Михаил Зощенко ~ Баня (+Анализ)

Зощенко Михаил Михайлович (1894-1958)

В 1925 году Михаил Зощенко написал рассказ «Баня». Этот рассказ в творчестве Михаила Михайловича занимает особое значение, ведь в нём раскрылось истинное сатирическое мастерство автора.

баня

Читать сатирический рассказ Михаила Зощенко «Баня»

Говорят, граждане, в Америке бани отличные.

Туда, например, гражданин придет, скинет белье в особый ящик и пойдет себе мыться. Беспокоиться даже не будет — мол, кража или пропажа — номерка даже не возьмет.

Ну, может, иной беспокойный американец и скажет банщику:

— Гуд бай, дескать, присмотри.

Только и всего.

Помоется этот американец, назад придет, а ему чистое белье подают — стираное и глаженое. Портянки небось белее снега. Подштанники зашиты, залатаны. Житьишко!

А у нас бани тоже ничего. Но хуже. Хотя тоже мыться можно.

У нас только с номерками беда. Прошлую субботу я пошел в баню (не ехать же, думаю, в Америку),— дают два номерка. Один за белье, другой за пальто с шапкой.

А голому человеку куда номерки деть? Прямо сказать — некуда. Карманов нету.

Кругом — живот да ноги. Грех один с номерками. К бороде не привяжешь.

Ну, привязал я к ногам по номерку, чтоб не враз потерять. Вошел в баню.

Номерки теперича по ногам хлопают. Ходить скучно. А ходить надо. Потому шайку надо. Без шайки какое же мытье? Грех один.

Ищу шайку. Гляжу, один гражданин в трех шайках моется. В одной стоит, в другой башку мылит, а третью левой рукой придерживает, чтоб не сперли.

Ещё по теме:  Михаил Зощенко ~ Попалась, которая кусалась

Потянул я третью шайку, хотел, между прочим, ее себе взять, а гражданин не выпущает.

— Ты что ж это,— говорит,— чужие шайки воруешь? Как ляпну, говорит, тебе шайкой между глаз — не зарадуешься.

Я говорю:

— Не царский, говорю, режим шайками ляпать. Эгоизм, говорю, какой. Надо же, говорю, и другим помыться. Не в театре, говорю.

А он задом повернулся и моется. «Не стоять же,— думаю,— над его душой. Теперича, думаю, он нарочно три дня будет мыться». Пошел дальше.

Через час гляжу, какой-то дядя зазевался, выпустил из рук шайку. За мылом нагнулся или замечтался. А только тую шайку я взял себе.

Теперича и шайка есть, а сесть негде. А стоя мыться — какое же мытье? Грех один.

Хорошо. Стою стоя, держу шайку в руке, моюсь.

А кругом-то, батюшки-святы, стирка самосильно идет. Один штаны моет, другой подштанники трет, третий еще что-то крутит. Только, скажем, вымылся — опять грязный. Брызжут, дьяволы. И шум такой стоит от стирки — мыться неохота. Не слышишь, куда мыло трешь. Грех один.

«Ну их,— думаю,— в болото. Дома домоюсь».

Иду в предбанник. Выдают на номер белье. Гляжу — все мое, штаны не мои.

— Граждане,— говорю.— На моих тут дырка была. А на этих эвон где.

А банщик говорит:

— Мы, говорит, за дырками не приставлены. Не в театре, говорит.

Хорошо. Надеваю эти штаны, иду за пальто. Пальто не выдают — номерок требуют. А номерок на ноге забытый. Раздеваться надо. Снял штаны, ищу номерок — нету номерка.

Веревка тут, на ноге, а бумажки нет. Смылась бумажка.

Подаю банщику веревку — не хочет.

— По веревке,— говорит,— не выдаю. Это, говорит, каждый гражданин настрижет веревок — польт не напасешься. Обожди, говорит, когда публика разойдется — выдам, какое останется.

Я говорю:

— Братишечка, а вдруг да дрянь останется? Не в театре же, говорю. Выдай, говорю, по приметам. Один, говорю, карман рваный, другого нету. Что касаемо пуговиц,— то, говорю, верхняя есть, нижних же не предвидится.

Ещё по теме:  Михаил Зощенко ~ Умная собака

Все-таки выдал. И веревки не взял. Оделся я, вышел на улицу. Вдруг вспомнил: мыло забыл. Вернулся снова. В пальто не впущают.

— Раздевайтесь,— говорят.

Я говорю:

— Я, граждане, не могу в третий раз раздеваться. Не в театре, говорю. Выдайте тогда хоть стоимость мыла.

Не дают. Не дают — не надо. Пошел без мыла.

Конечно, читатель может полюбопытствовать: какая, дескать, это баня? Где она? Адрес?

Какая баня? Обыкновенная. Которая в гривенник.


Анализ произведения «Баня» Зощенко

В 1925 году Зощенко написал «Баню». Этот рассказ в творчестве Михаила Михайловича занимает особое значение, ведь в нём раскрылось истинное сатирическое мастерство Зощенко.

История создания

Зощенко бывал в банях. Общественные места – это то, что просто поражает воображение. Михаил Михайлович решил создать произведение, в котором с обличительной силой напустился на обустройство советских бань. Даже рассказ написал, который назвал просто «Баня». В произведении многого иронии. Стилистика легка, поэтому читается произведение на одном дыхании. Это и выделяет творчество Михаила Зощенко среди писателей 20 столетия.

Направление

Произведение можно отнести к критическому реализму. В нём детально описан быть общественных бань.

Жанр и суть рассказа «Баня»

Перед читателями рассказ. Он ведётся от первого лица.

Рассказчик начинает с того, что американские бани устроены лучше наших; в подтверждение своих слов он в юмористической манере описывает советскую баню. Она подверглась сильной критике.

Главные герои и их характеристики

Рассказчик – человек, понимающий нелепость устройства системы.

Граждане в бане – люди, пытающиеся забрать все шайки. Некоторые из них стирают в бане свою одежду!

Проблематика произведения

Несоблюдение гигиены, игнорирование логического обустройства общественных мест, тотальный абсурд, полная вакханалия, каждый делает то, что ему надо, не обращая внимание на соседствующих – вот то, что можно назвать проблематикой Рассказа М. Зощенко.

Основная мысль сатирического рассказа

В рассказе «Баня» автором высмеиваются порядки в городском коммунальном хозяйстве, основанные на пренебрежительном отношении к простому человеку. Герой М. Зощенко и представить себе не может, что люди моются не в бане, а принимают ванну и душ у себя дома, что не обматывают ноги тряпками, а носят тонкие носки, что носят белье не порванное и починенное, а целое. Конечно, недалекий читатель может посмеяться над таким невежеством, но читатель более зрелый сострадает человеку, который знать не знает нормальной цивилизованной жизни. Человек должен жить и находиться в нормальных условиях.

Ещё по теме:  Михаил Зощенко ~ Обезьяний язык

Основной смысл сатирического произведения направлено на обнажение невежественной действительности, искоренение невежества, грубости, мещанского самолюбия и других человеческих пороков. Невежество во всей её красоте. Каждому, наплевать на то, кто рядом, что делает — всеобщая возня в грязной яме. Постоял, постоял автор — да и сделал вывод: «Ну их, — думаю, — в болото. Дома домоюсь». Не каждый выдержит находиться в такой обстановке. А дальше, проблемы с одеванием — номерков нет и одежду приходится по приметам выпрашивать. Целая канитель — вот Вам и обыкновенная баня, за гривенник.

Чему учит нас автор

Важно пытаться менять что-то в жизни, чтобы из неё исчез абсурд. Но также важно оценивать критически то, что происходит вокруг.

Поделитесь с друзьями
На волнах ПоЗиТиВа