть определённые нормы в одежде. Ночная рубаха носится ночью, утром она должна быть убрана в шкаф. На улицу стоит одеваться по-уличному, то есть под верхней одеждой должна быть приличная и аккуратная одежда.
В рассказе мне понравился главный герой, Василий Митрофанович, который не стал паниковать в театре, а попытался сделать вид, что ничего не произошло.
Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко «Прелести культуры»?
- Голь на выдумки хитра.
- На чужую одежку плоха надежда.
- Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь.